Новости истории

31.10.2017
В этот день, 31 октября 1892 г., ровно 125 лет назад, вышло первое книжное издание "Приключений Шерлока Холмса" А. Конан Дойла.

подробнее...

31.10.2017
Нос неандертальцев был похож по своему устройству на нос современных чукчей и эскимосов, приспособленный для максимально быстрого и экономичного разогрева вдыхаемого воздуха.

подробнее...

31.10.2017
На лондонскую Большую пагоду в ричмондских садах Кью вернут драконов, а также восстановят ее былое великолепие. Реставрационные работы продлятся до 2018 г.

подробнее...

Союз эсеров-максималистов в начале ХХ века

ГершуниВ 1902 была образована Боевая организация эсеров, считавшая себя преемницей "Народной воли". Основателем и главой этой организации в 1902-03 г. был Г. А. Гершуни.
Универсальным методом борьбы против самодержавия и "эксплуататоров", а также средством агитации считали террор отколовшиеся от партии эсеров эсеры-максималисты.
Союз эсеров-максималистов был образован в 1906 г. на базе радикальной части ПСР. Максималисты  отрицали прогрессивность  капиталистического строя, отдавали предпочтение  нелегальным,  прежде  всего террористическим  методам борьбы. Признанным  главой  максималистов  был  М.И.  Соколов . 
На их счету наиболее жестокие и кровавые террористические акты в ходе первой русской революции, в т. ч. взрыв дачи премьер-министра П. А. Столыпина, когда в день приема, 12 августа 1906 трое террористов, вызвавшие подозрение охраны, взорвали себя вместе с посетителями. В результате число жертв достигло 30 человек, а всего пострадало около 100.
В1906-07 на счету максималистов было около 50 терактов. Значительная часть жертв террористических актов начала века приходится и на долю различных анархистских групп, которые выступали против "непосредственных эксплуататоров", используя терроризм в качестве "пропаганды действием". Так, группы "безмотивных террористов" считали основной целью своей деятельности организацию антибуржуазного террора; принадлежность к классу "паразитов-эксплуататоров" считалась достаточным основанием для смертного приговора.
К  1912  г. деятельность Союза эсеров-максималистов замерла. Союз  возродился в 1917 г., но  его  влияние было слабым. Окончательно исчез в обстановке большевистских преследований в начале 20-х годов.

 

1. Партии неонароднической ориентации - эсеры, эсеры-максималисты, народные социалисты.

  

 

