Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Типы храмов

Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 1). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: templum in antis—«храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были: простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль (Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон» ), имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере (Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный» ) закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н.э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического периодов. 
Более сложным типом является диптер (Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной»). Это—храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере (Слово «псевдос» по-древнегречески означает «ложь», «неправда») все или большая часть интерколумниев (Термин «интерколумний»—латинского происхождения (интер по-латыни—между, колумна — колонна), означает промежуток между двумя соседними колоннами. ) наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. 
Главное внутреннее помещение храма греки называли наос или секос (по-латински целла). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон (Слово «адитос» по-древнегречески—«недоступный», «священный», отсюда «адитон» — «святилище») (если оно сообщалось с наосом) или описфодом (Слово «описфо» по-древнегречески—«позади», описфодом — задняя часть дома или храма) (если оно имело вход только с задней  стороны, а от целлы отделялось глухой стеной. Описфодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис (Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окружающим внутренние дворы) («пери» — вокруг, «стасис»—состояние, стоящий). 
Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца. 
Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней». 
Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда - особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.