Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Заключение

В эпоху эллинизма центр архитектурно-строительной деятельности греков переместился на восток. Новые рабовладельческие монархии образовались на обширных территориях Передней Азии и Египта, завоеванных Александром Македонским. В то время как в метрополии строительная деятельность в старых городах постепенно замирала, на востоке греко-македонская колонизация способствовала значительному оживлению производительных сил, политической, торговой и культурной жизни, обусловивших весьма значительный по тому времени размах строительства. В эллинистических государствах общественная жизнь концентрировалась вокруг многочисленных, вновь основанных или быстро разраставшихся, старых городов восточного Средиземноморья. В этих городах в соответствии с их ростом развивалась и архитектура, отразившая социально-экономические особенности эллинистических государств, своеобразие новой греко-восточной культуры и те глубокие изменения, которые произошли во всех областях общественной жизни. 
Если в пору расцвета рабовладельческой демократии каждый «свободнорожденный» грек чувствовал себя гражданином своего государства-полиса, в управлении которым он принимал то или иное участие, то теперь гражданин полиса уступил место подданному новой эллинистической монархии. Соответственно изменились и задачи зодчества. Храмы богов — покровителей гражданской общины, воплощавшие в своих образах идеологию полиса, утеряли свое исключительное значение; храмовая архитектура в значительной мере уступила место зданиям, возводившимся эллинистическими властителями. Сосредоточение богатств и массы рабов в распоряжении этих властителей сделало возможным осуществление громадных строительных замыслов: застраивались центральные площади городов, воздвигались пышные общественные постройки, строились торговые и военные гавани. 
Подавляющее большинство общественных и культовых зданий представляло собой развитие уже известных ранее типов, сложившихся в классическую эпоху. Но естественность и строгая простота, свойственная многим из этих сооружений, уступила место более сложным и богатым архитектурным построениям. Портики и нимфеи, булевтерии и пританеи, гимнасии и  палестры (не говоря уже о святилищах, театрах, гаванях и других крупных сооружениях) обычно возникали теперь как более или менее значительный элемент архитектурных ансамблей, представлявших собой, в свою очередь, часть обширных градостроительных замыслов. 
В отличие от «регулярных» городов классической эпохи эллинистические города получали развитые и ярко выраженные центральные ансамбли. Эти ансамбли, так же как и входящие в них отдельные общественные сооружения, отличались подчеркнутой пышностью и парадной монументальностью. 
Соперничая между собой в могуществе и богатстве, эллинистические властители стремились упрочить свое влияние, украшая строившиеся города разнообразными общественными зданиями и целыми комплексами, среди которых особую роль играла архитектурно оформленная общественная и торговая площадь — агора. Ионическая агора, обрамленная по трем сторонам одним непрерывным зданием в виде «покоя» («П»), получила широкое распространение в греческих центрах Передней Азии.  Симметричная композиция ионической агоры не получила еще развития в глубину, а сама агора обычно оставалась незамкнутой или позднее замыкалась отдельной стоей (Приена, Магнесия, Милет). 
Изменился и характер жилищной архитектуры. Наплыв богатств привел к дальнейшему расслоению населения и определил развитие жилищной архитектуры в двух противоположных направлениях: в городах множились скученные жилища бедняков и, одновременно, — роскошные дома богачей, стремившихся подражать жизни эллинистических властителей и их приближенных. В богатых жилых домах и в общественных сооружениях большое значение приобрел перистиль. В эту пору сложился развитый тип эллинистического париетального дома с его богатым и изысканным интерьером. 
Появились первые примеры симметричного решения перистилей в общественных зданиях и попытки построения композиций, развивающихся по глубинной оси. Вместе с тем, ко II веку до н. э., по-видимому, относится и наиболее ранний в восточном эллинизме случай применения осевой композиции на взаимно-связанных террасах (рис. 375, 376). 
Классические ордерные системы по прежнему оставались основой художественно-выразительных средств зодчества, но применялись теперь соответственно новым художественным задачам с большей свободой и изобретательностью. В частности, ордер начал широко применяться в архитектурной обработке фасадных стен (особенно, многоэтажных зданий), образуя полуколонны и родственные им формы. 
Эллинистический ордер отличается большей легкостью и меньшей монументальностью, чем ордер классической архитектуры. Композиционное применение ордера, его формы и пропорции в большей мере, чем раньше, отходят от установившихся классических норм. Частым явлением становится применение в одном сооружении различных ордерных систем, которые окончательно потеряли связь с породившими их местными (дорическими и ионическими) архитектурными традициями, давно уже прекратившими свое обособленное существование и растворившимися в общем потоке развития; дорический и ионический ордера, как и коринфский, стали в эллинистической архитектуре лишь отдельными элементами ее усложнившейся системы художественно-выразительных средств. 
Однако это совмещение не означало формирования нового единого стиля греческой архитектуры: к этому не было предпосылок в самой культуре эллинистических монархий, представлявших собой конгломерат различных племен и не создавших общенационального культурного единства. 
Особенности эллинистической архитектуры ярко выступили в новой трактовке храма. Усилилась фронтальность в композиции храма, впрочем известная уже в ионических храмах; план храма стал менее вытянутым, по-новому формировалось его внутреннее пространство. 
Большую и существенно новую роль играла в эллинистической архитектуре скульптура. Она широко применялась для оживления плоскости цоколя и даже самой стены. Столь же характерно украшение площадей огромными отдельными статуями и скульптурными группами. Размах эллинистической архитектуры, характерная для нее виртуозность в разработке и видоизменении классических архитектурных форм, ее импозантность, богатство и внешний блеск сочетались с явным измельчанием ее идейно-художественного содержания. 
В начале настоящей части приведена общая оценка эллинизма К. Марксом, который противопоставляет высочайший внутренний расцвет Греции в V веке до н. э. ее внешнему расцвету в эпоху Александра Македонского (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. I, стр. 180). Эта характеристика подтверждается и характером развития зодчества. 
Несмотря на невиданный до той поры размах строительства и достижения строительной техники, несмотря на богатство эллинистических городов с их великолепными гаванями, театрами и стадионами, с пышными ансамблями торговых, культовых и общественных центров, эллинистическая архитектура в значительной мере утратила некоторые важнейшие качества, отличавшие греческое зодчество классической эпохи. 
Глубина и значительность идейно-художественного содержания произведений классической архитектуры сменились в эллинистических сооружениях внешним блеском и изысканностью формы, иногда переходившей в манерность. 
 