     В отличие от социал-демократов, объявлявших себя защитниками интересов рабочего класса, Партия социалистов-революционеров (эсеров) придерживалась более общего варианта социализма, который в российских условиях неизбежно приобретал заметный "крестьянский" оттенок. Объединительные конференции эсеровских организаций юга и центральной России состоялись в 1901 г.
     В период 1901-04 г. ПСР заявила о себе громкими террористическими актами. Окончательно же оформиться в партию она смогла только на своем I съезде в конце декабря 1905 - начале 1906 гг. Принятая на съезде программа конечной целью партии объявляла достижение социализма, понимаемого как обобществление собственности и хозяйства, уничтожение классов и эксплуатации, осуществление "планомерной организации всеобщего труда".
Программа признавала, что развитие России совершается в капиталистических формах, но считала, что российский капитализм имеет особенности, позволяющие вести с ним борьбу "по частям", опираясь прежде всего на крестьянство. Первым ударом по капитализму, по мнению эсеров, должно было стать изъятие земли из товарного обращения и превращение ее в общенародное достояние ("социализация") c уравнительным распределением земельных участков между крестьянами. Зародыш же настоящего социализма эсеры видели в крестьянской кооперации.
     Программа ПСР включала также требования установления республики, введения политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права, принятия рабочего законодательства. После победы над самодержавием допускалось установление и сохранение на неопределенное время власти либеральной буржуазии .
     В годы первой российской революции Партия социалистов-революционеров насчитывала свыше 65 тысяч членов. Эсеровские организации появлялись главным образом в тех регионах, где более всего сохранились крепостнические пережитки (Поволжье, средне- и южночерноземные губернии). Организационная структура партии была весьма аморфной, а дисциплина - слабой. В силу расплывчатости уставных требований в ПСР было много т.н. "записавшихся" членов, фактически не принимавших участия в партийной работе.
     Деятельность ПСР в годы первой российской революции была достаточно разнообразна. Эсеры вели агитацию и пропаганду, готовили вооруженное восстание, активно работали в общественных организациях и профсоюзах (Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе, союзе почтово-телеграфных служащих и др.). Однако, как и до революции, любимым детищем партии была Боевая организация, занятая исключительно индивидуальным террором.
     Боевая организация ПСР, во главе которой стоял агент охранного отделения Е.Азеф, действовала практически автономно от партии и была совершенно бесконтрольна. Индивидуальный террор рассматривался эсерами как средство устрашения самодержавия, дезорганизации правительства.
     В годы революции выяснилось, что левый и правый фланги ПСР слишком расходятся, чтобы составлять единую партию. Левое крыло эсеров - эсеры-максималисты - настаивало на необходимости борьбы за немедленное установление социалистического строя и в деревне и в городе, за "социализацию" не только земли, но и всех заводов и фабрик. Еще в 1905 г. руководство ПСР сочло, что воззрения максималистов не согласуются с партийной линией и официально объявило их исключенными из партии. В октябре 1906 г. они создали собственную партию.
     Эсеры-максималисты превратили террор в абсолютное средство борьбы и были убеждены, что только с помощью крупных террористических актов можно приблизить победу революции. Представители правого крыла эсеров во главе с А.Пешехоновым основали в сентябре 1906 г. Трудовую народно-социалистическую партию. Они выдвигали лозунг национализации всей земли, но призывали крестьян воздерживаться от земельных захватов. ТНСП требовала введения всеобщего избирательного права, законодательной Думы и ответственности перед ней министров.
Эсеровское руководство негативно восприняло образование ТНСП, но окончательного размежевания энесов и эсеров так и не произошло. Достаточно близких с ТНСП позиций придерживались члены думской фракции "трудовиков", выступавшие за принудительное отчуждение в пользу крестьян части помещичьих земель. В I Думе фракция трудовиков насчитывала 107 человек (из около 450 депутатов ГД), во II Думе - 104 человек.
После поражения первой российской революции эсеры понесли потери гораздо более значительные, чем социал-демократы. Так, была целиком устранена с политической арены партия эсеров-максималистов. Кроме того, руководство ПСР значительно усугубило тяжелое положение партии своими принципиальными ошибками, главной из которых был бойкот III и IV Дум.
    Азеф Эта тактика фактически лишила эсеров возможности иметь в России легальный центр, способный объединить вокруг себя разрозненные эсеровские организации. Другой крупной ошибкой явилось упорное нежелание отказаться от индивидуального террора. Эсеры по-прежнему придавали ему первоочередное значение, несмотря на то, что сил на его ведение у них уже не было. Не изменилась ситуация и после сенсационного разоблачения руководителя Боевой организации ПСР Е.Азефа.
     Выяснилось, что один из наиболее влиятельных эсеровских лидеров Евно Азеф был агентом охранного отделения и вел двойную игру. Одной рукой он выдавал полиции членов эсеровских организаций в России, а другой организовывал покушения на крупных чиновников Министерства внутренних дел .
Разоблачение Азефа вызвало в партии, да и во всем революционном лагере такой шок, что Боевая организация эсеровской партии на время была распущена. Но уже в мае 1909 г. сторонники продолжения террора вновь получили большинство в руководстве ПСР. Концентрация лучших эсеровских сил на индивидуальном терроре, а также на попытках продолжать, несмотря ни на что, подготовку к вооруженному восстанию осуществлялась, разумеется, в ущерб организационно-пропагандистской работе.
     Вместе с тем даже такая достаточно утопическая линия эсеровского руководства левому, "ультратеррористическому", крылу ПСР казалась недостаточно радикальной. С осени 1908 г. ультратеррористы выделились в особую организацию, однако так и не сумели провести ни одного террористического акта. Вся их деятельность свелась к изданию за границей журнала "Революционная мысль". С другой стороны, по мере того как становилась очевидной нереалистичность курса эсеровского руководства, в партии усиливалось правое крыло во главе с Н.Авксентьевым .
     Правые эсеры считали необходимым полностью перестроить ПСР. Они предлагали сосредоточить основные силы партии на легальной деятельности в кооперативах, профсоюзах, культурно-просветительных обществах, а нелегальную организацию оставить только для обслуживания этой деятельности. В 1912 г. правые эсеры вообще заявили о ненужности для партии в переживаемый период нелегальной организации.
     Правело и само руководство ПСР во главе с В.Черновым. В конце концов именно предложения правого крыла помогли эсерам нащупать пути выхода из внутрипартийного кризиса. Именно профсоюзы, страховые кассы и кооперативы сделались основным полем деятельности ПСР в 1910-14 гг. К 1914 г. партия наконец начала выходить из кризисного состояния. Эсеры даже сумели несколько усилить свои позиции среди рабочих, пользуясь тем, что большевики и меньшевики вели между собой острую борьбу.
     Началось восстановление местных комитетов эсеровской партии, почти полностью разрушенных в результате полицейских репрессий.
   Более печально сложилась судьба Трудовой народно-социалистической партии (энесов). Энесы надеялись, что их программная и тактическая умеренность позволит им добиться легализации партии, но этого не произошло - власти так и не зарегистрировали энесовскую партию и продолжали в отношении нее тактику репрессий. Путем выборочных арестов полиция добилась дезорганизации энесовских организаций.
     В отличие от эсеров, энесы высказались за участие в выборах в III Думу, однако им не удалось провести туда ни одного своего представителя. В 1907-14 гг. деятельность партии народных социалистов полностью сводилась к участию в издании журнала "Русское богатство". Значительно уменьшилась численность думской фракции трудовиков: до 13 депутатов в III Думе и 10 - в IV.
     C началом первой мировой войны эсеры, как и социал-демократы, разделились на "оборонцев", "центристов" и "интернационалистов". Оборонческих позиций придерживались думские трудовики во главе с А.Керенским и остатки энесов, а также правые эсеры во главе с Н.Авксентьевым. Во второй половине 1915 г. оборонцы из числа правых меньшевиков и правых эсеров объединились и стали совместно издавать еженедельник "Призыв". Левое, "интернационалистское", крыло эсеров во главе с М.Натансоном тяготело к большевикам .
     В отдельных регионах в России они создавали совместные военные организации, издавали листовки. "Центристы" в ПСР были представлены руководством партии во главе с В.Черновым.

