Новости истории

12.05.2019
Каменная доска, вероятно, предназначавшаяся для игры в латрункули, обнаружена на раскопках в Виндоланде, укрепленном форте поблизости от стены Адриана.

подробнее...

04.05.2019
Первыми обитателями Тибета были не предки современных китайцев, непальцев или современных жителей плоскогорья, а древние люди-денисовцы, жившие там более 160 тысяч лет.

подробнее...

03.05.2019
На склоне одной из Хочских вершин в Словакии обнаружился клад из серебряных монет конца XV - начала XVI веков.

подробнее...

В Нидерландах найдено судно с грузом меди, затонувшее 500 лет назад

20 апреля 2019 г. Историк

 
 

В Северном море обнаружился голландский корабль с грузом меди на борту, затонувший в 1540-е годы.

 

На судно наткнулись совершенно случайно. На этом участке Северного моря (близ острова Терсхеллинг) велся розыск стальных контейнеров, смытых с корабля-карго в январе этого года во время шторма. Пятно на экране гидролокатора сначала приняли именно за контейнер, но когда в черпателе оказались фрагменты деревянного корпуса и почти пять тонн меди, спасатели поняли, что имеют дело с остатками кораблекрушения, причем достаточно древнего.

 
 

 


Так выглядел затонувший корабль XVI в. на экране гидролокатора. Credit: Netherlands Cultural Heritage Agency

 
 

По мнению главы нидерландского ведомства морской археологии Мартейна Мандерса, затонувшее близ Терсхеллинга судно может стать старейшим из всех найденных в голландских территориальных водах Северного моря.

 

Дендрохронологическая экспертиза показала, что корабль был изготовлен в 1540-х годах, как раз в тот период, когда на смену средневековому методу строительства корабельных корпусов край-на-край пришла обшивка вгладь, заимствованная у средиземноморских корабелов. Каравеллы, обшитые вгладь, были более надежны и менее проницаемы для воды.

 
 

"Переходные" элементы обшивки судна.

 


"Переходные" элементы обшивки судна. Credit: Netherlands Cultural Heritage Agency

 
 

По словам Мандерса, обнаруженное судно является своеобразным переходным звеном между этими двумя методами, поскольку изготовлено с использованием временного каркаса из обшивочных досок. Такой каркас — промежуточный этап между традиционными технологиями судостроения и новым стилем каравелл.

 

Археологи полагают, что судно шло из Балтийского моря в Антверпен (город в Бельгии, до 1830-х годов принадлежал Нидерландам). Перевозимая на нем медь скорее всего предназначалась для чеканки монет. Клейма на медных пластинах принадлежат одной из богатейших медеплавильных компаний, владельцем которой была немецкая семья Фуггеров. Химический состав меди идентичен той, из которой изготовлены первые медные монеты в Нидерландах. Именно голландские города стали первыми потребителями медной монеты в XVI века, оценив ее доступность в качестве альтернативы серебряным и золотым деньгам.

 
 

Медные пластины — груз затонувшего корабля

 


Медные пластины — груз затонувшего корабля. Credit: Netherlands Cultural Heritage Agency

 
 

Затонувший корабль таким образом отмечает три вехи в истории Нидерландов: коренной перелом в технологиях кораблестроения, экономический подъем XVI века и начало чеканки медных денег, - что делает его исключительно интересным для изучения.

 

Археологическая экспедиция стартует уже этим летом. До тех пор голландская береговая охрана зорко следит за местом кораблекрушения.

 
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования