Новости истории

18.01.2018
"Воскрешенная" ДНК двух древнеегипетских мумий, найденных в окрестностях Каира в начале 20 века, помогла ученым раскрыть их родословную и выяснить, что они были двоюродными либо единоутробными братьями

подробнее...

18.01.2018
В этот день, 18 января 1943 г., ровно 75 лет назад немцы вновь начали высылать евреев из Варшавского гетто в Треблинку.

подробнее...

11.01.2018
Чернокожий раб Джеймс Хемингс, принадлежавший Томасу Джефферсону, американскому президенту, был непревзойденным мастером французской кухни. Недавно археологи обнаружили помещения, в которых Хемингс готовил блюда для своих хозяев.

подробнее...

5. Пирамиды IV династии

Комплекс пирамид в Гизе. О грандиозных размерах «строительства в эпоху IV династии мюжно судить по пирамидам фараона Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура); памятников гражданской архитектуры и остатков ирригационных сооружений этого времени не сохранилось.
Расположенные на границе Ливийской пустыни пирамиды колоссальностью размеров и геометрической простотой своей формы производят сильное впечатление и в наше время. Гигантскими треугольниками, то светлыми, то темными, в зависимости от освещения, вырисовываются они на фоне пустыни (табл. 16, фиг. 1; табл. 17, фиг. 1 и табл. 10, фиг. 1).
Яркое описание их мы находим у французского ученого Жомара, одного из спутников Наполеона в его экспедиции 1798—99 гг.
«Вершины их, — говорит Жомар, — видимые издали, производят впечатление вершин высоких гор. Но по мере приближения к этим правильным массам, это первое впечатление сменяется удивлением; когда же вы наконец подойдете к подошве большой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемое величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его... стараешься понять, какая сила сдвинула, нагромоздила, уложила такое огрюмное количество колоссальных мамней, сколько людей работало, сколько времени им потребовалось, какими приемами они пользовались; и чем меньше находишь объяснений для всего этого, тем более восхищаешься мощью, которая преодолевала все эти препятствия».
Современные размеры пирамид несколько меньше тех, которые они имели 4—5 тыс. лет тому назад. Они утратили свою облицовку и свою верхнюю часть (то и другое сохранилось частично только у пирамиды Хефрена). Пирамида Хеопса вместо своей первоначальной высоты — 146,59 м в настоящее время имеет около 137 м. Пирамида Хефрена утеряла всего около 2 м на 143,5 м своей высоты. Пирамида Микерина имела прежде высоту в 66,4 м, a в настоящее время — только 62 м. Длина каждой из четырех сторон основания пирамиды Хеопса равна 230,35 м, иными словами, ее периметр составляет около километра. По произведенному приблизительному подсчету, для ее сооружения понадобилось около 2 521 ООО каменных блоков весом до 2,5 т каждый.
Пирамида Хеопса. Теперь можню считать доказанным, что строительство пирамид было длительным процессом, на протяжении которого они не раз подвергались переделкам. Так было и с пирамидой Xeoncа. В процессе строительства решение ее внутреннего пространства несколько раз изменялось. Материалом для постройки послужил желтоватый известняк, добывавшийся неподалеку от самой пирамиды. Облицовка же ее, от которой почти ничего не сохранилось, была из белого известняка. Массивная кладка пирамиды прорезана коридорами высотою не более метра и шириною около 1,5 м (табл. 17, фиг. 2 и 3). Они ведут от наружного входа к погребальной камере фараона — небольшому помещению (10,43 м длины, 5,20 т ширины, 5,31 м высоты) с совершенно гладкими стенами. В этом помещении стоял саркофаг — прямоугольный каменный ящик без всяких украшений (табл. 17, фиг. 6). Вход в пирамиду находился с северной^ стороны, на высоте 15 м от уровня земли (табл. 17, фиг. 2). Узкий коридор ведет сперва вниз, под углом в 26 градусов 4 мин. Приблизительно на расстоянии 9 м от входа коридор разветвляется на две ветви: одна ведет под пирамиду в глубь скалы, где находится небольшое помещение, назначение которого не выяснено; другая поворачивает вверх и ведет к так называемой «большой галерее». У самого входа в эту галерею ответвляется еще один горизонтальный коридор, который ведет в склеп, называемый гробницей царицы.
 
 
Таблица 10 
 
«Большая галерея». «Большая галерея» (табл. 17, фиг. 36 и 4), ведущая в погребальную камеру фараона, имеет в высоту 8,5 м, в длину 47 м и в ширину 1,5 м». Потолок большой галереи перекрыт выступающими одна над другой горизонтально положенными плитами камня, образующими ложный свод. Поражает совершенство обработки камня в этой галерее. Отдельные глыбы камня настолько плотно притесаны друг к другу, что, по словам одного арабского писателя, «в швы между ними не то что иголки, волоса нельзя просунуть». Наклонная плоскость пола, так же как и поверхность стен, гладко отполирована, и оттого вея галерея кажется высеченной в каменном массиве.
Перекрытие погребальной камеры. Интересна конструкция перекрытия над царским склепом. Она состоит из 5 рядов гранитных горизонтально положенных блоков с пустотами между ними и заканчивается двумя блоками известняка, положенными наклонно, в форме двускатной крыши. Эта конструкция, по-видимому, имела целью передать вертикальное давление огромной тяжести кладки высотой в 100 м на боковые стенки царской усыпальницы и обеспечить возможно большую прочность ее перекрытия (табл. 17, фиг. 5).
Окружение пирамиды Хеопса. Пирамида Хеопса, как и пирамида Джосера, была окружена массивной каменной стеной, от которой сохранились только остатки (табл. 16. фиг. 2). Эта стена была совершенно гладкой; строители погребальных ансамблей времени Хеопса и его преемников в противоположность архитектурным приемам III династии, отказались от всякого членения как самой пирамиды, так и связанных с нею сооружений. С восточной стороны к пирамиде примыкали не сохранившийся теперь храм с выдвинутыми вперед пропилеями и погребения ближайших родственников царя, являвшиеся частью ансамбля царского погребения. Мастаба царских приближенных были расположены с западной стороны пирамиды правильными рядами, образующими настоящие кварталы с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Несмотря на большой срок строительства, постепенно складывавшийся некрополь был приведен к единому плану.
 
 
 
Таблица 16
 
Пирамида X е ф р е н а , построенная вслед за пирамидой его отца Хеопса, имела меньшую высоту (143,5 м), но сохранилась лучше и, расположенная несколько выше, производит более грандиозное впечатление (табл. 18). Хорошо сохранилась на ее вершине часть облицовки из известняка, а также часть камней двух нижних рядов облицовки, сделанных из гранита. Склеп Хефрена, к которому ведут два длинных хода, расположен под пирамидой ниже ее основания.
Еще более поздняя и меньшая по размерам пирамида Микерина дополняет ансамбль, подчиняясь уже заданной схеме расположения. Как все пирамиды IV династии, она имеет у своего подножия с восточной стороны заупокойный храм с вынесенным далеко вперед входным залом.
Постепенное уменьшение размеров пирамид сопровождалось повышением богатства их обработки. Ценные породы камня вводятся во все большем количестве. В пирамиде Микерина боковые грани покрыты гранитом уже наполовину.
Характеристика комплекса в Гизе. Ансамбль Гизе является высшим достижением строительного искусства Древнего царства. В нем наиболее ярко проявилось полное совладение архитектурной формы с конструктивными возможностями эпохи, пластически раскрыто назначение сооружения и в сильном, убедительном образе были выражены идеи того времени.
Авторы ансамбля были безусловно выдающимися зодчими.
Идея пирамиды. Религиозно-политическая идея пирамиды сводится к прославлению неизмеримой мощи и власти фараона — «бога великого», «сына солнца». С полным напряжением сил всей страны, путем мобилизации в невиданных размерах труда рабов, создавалось из «вечного камня» жилище для его «бессмертной плоти». Могущество фараонов, окрепшее благодаря объединению ранее разрозненных номов, позволило им выделить гробницу «бога-фараона» из гробниц всех остальных смертных, включая и аристократию. Это привело к колоссальным размерам сооружений, превзошедших обычные масштабы человеческих построек, что должно было производить впечатление сверхчеловеческих сооружений (основание пирамиды Хеопса по ширине в два раза больше Красной площади в Москве). Египетские пирамиды — одни из самых грандиозных и монументальных созданий человека: в древности они считались одним из «семи чудес света».
Торжественность и величественность монументального образа, ставшие с этого времени художественным принципом архитектуры Египта, достигались в Древнем царстве абсолютной величиной и простотой форм.
Назначение пирамиды. Назначение пирамиды — служить жилищем духа и тела умершего человека — было выражено в пластической форме, развившейся из раннего жилого дома и погребального кургана. В Гизе у подножия пирамиды собраны и ее исходные формы: группы мастаба знати, напоминающих жилой дом, и ряд ступенчатых малых пирамид, являющихся промежуточной стадией формирования пирамиды. Исключительно устойчивая, спокойная форма пирамиды прекрасно отвечает задаче передать образ вечного сооружения для сохранения бессмертного тела бога-фараона.
 
 
Таблица 17 
 
 
Геометризм. Отличительные свойства пирамиды — это статичность ее объема, обобщение, отвлеченная чистота ее поверхности и подчеркнутое значение массы.
В противоположность памятникам III династии в пирамиде отсутствуют членения объемов, исчезли декоративные детали. Формы сведены к простым, доведенным до геометрической чистоты объемам; Так сделан даже саркофаг Хеопса.
Эта отвлеченность делает величину пирамиды, взятой в отрыве от окружения, неопределимой. Но следует учесть, что колоссальная величина ее была (подчеркнута в ансамбле окружающими пирамиду сооружениями нормальной величины. Группы гробниц у подножия пирамиды соответствуют величине человека и тем самым подчеркивают масштаб пирамиды.
Пирамида Хеопса как снаружи, так и во внутренней погребальной камере представляет пример предельной простоты и отвлеченности форм. Позднее начинается их постепенное усложнение. В заупокойном храме пирамиды Хефрена стены остаются еще нетронутыми, но в композицию введены свободно стоящие скульптуры. Саркофаг третьей пирамиды — Микерина — представляет собой уже сложное сооружение, подражающее формам дерева (табл. 12, фиг. 2).
Масса. Каждый элемент ансамбля Гизе представляет собой сплошную глыбу материала. Подчеркнутое значение массы и внешнего объема архитектуры в Саккара еще резче проявилось в Гизе. Основной точкой зрения стал взгляд издалека, с расстояния, откуда можно охватить глазом всю пирамиду. Масса и внешняя форма превалировали над внутренним пространством. Внутренние ходы пирамиды и мастаба были недоступны для посетителя. Начавшееся в Саккара членение ансамбля на небольшие замкнутые дворы-храмы и на огромные внешние объемы пирамид, открытые для всех и властвующие над зрителем, стало еще более решительным.
Ансамбль. Для ансамблей IV и V династий характерны долгие сроки строительства. Ансамбли складывались несколькими поколениями и состояли из ряда самостоятельных равноценных элементов. Ансамбль Джосера в Саккара был законченной композицией с одним центром — ступенчатой пирамидой. Новый же комплекс в Гизе состоял из трех больших пирамид с подчиненными им самостоятельными группами.
Пирамиды господствуют в окружающем их пейзаже. Волнистый рельеф песчаных холмов легко связывается с их геометрической формой. Суровая линия песчаного горизонта служит основанием величественному объему пирамиды. Цельность этого ансамбля поразительна.
Храм Хефрена. Единственный сохранившийся интерьер ансамбля в Гизе, предназначавшийся для небольшого числа посетителей, — это интерьер заупокойного храма Хефрена. В нем впервые поставлена разработанная затем в Новом царстве проблема анфиладного расположения помещений, проблема интерьера, развернутого в глубину. Снаружи храм и его далеко выдвинутые вперед пропилеи или входной зал (табл. 16, фиг. 2 и табл. 18, фиг. 2 и 3) представляют собой глухие массивные сооружения. Самый храм не имеет самостоятельного входа (не считая бокового служебного); попасть в него можно только через входной зал, который в период разливов служил пристанью. С храмом этот «входной зал» соединялся крытым коридором, освещавшимся через небольшие отверстия в потолке. Расположенные по бокам входы в зал малы и выделены лишь небольшими сфинксами. В этом здании мы вновь встречаемся с приемом планировки сооружений Джосера; пути движения изломаны и сначала ведут через узкие коридоры крепостного типа. Выход к главному храму спрятан: сразу его трудно найти. Планировка входного зала симметрична и проста; он состоит из поперечного и продольного помещений. Выход соединен с концом поперечного зала. Входной зал скрывал вход (так же как скрыта самая гробница в теле пирамиды) и одновременно служил местом сбора лишь для избранного круга посетителей.
