Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

10. Монументальное строительство Среднего царства

Заупокойный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахари. Ко времени XI династии относится попытка зодчих царей Ментухотепа III и Ментухотепа IV перейти от горизонтального развертывания архитектурного ансамбля к вертикальному (табл. 25, фиг. 1 и фиг. 2 а—з). Пирамида и заупокойный храм при ней были сохранены как основные части традиционного ансамбля, созданного Древним царством; было изменено только их взаимное расположение.
Необходимость примениться к ландшафту — долине, замкнутой крутыми обрывами желто-коричневых скал — заставила сгруппировать отдельные части ансамбля в одно целое. Входной зал Древнего царства превратился в открытый портик, служивший основанием гипостильному залу, над которым возвышалась пирамида. Вся постройка приобрела характер ступенчатой пирамиды, гораздо более усложненной, чем пирамида Джосера.
Пирамида в заупокойном сооружении Ментухотепов, имевшая характерную для переходного времени форму мастаба, лишь увенчанной собственно пирамидой, находилась на высокой террасе, вырубленной в скале. Спереди с восточной стороны терраса была украшена открытой галереей с двумя рядами прямоугольных каменных столбов (табл. 25, фиг. 1а). По середине галерея прерывалась пандусом, ведшим наверх к гипостильному залу б. Перекрытие зала опиралось на 140 восьмигранных колонн. С трех сторон зал окружали открытые галерей в на прямоугольных столбах. С задней стороны к пирамиде примыкал открытый двор д, окруженный колоннадой, частично врубленной в скалу. Затем шел зал е, освещенный только спереди, перекрытие которого опиралось на 80 столбов, и, наконец, помещающееся уже непосредственно в пещере небольшое темное культовое помещение ж. Характерно, что гробница царя не была связана непосредственно с самой пирамидой. Недавние раскопки американцев обнаружили с восточной стороны пирамиды остатки существовавших здесь некогда прудов и следы посадок деревьев.
Архитектурные особенности храма. Заупокойный храм Ментухотепов состоит из двух четко разграниченных частей: передней многоэтажной пирамиды и лежащего сзади одноэтажного двора. Многоэтажность передней части сооружения для Египта является исключением. Основная часть храма с пирамидой и портиками была рассчитана на то, чтобы зрители могли видеть ее с разных сторон, так же как это было в пирамидах Гизе. Однако здесь уже проявляется стремление к выделению главного фасада.
К передней части здания прибавлен нижний портик, определявший направление подхода к сооружению. Позднее, в храмах Нового царства, еще сильнее подчеркивается фронтальное решение памятника.
Фасад заупокойного храма Ментухотепов не имеет глухой стены подобно гробницам предшествующего периода. Многоэтажная пирамида, благодаря колоннадам, открыта со всех сторон и сливается с пространством.
Основным элементом передней части храма является мастаба, увенчанная пирамидой. Вдвинутая в гипостильный зал, эта мастаба превратила зал в обходящий вокруг нее коридор. Основное внимание зодчего было направлено на решение внешнего объема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера увеличилась, но значение внешнего вида все еще преобладало. Снаружи памятник представляет собой единую, цельную композицию; внутри такого единства еще нет.
Подход к задней части храма прегражден массивом центральной мастаба. Задняя часть храма, с внутренним двором и колоннадами, была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с общей оси. Как и в ансамбле Саккара, линия движения во внутренних помещениях храма несколько раз ломается.
По сравнению с памятниками Древнего царства в храме Ментухотепов бросаются в глаза: уменьшение величины общего объема сооружения, усложнение его архитектурной обработки и повышение роли пока еще несколько запутанного интерьера.
В Древнем царстве не было такого памятника, где бы открытые портики являлись основным мотивом архитектурного решения. Существенной новой чертой, отличающей архитектуру Среднего царства от более раннего периода, является устройство колоннады на фасаде сооружения.