 
 
Демократические элементы идеологии полиса, ярко выраженные в его общественных сооружениях, уступили место подчеркнутой «представительности» сооружений, воздвигавшихся эллинистическим властителем.  Глубокая связь классического греческого зодчества с исконными традициями народного строительного искусства теряла свое значение в космополитической архитектуре эллинизма, которая пользовалась и в Египте, и в Малой Азии, и в Сирии местными архитектурными мотивами, но по большей части чисто формально добавляя их к элементам греческой архитектуры. Виртуозно комбинируя отдельные элементы греческих ордеров в новых сочетаниях, зодчие эллинистической эпохи нередко приходили к чисто внешнему использованию классических традиций и к холодному эклектизму. 
Эллинистический мир оставил большой след в общей истории человеческой культуры. Носами эллинистические государства, опиравшиеся на эксплоатацию разноплеменного населения, не смогли долго существовать. «Великие государства Кира или Александра не могли быть названы нациями,  хотя и образовались они исторически, образовались из разных племен и рас. Это были не нации, а случайно и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя» (И. Сталин, Сочинения, том II, стр. 293). 
Таким последним мировым завоевателем в истории античного общества явился Рим, подчинивший своему владычеству в течение II—I веков до н. э. почти все восточно-эллинистические государства. 
Разнообразные достижения эллинистической культуры, в том числе и зодчества, были унаследованы Римом. Планировка ансамблей форумов, театральные здания, библиотеки, термы, базилики, перистили жилых домов, маяки, разнообразные приемы декорировки зданий, начиная с  расписной штукатурки и мозаики полов и кончая лепниной и скульптурой, организация городского благоустройства — все эти создания римской архитектурной культуры во многом представляют собой переработку эллинистического наследства. Рим — наследник эллинизма, широко использовал эти достижения в своей обширной строительной.практике, завершающей историю архитектуры античного рабовладельческого общества. 
Подводя самые общие итоги греческой архитектуре архаической, классической и эллинистической эпох, мы возвращаем нашего читателя к общему «Введению» ко второму тому. 
Греческая архитектура отразила все характерные черты античного рабовладельческого общества, обнаружив очень существенные отличия по сравнению с архитектурой восточных рабовладельческих деспотий. 
Римская архитектура эпохи расцвета античного рабовладения в значительной степени развивалась теми же путями, что и античное греческое зодчество, и это не потому, что Рим не обладал способностью к  самостоятельному творчеству, а в силу более глубоких причин, — в силу того, что Рим также как и Греция, принадлежал к типу государств античного рабовладения.