Новости истории

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

21.01.2020
Картина Климта "Портрет молодой леди", обнаруженная в прошлом месяце в потайной нише садовой стены идентифицирована экспертами.

подробнее...

20.01.2020
Ученые, изучив черепа древних представителей населения Карибских островов, выяснили, что испанцы были не первыми, кто колонизировал острова, а кровожадные каннибалы-карибы, описанные в дневниках Колумба, скорее всего, действительно существовали.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари

Одним из наиболее известных и значительных в истории египетской архитектуры храмов является храм царицы XVIII династии Хатшепсут в северной части Дейр-эль-Бахари, рядом с заупокойным храмом Ментухотепов. Повторяя общие принципы композиции храма Ментухотепов, храм Хатшепсут развивает эту концепцию в более грандиозных масштабах (табл. 25 и 26). Как и в храме Ментухотепов, строитель храма Хатшепсут прибегал к системе террас, связанных между собою пандусами. Здесь также были широко использованы открытые галереи на прямоугольных восьми и шестнадцатигранных столбах (табл. 25, фиг. 3 и табл. 26, фиг. 2). Вход в передний открытый двор храма и самый двор были озеленены. Так же, как и в храме Ментухотепов, внутренний двор верхней террасы примыкал непосредственно к скалам, за ним следовали культовые помещения пещерного типа, высеченные в скале.
Разница, однако, заключается в том, что храм Ментухотепов был еще целиком подчинен заупокойному культу царя, в то время как храм Хатшепсут был посвящен преимущественно культу богов: Амона фиванского, богини-коровы Хатор и бога-шакала Анубиса. Заупокойному культу Хатшепсут и ее родителей были посвящены только небольшие боковые помещения в левой части внутреннего двора. В храме Хатшепсут исчез доминирующий объем пирамиды, композиция теперь развертывается по горизонтали. В отличие от храма Ментухотепов появляется явно выраженный главный фасад. Решение построено на комбинации пространственных портиков, выдвинутых вперед. На переднем верхнем дворе как бы снята передняя стена.
Появляется постепенное ограничение пространств: сначала открытый двор,, затем площадка, огражденная сзади и сбоку колоннадам и, и, наконец, замкнутое пространство заднего двора. Все эти части при посредстве колоннад однообразного типа сличаются друг с другом. Впервые создается последовательная связь помещений по одной продольной оси. Архитектор сумел здесь органически связать сооружения с пейзажем. Широкие, свободные террасы храма ведут к обрывам скал, точно ступени монументальной лестницы. Характерная для нильского и вообще африканского ландшафта горизонтальная линия, словно обрезающая горную цепь вверху, повторяется в горизонтальных линиях крыш и террас. Ущелья, разрывающие скалы вертикальными трещинами, находят себе аналогию в вертикальных интерколумниях храма. Вся постройка кажется органической частью пейзажа, продолжением его основных линий, а пейзаж в свою очередь кажется естественным фоном архитектурного ансамбля (табл. 26, фиг. 1). Характерно широкое использование в храме Хатшепсут монументальной скульптуры: сфинксов, расположенных по прямой оси от аллеи к пандусу, ведущему на вторую террасу, и портретных статуй самой Хатшепсут.
Для украшения храма, кроме скульптуры, использованы также раскрашенные рельефы. Наряду со сценами религиозного характера, в рельефах изображена экспедиция на Сомалийское; побережье, снаряженная Хатшепсут для вывоза оттуда сырья. Одно из этих изображений дает яркую картину свайного поселка тропической Африки конца XVI в. — начала XV в. до н. э.
 
 
 
Таблица 25 
 
 
Храм Хатшепсут является как бы переходным звеном к новому типу храма. Он еще продолжает традиции Среднего царства; композиция фасадов насыщена группой открытых портиков, ставших, однако, скорее декоративными. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари — почти столь же удачно найденный и запоминающийся образ, как древние пирамиды в Гизе. Но этот недостроенный храм, по своему облику примыкающий к архитектурным памятникам Среднего царства, оказался для своего времени единичным примером и не имел аналогий в дальнейшем египетском искусстве.