В настенных росписях византийских монастырей на Кипре использовался асбест
Американскими учеными было установлено, что асбест, использование которого в настоящее время запрещено, широко применялся тысячу лет назад для придания яркости настенным росписям в византийских монастырях на Кипре.
Фреска, изображающая Николая Затворника в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Монастырь Преподобного Николая Затворника, Кипр. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
Асбест использовался в намете штукатурки, поверх которой затем наносилась собственно роспись, в продолжении 1100-х годах почти повсеместно в византийском культовом строительстве. Современная настенная роспись, естественно, без применения асбеста сегодня доступна любому желающему. Наиболее интересным в этом смысле является сайт http://artofrussia.ru/, на котором коллектив художников с огромным опытом работы способен воплотить в жизнь любые задумки заказчика.
Сцена распятия Христа на южной стене в монастыре Николая Затворника, написанная поверх слоя свинцовых белил, которые скрывали предшествующую роспись. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
Асбест - природный породообразующий минерал, способный расслаиваться на длинные эластичные волокна. До сего момента считалось, что благодаря своим антикоррозийным свойствам и высокой устойчивости горения, асбест начал применяться в оформлении стен и полов только после промышленной революции в Европе. Однако, в ходе исследования росписи стен XII века в византийском монастыре Преподобного Николая Затворника на Кипре, проводимого группой ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, выяснилось, что для верхнего слоя штукатурки кое-где в стенной росписи применялся силикат магния - хризотил (переливчатый асбест). Слой хризотила выглядел очень ярким, почти зеркальным.
Монастырь Преподобного Николая Затворника, Кипр. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
По всей видимости монахи хотели придать своей росписи дополнительный свет и сияние, - пояснила одна из участниц группы археологов Иоанна Какулли, - Совершенно очевидно, что это не было случайностью, люди той эпохи были хорошо осведомлены о свойствах асбеста.
Сегодня все шесть асбестовых минералов признаны канцерогенными и больше не используются в строительстве и отделке помещений. Однако на протяжении веков волокнистый материал, обладающий привлекательными для строительства свойствами, использовался повсеместно. Уже 4500 лет назад ремесленники смешивали асбест с глиной, чтобы керамическая посуда была более прочной, 2000 лет назад асбестовые волокна добавляли в текстиль, чтобы сделать его огнеупорным. В такое полотно заворачивали тела при кремации, чтобы затем можно было отделить прах покойного от пепла погребального костра. Полагали, что асбест обладает волшебными свойствами.
В конце XIX в. асбест использовали в промышленной индустрии для производства цемента, стенной штукатурки, гипсокартона, огнестойких покрытий, кровли, что среди прочего позволяло получать прочные и износоустойчивые материалы.
Любопытно, что ученые полагали, что использование асбеста прекратилось в начале нашей эры и возобновилось только в XIX в., поэтому большим сюрпризом для них явился тот факт, что асбест присутствует в настенной росписи XII в. Изначально, Какулли и ее команда стремились изучить эволюцию пигмента и технологий росписи на древних фресках, для этого они рассматривали роспись в инфракрасном и ультрафиолетовом излучении, а также собирали микрообразцы краски, чтобы изучить ее молекулярный состав с помощью современных электронных микроскопов.
Иоанна Какулли изучает настенную роспись в ультрафиолете. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
На одной из фресок - "Спас Вседержитель" - изображен Христос, держащей книгу в красной рамке. После анализа красного пигмента было установлено, что асбест использовался в верхнем намете штукатурки, перед нанесением красящего красного слоя. В настоящий момент асбест найден только в красных элементах стенной росписи.
"Спас Вседержитель", настенная роспись в монастыре Преподобного Николая Затворника на Кипре. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
Основные месторождения асбеста на Кипре находятся в высокогорных областях, самое близкое из них к монастырю Николая Затворника расположено в 60 км. Исследователи полагают, что в Средние века монахи добывали асбест как для своих нужд, так и на продажу.
Изучение фресок в монастыре Преподобного Николая Затворника на Кипре. Credit: Ioanna Kakoulli, UCLA
Американские археологи намерены произвести анализ пигментов других цветов на наличие асбеста, а также исследовать росписи других монастырей на Кипре.