2. Взгляды максималистов.

     Максималисты, откуда и происходит их самоназвание, считали русскую революцию революцией социалистической, имеющей непосредственной целью реализацию программы - максимум.
     "Мы всегда говорили: на какой бы ступени общественно - хозяйственного развития страны ни застигла ее революция, каковы бы ни были степень концентрации и формы производства, организационные навыки - трудовой переворот, форма и глубина которого зависит от всей предыдущей истории и развития страны, возможен при победе революции, при переходе государственной власти в руки народа в лице его организованного меньшинства. С этой точки зрения не существует вопроса о том, где больше развит капитализм, где меньше" .
     Некоторые максималисты пытались основываться на историческом материализме. А. Биценко вспоминает, что в Мальцевской каторжной женской тюрьме "среди максималисток была одна самая обоснованная, прошедшая школу марксизма (сначала была социал - демократкой), оставшаяся в то время при "материалистическом понимании истории"; оно обосновала свой максимализм среди многих источников, которыми умела прекрасно пользоваться, между прочим, ссылаясь и на теорию "перманентной революции" т. Троцкого" .
     В брошюре 1919г. "Максимализм и большевизм" Нестроев подтверждает, что "близко к нашей точке зрения в 1905г. стоял Л. Троцкий" .
Близость Троцкого и максимализма, проявившаяся в признании ими социалистического характера русской революции, отнюдь не означает, что они одинаково понимали этот социалистический характер.
Для Троцкого революция была социалистической как революция промышленного пролетариата, для максималистов - как революция всего трудового народа. Для Троцкого социалистический характер революции проявлялся уже в неизбежном осуществлении ею реквизиции предприятий, 8-часового рабочего дня и в государственных пособиях безработным. Для максималистов революция была социалистической, т.к. представляла собой всеохватывающий социальный переворот.
Как чрезвычайно последовательные революционеры, максималисты являлись непримиримыми врагами буржуазной демократии, парламентаризма и профсоюзов - в отличие от доминирующих течений русского революционного движения (включая тогдашних большевиков), которые были в то время некритическими апологетами буржуазной демократии, за приход которой на место царского деспотизма они боролись. Критика максималистами буржуазной демократии и парламентаризма, осуществлявшаяся под несомненным влиянием анархизма и революционного синдикализма, в то же время предвосхищала большевизм 1914 - 1920 годов, позиции двух первых конгрессов Коммунистического Интернационала и идеи левого коммунизма.
     Максималисты не были анархистами. В лучшую сторону от анархизма их отличало и делало одним из лучших образцов пролетарской революционности в истории рабочего движения признание необходимости революционной партии и революционной диктатуры, хотя иногда это признание могло выражаться в терминах, не привычных для марксистов.
     Иначе говоря, максималисты считали, что революционная организация должна быть руководителем пролетариата, влияющим на него посредством убеждения и примера, а не управителем над пролетариатом, воздействующим на него принуждением и подкупом; должна являться самой решительной, смелой и дальновидной частью пролетарского класса, увлекающей за собой весь класс, а не стоящим над пролетариатом слоем новых начальников и господ. Мы можем только согласиться с таким пониманием.
     Следует отметить также, что максималисты, как и будущие немецкие левые коммунисты, из враждебности к буржуазным партиям порой склонны были словесно отрицать партии вообще и принципиально называли свою организацию не партией, а союзом, но вопрос, называть ли "сплоченное, энергичное, инициативное пролетарское меньшинство" партией, союзом или как - то еще очевидным образом является спором о словах.
     В отличие от анархистов, максималисты понимали невозможность наступления сразу после переворота идеального вольного коммунизма. На их взгляд, после свержения буржуазной власти и до появления социалистического общества неизбежен революционный переходный период - "трудовая республика". Содержание, вкладываемое ими в данное понятие, сильно приближалось к ленинской "революционно - демократической диктатуре пролетариата и крестьянства".
     Последовательная приверженность идее власти Советов определяла политику максималистов во время революции и обусловливала все конкретные проявления этой политики, в т.ч. отношение максималистов к другим советским партиям, т.е. к большевикам и левым эсерам.
     Так, максималисты отрицательно отнеслись к убийству Мирбаха и левоэсеровскому восстанию 6 июля 1918г., видя в этих акциях попрание советской власти, посягательство ПЛСР на установление собственной партийной диктатуры.
Ф. Ю. Светлов 9 июля на V съезде Советов сказал, что выступление левых эсеров выросло "на разгоряченной бредовой почве захвата власти" и "является результатом партийности, против которой мы всегда протестовали" (вспомним, что максималисты склонны были отрицательно относиться к форме партии и принципиально называли себя не партией, а союзом).
     В то же самое время максималисты высказались против репрессий большевиков в отношении левых эсеров, за союз всех советских партий.
     Максималисты не идеализировали реально существовавшую между 25 октября 1917г. и 6 июля 1918г. Советскую власть. Из их критики хорошо видно, до какой степени далека она была от идиллии - но идиллий в реальной истории не бывает .

