Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской в древности считался одним из семи чудес света.  Строительство архаического храма было начато а еще в первой половине VI века до н. э., о чем свидетельствуют обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского царя Креза (побежденного персидским царем Киром в 546 году), жертвовавшего средства на постройку. Наружная диптеральная колоннада возводилась уже во второй половине VI века до н. э., а все строительство, как указывает Плиний (Естеств. ист., XXXVI, 14), длилось сто двадцать лет. 
Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса и его сын Метаген. Витрувием был использован написанный ими трактат об архитектуре, содержавший, вероятно, описание строительства храма Артемиды. 
Приводимое Витрувием и основанное, по-видимому, на этом трактате описание транспортировки и укладки на место крупных каменных архитравных блоков (X, 5, 11 ) дает чрезвычайно важное указание для реконструкции храма, так как при отсутствии этого указания можно было бы предполагать, что колоссальные пролеты эфесского Артемисиона (установленный при раскопках крайний пролет западного торцового фасада равен 6,12 м) перекрывались деревянными архитравами. 
Архаический храм Артемиды (Дианы) Эфесской был сожжен в 356 году; согласно преданию он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинистическую эпоху был возведен новый храм. 
Размеры храма по стилобату составляли 109,20 х 55,10 м. При обычно принятой ориентации продольной оси с запада на восток, вход в него располагался с западной стороны. Установленные раскопками части храма позволили определить общую конфигурацию целлы и величины основных пролетов, по которым могло быть установлено число колонн по фасадам — 8 х 20. 
Внутреннее помещение состояло из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн, по четыре в каждом, и обширной целлы, сообщавшейся дверью с небольшим четырехколонным описфодомом. Расположение колонн в целле в точности неизвестно; полагают, что она была также трехнефной. Однако найденный под западной дверью трубопровод для отвода дождевой воды из целлы, а также одинаковая обработка стен с обеих сторон, свидетельствуют о том, что целла была гипефральной. 
Нами приводится здесь план храма в реконструкции Гендерсона (табл. 21), однако существуют и другие реконструкции, например Литаби — с девятью колоннами на заднем фасаде, как это имеет место в храме Геры на о. Самосе. Столь существенные различия реконструкций объясняются желанием исследователей согласовать весьма скромные данные раскопок и выводимое из них общее количество колонн храма — с числом 127, указанным Плинием Старшим (Естественная история, XXXVI, 95) (Однако возможно, что это указание могло относиться к эллинистическому храму. Полагают также, что Плиний по ошибке указывает число СХХѴІІ вместо CXVII, что дает основание для иной реконструкции. ). 
Колоннады храма были сооружены из мрамора. Стены имели массивную мраморную облицовку и заполнялись известняком на растворе. Черепицы были глиняные.
Высота колонн в точности неизвестна. Диаметр колебался от 1,05—1,30 до 1,60 м. Базы малоазийского типа различались между собой в деталях. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершавшихся валом (поверхность последнего оживлял ряд листьев). 
Найдены также фрагменты квадратных пьедесталов; полагают, что они принадлежат первому ряду колонн по западному фасаду и колоннам пронаоса. Украшенные рельефами базы, пожертвованные, как гласит надпись на них, лидийским царем Крезом, были повторены и при возобновлении храма после его пожара в 356 году. Они составляют исключение в греческой архитектуре, происходя от декоративного приема восточных стран — помещать скульптурные украшения внизу, на уровне глаз (табл. 21). 
Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля, с острыми ребрами. Капители были различных типов, но все они имели сильно развитый эхин с крупными овами, большие подушки, завершенные  волютами, и вытянутый в плане абак (подушки капители высечены из одного и того же камня, что и эхин). Волюты не имеют глазка и в некоторых капителях украшены розетками. Ширина абака и подушки ýже верхнего диаметра колонны.