Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Литература, театр и искусство Просвещения

Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVII вв. Литература стала основным художественным жанром эпохи, "орудием Просвещения". Почти все крупные мыслители Просвещения были нетолько философами, историками, социологами, но и теоретиками искусства, а многие из них - выдающимися художниками слова - Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Лессинг.
Главным художественным языком просвещения был классицизм, но духовные ценности, соответствующие буржуазной и общедемократической культуре, развивались вне строгих канонов классицизма и даже в борьбе с ним. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. Направление просветительского реализма получает успешное развитие в "рассудительной" Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты (С. Ричардсон, Дж. Свифт, Г. Филдинг). В их произведениях нашли отражение ведущие проблемы литературы Просвещения - цена прогресса, варварство и цивилизация, культура и общество. Именно литература поставила вопрос о том, не заключает ли в себе культурное цивилизованное общество больше опасностей, чем нецивилизованное (Д. Дефо, Дж. Свифт).
Главную роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, роман "воспитания", сатирико-нравоучительное эссе, философская повесть и особенно драма, как наиболее эффективное средство воспитания.
В просветительском реализме существовала норма, устанавливаемая разумом, нарушение ее обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы. Утверждение нормы (определенного этического или общественного идеала) олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового романа (С. Ричардсон).
Наряду с классицизмом получило развитие такое просветительское литературное направление как сентиментализм. Сентименталисты (Л. Стерн и др.) переносили акцент с разума на чувство, что было своеобразной формой протеста против сословных предрассудков, политического насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав).
Просветительский классицизм ставил проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом. В нем "добрая природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", нарушающему этическую норму (идеал). Литераторов привлекали в классицизме рационализм, строгая логика ситуаций, характеров, поступков, элементы дидактики, гражданственность.
В целом литературу эпохи Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое и пропагандистское начало.
Немецкое Просвещение сущность культуры видело в преодолении животного, чувственного начала в человеке силой разума и морали. Немецкие просветители искали нереволюционные методы борьбы со злом. Большое влияние на них оказала философия И. Канта, центральное место в которой принадлежит эстетике, искусству. Поэтому главной силой прогресса немецкие литераторы считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. В 80-е гг. XVIII в. творчеством И. В. Гете и И. Ф. Шиллера в Германии было открыто десятилетие истории немецкой литературы, которое называют классическим периодом чистого искусства - "веймарским классицизмом". Его основные черты - разрыв с действительностью, прославление "чистого" искусства, пристрастие к античной культуре. Их метод был направлен на изображение идеальных моментов жизни, на исключение из нее будничного, прозаического (И. Ф. Шиллер). Герои И. В. Гете не идеальны. В "Фаусте" Гете выразил кантовские идеи ограниченности человеческого познания: притязания его героя объять Вселенную своим разумом и духом приводят к отчаянию. Имя Фауста стало нарицательным. Для О. Шпенглера в нач. XX в. европейский человек нового времени предстает "фаустовским" типом личности, стремящимся подчинить силе своего разума мир.
Театр Просвещения стал важным средством перевоспитания людей. Правда, каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, в частности Вольтер, сковывали развитие драматургии. Уже для Г. Лессинга теория драмы стала полем сражения за раскрепощенную личность. Шиллер протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. Мир третьего сословия представил в своих комедиях о Фигаро П. Бомарше. К. Гольдони создал новый тип комедии - комедию нравов, которая пришла на смену комедии масок, и стала не только национальной итальянской комедией, но и получила общеевропейское признание. Творчество Р. Шеридана в Англии знаменовало переход от комедии положений к комедии характеров.
XVIII в. отличался большим разнообразием художественных направлений и стилей. Искусство века - своего рода энциклопедия разнообразных стилевых форм, которыми широко пользуются художники, архитекторы, музыканты.
В XVIII в. во Франции родилось новое стилевое направление - рококо. Средой, где родилось рококо, была французская аристократия, стремившаяся вкусить как можно больше наслаждений "от радостей земных". Рококо ("рокайль" - раковина) - изящный и причудливый художественный стиль. Оно все построено на ассиметрии, вычурности. Это искусство камерное, интимное, тесно связанное с бытом. Поэтому свое главное применение этот стиль нашел прежде всего в прикладном искусстве. В мебели, посуде, фарфоре, бронзе, а также в архитектуре, преимущественно в интерьере, стали цениться не пышность и величавость, а приятность и удобства. Для внутренних интерьеров зданий этого стиля характерны чрезмерная изысканность, вычурность, ассиметричность орнамента, разнообразие - роскошь тканей, инкрустированная мебель, фарфор, зеркала. Это создавало атмосферу беззаботности, галантности, непринужденности. Сами здания часто внешне сохраняли привычный облик классической архитектуры (исключение - дворец Сан-Суси в Потсдаме). Для мифологических и жанровых картин, развешенных на стенах гостиных, кабинетов, спален были характерны светлые тона. Их сюжеты обычно любовные, с налетом эротики; герои - нимфы, амуры , венеры и пр.
Новые веяния проникли и в Академию. Ведущей темой сюжетов - аллегорических, исторических, мифологических, жанровых - стала чувственная любовь. Даже из Священного Писания выбирались соответствующие сюжеты. В стиля рококо творили придворные художники - Ж. А. Ватто, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар. Их творчество в свою очередь явилось шагом к сентиментализму в живописи.
Наряду с пластическими искусствами галантная игривость, фривольная беззаботность царили и в литературе. Литература рококо - искусство утонченное, но лишенное глубины и гражданских идеалов. В поэзии воспеваются праздность, сладострастие, сельское уединение. На смену высокой трагедии и комедии классицистов приходят пастораль, балет-феерия, комедия масок. В прозе утверждается галантный роман, в лирике - "поэзия мимолетностей".
Просветители активно влияли на развитие культуры. Классицизм той поры начинает приобретать просветительский характер. В его архитектурной основе лежала стилизация греческого искусства, окрашенного в определенной степени налетом романтизма. В моду входит английский ландшафтный парк, полная противоположность французскому регулярному парку. Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм.
Реализм вторгался в изобразительное искусство, развивавшееся в духе классицизма. Это особенноярко прослеживается в английской живописи, которая с 30-х гг. XVIII в. переживает свой расцвет. У. Хоггарт стал по существу первым живописцем-просветителем Европы. Лучшие достижения английской живописи вне круга Хоггарта лежат в области портретного жанра (Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо и др.)
Во Франции в русле просветительских идей развивалось творчество Ж. Б. Шардена, Ж. Б. Греза, прославлявших в духе сентиментализма скромный быт третьего сословия. В портретах М. де Латура - можно видеть тяготение к психологизму. Особенно яркого выражения идеи просветительского классицизма достигли в творчестве Ж. Л. Давида, явившегося знаменосцем искусства Французской революции. Расслабленному гедонизму рококо Давид в своих картинах противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига, чувство доблести и патриотизма.
В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись, решительно меняя темы и формы в направлении просветительских идеалов. Ж. Гудон создал портретную галерею французского общества, отразил в скульптуре духовную атмосферу эпохи, с ее тяготением к античности, интеллекту, простоте, гуманизму.
В XVIII в. музыка поднялась на уровень других искусств, переживших расцвет еще в эпоху Возрождения. Рождались музыкальные концепции светско-образного содержания, создавались новые формы - фуга, симфония, соната. В творчестве И. С. Баха и Г. Генделя еще сохранялась внешняя связь с религией, преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки.
Мировоззрение просветителей явилось духовной основой формирования венской классической школы, что выразилось в расцвете многообразных музыкальных жанров (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. И. Винкельман выработали новую систему музыкально-эстетических взглядов, которая подготовила оперную реформу К. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единственными критериями красоты для всех произведений искусства.
Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.
Философия, наука и искусство выходили из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию - с ее идеями возвращения человеку его естественных природных прав - с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы как зарю лучшего будущего человечества. Многое в явлениях культуры последующих эпох невозможно понять без Великой французской революции. Однако уже события самой революции поколебали веру в просветительские идеи. Террор, а затем контрреволюционная диктатура развенчивали иллюзию наступления царства разума. Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалу просветителей. В духовной атмосфере смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.