 

3. Эсеры-максималисты о политических преобразованиях в России.

 

     Союз эсеров-максималистов (ССРМ) находился на левом фланге российских неонароднических партий. 1917 г. стал временем возрождения и активизации деятельности организаций Союза. Максималисты участвовали в Октябрьском вооруженном восстании и на II Всероссийском съезде Советов по основным вопросам (о власти, о земле, о войне и мире) поддержали большевиков.
     В отечественной историографии имеется определенный существенный задел по освещению деятельности эсеров-максималистов в период Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России. Выявляя общее количество максималистских организаций в первые послеоктябрьские годы, освещая важные аспекты их деятельности и проблемы взаимоотношений с большевиками, ученые А.Ф.Жуков и Ю.И.Шестак в целом рассматривают историю ССРМ под углом зрения враждебности их политической практики правящей РКП(б) и, как следствие - ожесточенной борьбы большевиков против эсеровского максимализма и неизбежности его краха. Это объяснимо с учетом характера развития исторической науки и всего нашего общества в советскую эпоху .
     Не случайно, очевидно, не находит должного освещения теоретическая работа максималистов в годы гражданской войны, в том числе - их взгляды на политическое строительство, на проблемы организации и функционирования органов государственной власти в центре и на местах, на систему Советов в целом и государственный строй, который складывался в годы гражданской войны. Между тем, рассмотрение этих проблем представляет значительный интерес хотя бы потому, что способствует расширению наших представлений об альтернативности в политическом развитии России в послеоктябрьские годы.
     Характерной чертой теории эсеров-максималистов была их вера в возможность немедленного перехода России к социализму. Октябрьский переворот значительно способствовал активизации их деятельности. После Октября 1917 г. Союз эсеров-максималистов пытается найти свое место в политической жизни страны. Максималисты активно занимались выработкой программы построения нового общества. Весной 1918 г. Союзом был разработан "Проект основ Конституции Трудовой Республики", утвержденный III Всероссийской конференцией ССРМ в апреле 1918 г.
В нем нашли отражение взгляды максималистов на вопросы политического строительства и на организацию власти. Надо подчеркнуть, что вопрос о власти занимал значительное место в теории эсеров-максималистов. Поддержав лозунг большевиков о переходе власти в руки Советов, максималисты вкладывали в него свое содержание и отвергали диктатуру пролетариата. Вся власть, считали они, должна принадлежать трудовому народу в лице Советов рабочих, крестьянских и других депутатов от трудящихся, "которые должны быть исполнителями воли народа и его руководителями в созидании новой жизни" .
     Максималисты считали, что построение нового общества "не по плечу одной какой-либо части народа", и ратовали за установление "народовластия" в виде "Трудовой Республики". Она определялась как "организация общежития на основе равного для всех права на жизнь и обязанности труда для всех трудоспособных членов" и мыслилась как "политически федеративное государство, охраняющее экономическое единство, с широкой автономией отдельных областей и народов, ее составляющих".
     Основными задачами Трудовой Республики Союз эсеров-максималистов считалось немедленное и безвозмездное обобществление "всего достояния эксплуататоров трудового народа" - земли, всех орудий и машин, зданий и сооружений, всего сырья и топлива, всех товаров, денежных знаков и всех других предметов личного пользования в случае, если "количество их превышает установленную органами Трудовой республики норму"; организация и ведение общественно-планомерного хозяйства обобществленными средствами труда; уничтожение торговли и денег внутри Трудовой республики, "замена строя купли и продажи прямым, общественно-регламентированным распределением благ..." .
     Все члены Трудовой республики должны иметь право на "жизнь" и "власть", т.е. на организацию общественной жизни и власти Трудовой республики. В обязанности их входило подчинение нормам конституции и требованиям общественной власти. Интересно при этом, что члены Трудовой республики должны были иметь также право на вооруженное сопротивление и восстание в тех случаях, "когда закрыты или бездействуют законные пути или средства для защиты Конституции Трудовой республики и установленных ею прав". Труд являлся основной обязанностью членов общежития.