Интерьер храма. Крытый коридор подводит к храму под углом и с поворотами. Затем, неожиданно для зрителя, открывается богатая анфилада помещений. Глубинная композиция храма построена на чередовании поперечного и продольного пространства; за двумя тесными залами, заставленными колоннами, расположен залитый солнцем двор со статуями. Заканчивается перспектива рядом узких глубоких ниш, за которыми спрятана алтарнаягруппа.
Интерьер построен на контрастах: на контрасте широтности и глубинности (причем основное помещение — двор — решено широтным, оно идет поперек движения), на контрасте сумрака и яркого света, контрасте открытого двора, затесненных колоннами зал и узких глубоких ниш.
Все сооружение проникнуто величественностью. Здесь, так же как в пирамиде, все формы упрощены, доведены до предела геометрической чистоты. Отсутствуют украшения на стенах и столбах. Отделкой служит гладкая поверхность великолепного полированного камня.
Нарочитой простотой подчеркнута красота естественной раскраски материала. Единственным украшением были свободно стоящие самостоятельные скульптуры, смягчающие суровость помещений.
Овладение камнем, как материалом. Формы стали тектоничны. Подражание чужеродному материалу, так ярко проявлявшееся в Саккара, исчезло. Опоры впервые отделились от стены, каменные столбы встали свободно. Инертная масса сменилась системой сильных опор, на которых лежат, горизонтальные массивные каменные блоки. Формы начали полностью совпадать с конструкцией, архитектура овладела новым материалом. Но все еще применялись излишние запасы прочности и не было полной свободы в обращении с камнем.
Монументальная круглая скульптура комплекса в Гизе. Строитель пирамиды Хефрена впервые сделал удачную попытку использовать скульптуру в архитектурном ансамбле. Мы имеем в виду не столько гигантский гизехский сфинкс, имеющий 20 м высоты и около 60 м длины, высеченный частью в естественной скале (табл. 18, фиг. 1 и табл. 10, фиг. 2), сколько великолепные портретные статуи Хефрена, высеченные из диорита.
Статуи Хефрена были установлены во входном зале его заупокойного храма, откуда
начинался процеесионный коридор. В настоящее время остались только углубления в каменном полу от их прямоугольных постаментов (табл. 18, фиг. 4). Одна из этих статуй (хранящаяся в Кайре) имела в высоту более полутора метров (табл. 18, фиг. 5). В этой статуе, как и во всей египетской скульптуре, характерно строгое подчинение фигуры призматической форме каменного блока, из которого она высечена (фронтальность, статичность позы, геометризм всей фигуры). Именно эти черты отлично гармонируют с простым геометрическими линиями входного зала Хефрена. Эти темные массивные фигуры, поставленные на равных друг от друга расстояниях, должны были дополнять, подчеркивать впечатление ритма, создаваемого блоками опор. Верхнее освещение усиливало цветовую игру розовых полированных стен, полов, выложенных плитами светлого алебастра и темного базальта, и черно-зеленого диорита статуй. Строитель архитектурного ансамбля Хефрена — такой же большой художник, как его предшественник Имхотеп — сумел подчинить скульптуру архитектурному целому, ввести ее в архитектурный ансамбль, как одну из важнейших составных частей.
 
 
 
Таблица 18 
   
Яндекс цитирования