Гидротехнические сооружения. Наибольшего размаха строительство Среднего царства достигло при Аменемхете XII (XII династия). В начале царствования XII династии фараоны, с целью расширения своей земельной собственности, предприняли грандиозные работы по регулированию системы орошения и, по осушке части Фаюма. Воды Нила при разливах, вступая в бассейн Фаюм, заполняли находившееся здесь озеро и заболачивали его берега. Фараоны XII династии начали сооружение огромной стены внутри самого Фаюма в той части, где его заливало водами Нила. Эта стена, длиною около 43 км, была закончена при Аменемхете III. Воды разлива, втекая по каналу в так называемое Меридово озеро, как в огромный резервуар, при помощи особых приспособлений выпускались обратно в долину реки для орошения полей. Приспособления, задерживавшие и спускавшие воду, не дошли до нас, но о них, как о достопримечательности Египта, говорил греческий ученый Страбон. Они являются одним из самых ранних примеров шлюзования. В результате эти ирригационные работы дали возможность осушить площадь около 11 000 га.
Лабиринт. К северу от канала, соединявшего Фаюм с Нилом, Аменемхетом III было выстроено огромное здание, занимавшее площадь в 244 м Х 305 м. B настоящее время от него сохранились только остатки фундаментов и огромные груды каменных осколков. Страбон называл эту постройку Лабиринтом. Он считал ее дворцом и одновременно религиозным и административным центром, где каждый ном имел свое помещение. Согласно Страбону, огромный Лабиринт имел всего один этаж и был выстроен целиком из камня. Перекрытия были из монолитных плит, монолитные колонны служили опорами. Геродот, на 400 с лишним лет раньше Страбона побывавший в Лабиринте, свидетельствует, что стены его были изобильно покрыты рельефными изображениями.
Отсутствие более точных данных не позволяет решить, был ли Лабиринт дворцовой постройкой или же великолепным заупокойным храмом при пирамиде.
О роскошном убранстве дворцов XII династии мы можем судить по так называемому «Поучению Аменемхета Первого». Перечисляя все сделанное им, он говорит, что «выстроил дом, украшенный золотом, потолки его из ляпис-лазури... двери его из меди, засовы их из бронзы, сделаны они «на вечные времена, и верность пугается их».
 
 
 
 
Кирпичные пирамиды фараонов XII династии. XII династия возвратилась к классической форме пирамиды, но стесненные материальные возможности заставляли строителей употреблять в качестве основного материала кирпич, используя дорогой камень только для наружной и внутренней облицовки.
Пирамиды Сенусерта I в Лиште, Сенусерта II в Иллахуне и Аменемхета III в Хавара сохранились плохо, но исследователям удалось установить некоторые технические приемы их сооружения, существенно отличавшиеся от приемов Древнего царства. Первоначально возводили две кирпичные стенки, связывавшиеся в поперечном направлении параллельными рядами коротких, кирпичных же, стенок; клетки между стенками засыпались строительным щебнем и песком. Пирамида облицовывалась известняком. Большое внимание уделяли устройству системы запутанных подземных ходов, которые имели целью предохранить царскую могилу от ограбления.
Особым великолепием отличался царский склеп. В кирпичной пирамиде Аменемхета III в Хавара склеп высечен в гигантском монолите кварцита (твердого песчаника), весящем около 110 т.
Пещерные гробницы в Бени-Хасане. Гробницы знати устраивались теперь, в противоположность Древнему царству, не возле царского погребения, а в наследственных землях самих номархов. Следуя приему, принятому фараонами XI династии, сооружать заупокойные царские храмы и гробницы в скалах, номархи стали для себя тоже, устраивать пещерные гробницы. Наибольшей известностью пользуются гробницы в Бени-Хасане (табл. 24, фиг. 2—7), Эль-Берше и Меире в Среднем Египте. К гробницам, расположенным очень высоко и господствующим», таким образом, над долиной, обычно вела от реки дорога. Дорога оканчивалась площадкой. Через колонный портик можно было проникнуть во внутренние помещения пещерной гробницы, в центральный колонный зал, в задней стене которого находилась ниша со статуей покойного. Отметим, как характерную особенность архитектуры этих пещерных гробниц, сводчатую форму перекрытия зала (табл. 24, фиг. 4), подчиняясь которой и заупокойная стела (каменная плита, замыкающая ложный вход во внутренние помещения умершего), приобрела полуциркульную форму в противоположность прямоугольным стелам мастаба Древнего царства. Гробницы этого времени резко отличаются от гробниц грузных форм Древнего царства. Ранняя гробница знати — мастаба с ее замкнутым внешним объемом, почти не имевшая интерьера — превратилась в гробницах Бени-Хасана в открытые помещения интимного характера. На фасаде появились колонны, ранее применявшиеся главным образом внутри сооружения. Оформление фасада и интерьера сделалось равноценным.
Небольшие размеры сооружений придают им хорошо соизмеримый с человеком масштаб. Полигональные колонны так называемой протодорической формы имеют относительно стройные пропорции (диаметр около 1/6 высоты) и расчленены каннелюрами. Плиты абак над стволами очень тонки (табл. 24, фиг. 7). Антаблемент на фасадах гробниц прост и состоит всего из двух элементов — архитравной балки прямоугольного профиля и выносной плиты, лежащей на преувеличенно тонких и слабых консолях, придающих всему сооружению характер легкости. Такие же тонкие наличники и рамки на стене уменьшают ее силу. Общее впечатление легкости и интимности выдержано во всех деталях. В интерьере (табл. 24, фиг. 4) поверхность свода покрыта тонкой росписью.
Крепости. Фараоны XII династии уделяли чрезвычайно большое внимание крепостному строительству. Вторжение «азиатов» в Дельту на рубеже между Древним и Средним царствами заставило Аменемхета I укрепить «царскую стену» на Суэцком перешейке. Еще большее внимание удалялось укреплению границ на юге, в Нубии, в области вторых порогов. Здесь было сооружено не менее семи больших укреплений. Наиболее изучена в настоящее время крепость Семне, которая сохранилась лучше остальных и реконструкция которой благодаря этому является наиболее точной (табл. 24, фиг. 1). Крепость была расположена; на правом берегу Нила, на высоком выступе горной цепи. Обрывы естественной скалы использованы в качестве далеко выступающих бастионов. Все постройки крепости, так же как и ее внешняя стена, выложены из кирпича-сырца. С целью усиления обороты стенам придан ломаный профиль; к стене с таким профилем трудно приставить осадную лестницу. Верхний край стены по ее наружному периметру обнесен зубчатым парапетом, под прикрытием которого осажденные могли осыпать стрелами осаждающих. Росписи Бени-Хасана сохранили нам изображение такой крепости с ломаным профилем стен.
Обелиски. От храмов Среднего царства до нашего времени почти ничего не дошло, и только на месте древнего, ныне исчезнувшего города Гелиополя высится огромной иглой обелиск Сенусерта I из розового полированного гранита, позади которого в древности стоял храм солнечного бога Ра (табл. 24, фиг. 8).
Обелиски в эпоху Среднего царства сохранили свою роль священного объекта, связанного с культом солнца, однако изменилось их место в композиции. Обелиск перестал быть центром и доминантой архитектурной композиции, как это было, например, в Храме солнца V династии в Абусире. Теперь они стали фланкировать входы в храмы. Вместе с тем изменились и пропорции обелисков — они вытянулись в высоту, стали стройнее (обелиск Сенусерта I был несколько выше 30 м; по данным текстов того времени, высота обелисков доходила до 57 м; отношение ширины основания к высоте в среднем составляло 1:10). Обелиски Среднего и Нового царства были всегда монолитными, из полированного гранита, имели квадратное сечение, слегка суживались кверху и увенчивались маленькой пирамидкой, облицованной золоченой бронзой или электром (сплав золота с серебром).