     Труд, организуемый Трудовой республикой, должен был делиться на обязательный (несение трудовой повинности) и необязательный (добровольный). "Такой строй, - писали максималисты, - при котором трудовой народ, объединенный вокруг своих Советов и Комитетов, будет сам управлять всеми государственными, общественными и хозяйственными делами, будет сам распоряжаться и армией, и флотом, и народным образованием, и финансами, и сношениями с иностранными государствами, и торговлей, и продовольствием, и производством на фабриках, заводах и в шахтах, и сам будет распределять между всеми трудящимися, и только между ними, излишек - если таковой будет, - такой строй, такое государство и есть Трудовая Советская Республика".
     Эсеры-максималисты принимали участие в работе комиссии по выработке первой Советской Конституции, куда с совещательным голосом входил один из лидеров ССРМ А.И.Бердников. Максималисты представили свой проект конституции "Трудовой Республики". В этом проекте и были наиболее подробно изложены их взгляды на принципы строительства государственной власти: "Организация общественной власти или самоуправления Трудовой республики, - говорилось там, - строится на началах объединения и представительства всех политически правоспособных членов общества".
     Проект предусматривал, что высшим органом власти (законодательной, контрольной и распорядительной) в Трудовой республике является Всероссийский Съезд Советов, состоящий из представителей местных Советов и центральных и областных советских организаций. ВЦИК, по мнению эсеров-максималистов, необходимо упразднить потому, что "он не может играть этой роли, т.к. этот орган еще сам себя не познал и не определил: не то он законодательный, не то законоисполнительный" и, во-вторых, потому, что его избирают делегаты на съезде, а не на местах. Всероссийский съезд Советов должен стать "постоянным органом для трудящихся, как парламент для буржуазии" .
     На Всероссийский съезд Советов возлагались такие задачи, как информационная (доклады и наказы с мест), информационно-контрольная (отчет и доклады ЦИК, правительства в целом и отдельных его ведомств). Съезд также должен был решать все важнейшие вопросы жизни в Трудовой республике, вырабатывать задания и директивы ЦИК и правительству, выбирать членов ЦИК и утверждать состав центрально-ведомственных коллегий (комиссариатов).
Исключительное право Всероссийского Съезда составляет решение вопросов о войне и мире, а также - об изменении Конституции. Всероссийские съезды созываются ЦИК и бывают: регулярные - 2 раза в год и экстренные - по желанию не менее 1/3 состава ЦИК или 1/3 местных Советов. Основная работа Всероссийского съезда Советов протекает по коллегиям, т.е. комиссиям, наделенным правом полного контроля всех органов центральной власти. В промежутках между съездами заместителем съезда и высшим органом Трудовой Республики является Центральный Исполнительный Комитет, который состоит из 2/3 делегатов Всероссийского Съезда Советов. По мнению максималистов, на ЦИК должны быть возложены следующие задачи:
1) надзор и контроль за соблюдением конституции и исполнение заданий Всероссийского Съезда с правом "veto" по всем правительственным декретам;
2) решение - в промежутках между съездами - важнейших вопросов жизни, возбуждаемых центральными органами управления;
3) опубликование и кодификация декретов;
4) осуществление функций высшей судебной инстанции по политическим делам;
5) агитационно-пропагандистская работа по укреплению строя Трудовой республики".
     В компетенцию ЦИК входила также организация и созыв Всероссийских съездов, назначение и смещение состава центральных ведомственных коллегий и политических представителей Российской республики за границей.
Высшим после ЦИК органом являлся Совет центральных ведомственных коллегий (комиссариатов). Количество центральных коллегий и руководящий состав в комиссиях каждой из них намечались в комиссиях Всероссийского съезда или ЦИК и утверждались Всероссийским съездом или ЦИК.
     В Совет центральных ведомственных коллегий должны были входить :
1) Совет управления в составе следующих ведомств:
1) управление делами Совета коллегий;
2) федеративных служб;
3) местных служб;
4) союзов и обществ;
5) внешних дел.
2) Совет культуры в составе коллегий:
1) обороны;
2) безопасности;
3) благоустройства;
4) путей и средств сообщения;
5) просвещения;
6) техники и изобретений;
7) печати;
8) информации;
9)статистики.
3) Совет хозяйства, в составе которого были комитеты:
1) земельный;
2) индустрии;
3) обмена;
4) распределения.
4) Совет финансов в составе ведомств:
1) обложения;
2) кредита и снабжения;
3) монополий;
 4) соцобеспечения;
5) контроля и отчета.
     Таким образом, Совет центральных ведомственных коллегий должен был состоять из четырех основных подразделений, охватывающих основные стороны жизни и деятельности государства. Совет центральных коллегий должен был исполнять задания Всероссийского съезда и ЦИК в области управления в целом и по отдельным ведомствам, а также представлять доклады и отчеты Всероссийскому съезду и ЦИК о своей деятельности.
