В Бильбао открылась выставка скульптуры гиперреализма
10 августа 2016 г. Историк
В музее изящных искусств в Бильбао (Испания) открылась выставка под названием "Скульптура гиперреализма 1973-2016" из 34 работ, выполненных наиболее яркими представителями этого направления искусства.
Сэм Джинкс "Без названия" (Женщина на коленях), 2015 г. Силикон, пигменты, каучук и искусственный волос 30 х 72 х 28 см © Sam Jinks. Courtesy of the artist and Sullivan+Strumpf, Sydney, and the Institute for Cultural Exchange, T?bingen.
Гиперреализм – довольно новое направление в искусстве, в котором реальность воспроизводится фотографически точно, представляя зрителю тандем полностью естественных образов в сочетании с одновременным их отчуждением.
Направление возникло в 60-х годах прошлого столетия и не прошло незамеченным для мирового искусства. Для него характерны утрированный натурализм и прагматизм, а также сложная композиция.
Родоначальниками гиперреализма считают американских художников: Э. Уорхола, Д. Солта, Р. Мак Лиэна, Р. Коттингэма, Р. Эста и Р. Гоинза, а среди европейских мастеров – Клафека, Г. Рихтера, Гноли и Делкола.
Позднее термин «гиперреализм» стал применяться для обозначения стиля написания полотен и создания скульптур, которые имитируют фотографические снимки. Часто сюжетами для таких картин являются:
• витрины магазинов, в которых отражаются современные городские пейзажи;
• здания, станции метро, люди;
• разные бытовые приборы и предметы домашнего интерьера;
• еда.
Особенности стиля и основные жанры гиперреализма
Вместе с эффектом имитации фотографических снимков (непосредственной реальности) для полотен этого стиля присущи несколько механический характер изображений и принцип автоматизма фиксации. Атмосфера холодной отчужденности от зрителей, статичности и бесстрастности характерна практически для всех полотен художников, пишущих в этом стиле.
Довольно условно, но все же в гиперреализме возможно выделить З основных жанра:
• натюрморты – здесь наблюдается тщательная проработка всех деталей и полное отрицание в формах абстрактности;
• портреты – здесь не копируются изображения, а проводится тщательная прорисовка всех (даже самых мелких) деталей, что делает портреты очень реалистичными;
• пейзажи – художники этого стиля отдают предпочтение изображению ультрасовременных мегаполисов с неоновыми вывесками и широкими магистралями, однако везде царит пустота. От таких картин веет одиночеством, а обилие изображений дорожных знаков на них рассматриваются, как судьбоносные указатели.
В заключение хотелось бы отметить, что произведения, написанные в стиле гиперреализм это возможность обратить внимание зрителей на обычные нюансы современной жизни. При этом художниками создается иллюзия реальности. Она красочная и убедительная, но в самих работах выглядит более правдоподобной, чем является на самом деле.
Гиперреализм - это стремление создать сверхнатуралистические произведения искусства, которые способны передать мельчайшие нюансы. Образы здесь утрированно объективны, а сюжеты – подчеркнуто банальны. При этом гиперреалисты как бы прячут от зрителя присутствие автора, полируя и шлифуя поверхность готовой работы, чтобы скрыть следы работы кистью и скульпторским скребком.