Проект Конституции Трудовой Республики предусматривал, что высшим органом власти в пределах каждой административно-хозяйственной единицы является: для областей, губерний и уездов - соответствующий Съезд Советов, для города, волости и селения - соответствующий Совет.
     Высшим после Съезда или Совета и руководящим органом в пределах каждой административно-хозяйственной единицы является Исполнительный Комитет области, губернии, города, уезда, волости, селения. Исполнительно-рабочим органом является Совет Коллегий - областных, губернских, уездных, городских и т.д.
Организация выборов высших органов Советской власти (Центральной, как ее называли максималисты) должна проходить не по партийным спискам, а "путем выборов на Всероссийском Съезде Советов по принципу представительства с мест всего состава ЦИК, к которому и переходят все функции СНК".
     Центральная власть, чтобы пользоваться полным доверием трудящихся должна была иметь в своей среде представителей с мест, от каждого Совета, объединяющего вокруг себя более или менее значительную массу крестьян и рабочих. "Чтобы съезд Советов не оторвался от представленной им народной массы и от настроения местных Советов, - писали максималисты, - он должен периодически обновляться по частям. Часть, предположим 1/3 делегатов, выбывает после известного промежутка времени в свои Советы, их заменяют заместители".  В составе съезда должны были работать областные или районные группы (секции), например: кавказская, сибирская, уральская и т.д. Эти секции должны были поддерживать постоянный контакт со своими Советами.
     В составе съезда предусматривалось также создание отраслевых - "деловых" отделов (секций): промышленного, сельскохозяйственного, по народному образованию, военного, путей сообщения и т.д. Председатели этих секций совместно с представителями областных представительств образовывали центральный исполнительный орган, ответственный перед Съездом Советов и перед страной. Отделы разбивались на подотделы и комиссии. Председатели комиссий, объединяясь, образуют вместе исполнительные органы данного отдела. Вся работа сосредотачивалась в секциях и комиссиях. Общие собрания Съезда должны были созываться не менее 1 раза в месяц для заслушивания докладов председателей секций, подсекций и комиссий, а также представителей областей о положении дел на местах и для решения государственных вопросов. Таковой видели члены ССРМ систему Советов, структуру и функции ее органов.
     К концу первого полугодия советской власти в формирующейся политической системе страны стали ощущаться заметные изменения. К весне 1918 г. наметилось снижение роли Советов в политической системе за счет опережающего расширения функций центрального госаппарата, появления военных и чрезвычайных органов власти. Не успев окончательно утвердиться в качестве единой и всеобщей системы органов новой власти и управления, Советы стали стремительно терять свое влияние. Их функции переходили к партии большевиков, а также к комбедам, ревкомам и другим чрезвычайным органам.
     Отход большевиков в их политической практике от первоначальных демократических лозунгов, с которыми они шли в Октябрь 1917 г., встречал определенное сопротивление у членов ССРМ. Анализируя деятельность Советов, эсеры-максималисты отмечали, что авторитет Советов падает, т.к. они "стали не органами народной власти, народного творчества, народной борьбы за свое существование, а органами, выполняющими директивы одной лишь партии". Из выразителей народной воли Советы превратились в "придатки" партийных комитетов, которые "можно по целым месяцам даже не созывать". Ни одна политическая партия, - писала омская газета "Голос максималиста" - "какая бы она ни была, не может вывести страну из того тупика, в котором она сейчас находится, кроме самого трудового народа, организованного вокруг своих Советов" .
     Союз эсеров-максималистов ставил перед собой задачу неустанной пропаганды необходимости реорганизации "насажденных сверху и подтасованных Советов в Советы, подлинно выражающие волю трудового народа, свободно избранные, ответственные перед своими избирателями, а не фракциями или партиями". На страницах своей периодической печати максималисты провозглашали лозунг: "Власть Советам, а не партиям!".
     Они считали, что народ должен решать все вопросы общественной, военной и хозяйственной жизни сам, начиная с вопроса продовольствия, организации производства и до организации обороны страны. В Советах должны быть люди, преданные интересам трудящихся, должны помнить, что "не народ существует для партий, а партии для народа".  Необходимо, чтобы Совет был, во-первых, работоспособным, а это зависит в полной мере от избирателя. "Надо выбирать не болтуна, а человека дельного и честного, энергичного и стойкого...".
     Рабочие, посылая депутатов в Совет, должны выработать им наказ, и депутат Совета обязан был исполнять волю своих избирателей, не менее двух раз в неделю отчитываясь перед ними на общем собрании своего предприятия. Чтобы трудовой народ мог контролировать свой Совет, общие (пленарные) заседания Совета должны быть открыты для избирателей. "Весь Совет должен взяться за дело. Ни один депутат не должен быть только поднимателем рук, а должен быть работником" - писали максималисты.
     Поэтому Совет не надо делить на две части: на голосующих и работающих, "не надо выбирать особого Исполнительного Комитета, который в свою очередь выбирает Совет Народных Комиссаров...". Весь Совет должен был разбиваться на отделы по числу отраслей народного хозяйства и государственной деятельности (народного образования, жилищный, по организации промышленности, по продовольствию и т.д.).
Председатели и секретари этих отделов составляли малый Совет, который будет проводить в жизнь постановления каждого отдела. Каждый отдел или подотдел будет опираться в своей практической деятельности на соответствующий производственный союз.
     "Опорой развивающейся революции, - говорилось в документах Союза эсеров-максималистов, - может быть только Советский строй, выражающий собой классовый момент диктатуры трудящихся, а не диктатуры какой-либо партии, строй, в котором государственный централизм заменяется федеративным принципом на основе равноправного объединения советских территорий, различающихся по своим хозяйственно-экономическим и национальным особенностям, при котором государственный аппарат приспособлен к удовлетворению полностью всех общественно-экономических и культурно-национальных запросов трудящихся различных областей и народностей..." .
Таким образом, трактовка эсерами-максималистами вопроса о политическом строительстве была основана на отрицании необходимости политического руководства массами. Они протестовали против фракций и партийности и выступали за организацию трудового народа вокруг беспартийных Советов, которые должны были действовать самостоятельно, не подчиняясь партийным директивам.
     Необходимо отметить, что в ходе выработки политической программы Союза не возникало разногласий, и сама политическая программа, изложенная в "Проекте основ Конституции Трудовой республики", на протяжении рассматриваемого периода изменениям не подвергалась, хотя в печати, как мы видели, высказывались мнения о некоторых коррективах.
     Эсеры-максималисты расходились с большевиками в вопросах избирательной системы. Они предлагали установить всеобщее избирательное право, мотивируя это тем, что в России нетрудовые элементы составляют ничтожное меньшинство, потому всеобщее избирательное право не сможет принести вреда власти трудящихся.
С точки зрения эсеров-максималистов всеобщее избирательное право принесет пользу, т.к. в существующих Советах преобладают представители физического труда, а грамотные люди - писари, священники и т.д. устранены от участия в выборах.
     В своих программных документах максималисты провозглашали всеобщее избирательное право для граждан, достигших 18-летнего возраста и не лишенных его по решению суда, но временно, в период борьбы за воплощение в жизнь конституции "Трудовой республики", эксплуататоры от участия в выборах отстранялись.
     Максималисты также требовали полной свободы предвыборной агитации. Свобода предвыборной агитации, по их мнению, обеспечит верное отражение народной мысли и народной воли в Советах. Максималисты заявляли, что они не боятся даже самой правой агитации, потому что интересы правых так расходятся в интересами крестьянства, что их агитация останется безрезультатной. Перед членами своей организации эсеры-максималисты ставили задачу при любых выборах "разоблачать давление и подтасовки, требовать персональных выборов, отвергая партийные списки".
     Программа ССРМ содержала ряд демократических положений: отрицание любой диктатуры, требование самостоятельности Советов, участие рабочих в управлении производством. Оценивая собственную программу действий, эсеры-максималисты отмечали в одной из своих листовок: "Чтобы провести эти мероприятия в жизнь, трудовому народу предстоит преодолеть диктатуру (единовластие) коммунистической партии, в то же время, не давая торжествовать врагам мировой революции внешним и внутренним..." .
     В то же время воззрения максималистов по концептуальным вопросам власти в основных положениях расходились с большевиками, что наряду с нарастающими антибольшевистскими настроениями во многом предопределило судьбу максималистских организаций в России. Пожалуй, только принципиальное признание максималистами Советов, их готовность вести борьбу против буржуазии сделало возможным их довольно краткое сотрудничество с большевиками.

     Судьба России в первой четверти ХХ в. в значительной степени была определена итогами глобального противостояния государства и общества, полного взаимного недоверия и нетерпения, проявившегося в том числе в напряженной и драматичной борьбе, которая развернулась между консервативными, либеральными и социалистическими силами .
     В отличие от левых эсеров, у максималистов была собственная разработанная теоретическая программа. Чего не было у них в достаточном количестве, это физической силы, а в борьбе классов и партий в конце концов решает именно она.
     Глубинной причиной поражения революционного народничества была неспособность пролетаризируемого крестьянина организоваться в масштабах всего общества, чтобы совершить победоносную социалистическую революцию. Однако эта глубинная причина естественным образом реализовалась через множество причин производных.
     Максималисты - наиболее последовательно - революционная группа революционного народничества эпохи русских революций - были разгромлены полицейским террором в конце 1906 г., и должны были восстанавливать заново свою организацию в 1917 г., когда времени уже катастрофически не хватало.
     Формирование идеологии максимализма относится к кануну революции 1905г., складывание организации - в 1905г., а высший пик деятельности - 1906г. В конце 1906г. происходит полицейский разгром. После этого несколько лет продолжают борьбу разрозненные группы в России и ведут теоретическую работу группы в эмиграции. Затем максималистское течение почти отмирает и возрождается только в 1917г.
     Т.к. в 1917г. потенциальные сторонники максимализма в большинстве своем находились в рядах гораздо более сильных и известных большевистской и левоэсеровской партий, то максимализм смог создать массовые организации только в отдельных местах (Кронштадт, Самара, Ижевск и Воткинск, некоторые районы Сибири), оставшись преимущественно пропагандистской группой.
     Строгая приверженность Советской власти против как Учредительного собрания, так и партийной диктатуры составляла его отличительную черту, как и последовательное отстаивание политики единого революционного фронта, что означало, в частности, соединение товарищеской лояльности к большевикам с независимостью от них. Для реализации отстаиваемых им целей освобождения пролетариата у максимализма, вместе со всем пролетарским классом, одной из передовых политических группировок которого он был, не хватило сил. Поэтому максимализм остался лишь предтечей новой, еще более великой, революции - всемирной пролетарской коллективистской революции, время которой в начале 20 века еще не пришло.
     Историография создания и деятельности эсеров максималистов является составной частью общей проблемы, связанной с изучением процесса модернизации России в начале ХХ в., становления политической жизни, формирования системы политических партий и ее последующей ликвидации.
     Судьбы эсеров и других представителей российской многопартийности привлекают повышенное внимание современных исследователей. Изменения в общественно-политической жизни, ликвидация идеологических ограничений дали возможность рассматривать деятельность партии эсеров с разных позиций.

 

 

 

   
Яндекс цитирования