Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Золотые горы царя Мидаса

В VIII в. до н. э. в Малой Азии существовало царство фригийцев, племени с индо-европейскими корнями. Царем в нем был Мидас, который по легенде превращал в золото все, к чему прикасался.
Фригийский царь Мидас – протагонист одного из самых известных мифов Античности. Многие поэты и актеры рассказывали историю монарха, осмелившегося попросить себе подарок у богов, однако, законченный вид легенда о Мидасе получила в Метаморфозах Овидия. Овидий повествует о том, как Мидасу удалось захватить Силена, сатира, который являлся людям в образе старца, часто подвыпившего, но обладавшего большой мудростью, и потому избранного учителем бога Диониса, когда тот был юношей. Силен привольно жил в прекрасном саду, что у подножия горы Бермион в Македонии, где росли редкие ароматные розы с шестьюдесятью лепестками. Мидас приказал наполнить вином фонтан, из которого утолял жажду старый демон, и когда тот упал мертвецки пьяным, захватил его.  Фонтаны Мидаса сохранились до настоящего времени в самых разных уголках Малой Азии, местечковые легенды наперебой заявляют об истинности именно их источника, возле которого фригийский царь пленил сатира.  Существует и другая версия легенды. Согласно ей пастухи Мидаса увидали, что Силен спит под деревом в царском саду, схватили его и связанного привели к царю. Как только Силен предстал перед царем, путы опали как по волшебству, а царь тот час же повелел устроить празднества в честь пленника, продолжавшиеся десять дней и ночей. Старый демон на таил на царя никакой злобы, напротив обучил его всему тому, что знал о природе вещей и о том, что сулит будущее.
 
 
Мидас дает праздник в честь Дионисия и Силена. Худ. Г. Валькенборх, 1598. Пушкинский музей, Москва 
 
После этого Мидас отвел Силена к Дионису. Бог вина и веселья обрадовался, увидев старого наставника, а когда узнал, как хорошо с ним обращались фригийцы, то предложил царю выбрать себе такой дар, какой он только пожелает. Мидас тогда сказал: «Пусть все, чего коснется мое тело обращается в золото».  «Да будет так!» –  сказал Дионис, после этого царь дотронулся последовательно до дубовой ветви, камня, земляного кома, колосков пшеницы, двери и даже воды, которая, стекая с его пальцев, превратилась в золото.  Даже еда, едва коснувшись его губ покрывалась золотом, а питье превращалось в жидкий металл. Умирая от голода и жажды царь вымолил прощения у Диониса за то, что попросил такой нескромный подарок. Сын Зевса простил несчастного, однако повелел ему пройти обряд очищения, для чего Мидасу необходимо было погрузится в воды реки Пактол (находящейся неподалеку от горы Тмол в Лидии). После этого омовения, согласно многочисленным греческим легендам, река стала золотоносной.
 
 
 
Клевета. Худ. С. Боттичелли, 1495. Уфици, Флоренция, Италия
На картине царь Мидас, который вершит суд, ему шепчут в ослиные уши Невежество и Подозрение, изображенные в виде женских фигур 
 
Другая  легенда рассказывает, что после того, как Мидас избавился от неудобного дара обращать все в золото, он вновь навлек на себя гнев богов. Царь часто бывал в лесах, где поклонялся Пану, покровителю пастухов и стад. Однажды он стал невольным свидетелем музыкального поединка между Аполлоном и Паном. Бог Тмол, официальный арбитр состязаний, присудил победу Аполлону, игравшему на кифаре, а Пан, игравший на флейте был повержен. Мидас оспорил решение Тмола, хотя его никто не спрашивал. Аполлон решил наказать того за дерзость и наделил его ослиными ушами, чтобы все видели глупость царя. Чтобы скрыть уши, царь все время носил традиционный фригийский колпак и снимал его только, чтобы бриться. Так его брадобрей узнал о постыдной тайне. Не в силах хранить ее цирюльник вырыл ямку в саду и прошептал в нее, что у царя ослиные уши. На этом же самом месте впоследствии выросли розы, и каждый раз, когда ветер качал их, они громко шелестели и рассказывали тайну царя. Вскоре все узнали, что у Мидаса ослиные уши.
По мнению культурологов основа легенды может быть не такой уж и шутовской. Согласно древнему индо-европейскому эпосу, уши осла, овцы или лошади символизировали плодородие и плодовитость, дар, который боги преподносили царям-смертным, угодившим им. 
 

Существовал ли Мидас на самом деле?

 
Легенда о царе Мидасе имеет прямое отношение к этногенезу фригийцев. Фриги или фригийцы изначально проживали в районе Македонии, в конце II тысячелетия до н. э. они мигрировали на восток и обосновались на обширной территории на севере Малой Азии (в современной Турции), которая впоследствии стала называться по их имени – Фригией. Миф о Силене был нативным мифом фригийцев, согласно нему Силен был сыном природы и некоего божества, «гения»; его имя связывалось с культом виноделия, Вакха и, впоследствии, Диониса, к кортежу которого он принадлежал в греческой традиционной мифологии.
Легенда о золотом даре царя Мидаса основывалась на идее, что фригийским правителям принадлежали огромные природные богатства. И действительно, в Македонии и Фракии откуда мигрировали фригицы, как и в том месте Малой Азии, где они обосновались, было множество природных ресурсов: горы с золотоносными жилами (рудники в горах Панги, Тмол, Сипил), а также реки, в которых находили золотой песок, как, например, Пактол и Герм (современная Гедиз).
В настоящее время почти все ученые согласны с тем, что протагонист мифа, царь Мидас – действительно существовавшая историческая личность – и является одним из первых монархов Фригийского царства.  Исторический Мидас был сыном Гордия, он правил в продолжении последней трети VIII в. – начале VII в. , под его властью Фригия достигла наивысшего расцвета. Евсевий Кесарийский, римский христианский историк, в своей «Исторической Хронике» (в армянском ее переводе) помещает эпоху правления Мидаса между 740-739 и 696-695 гг. до н. э.  Как видим, царствование Мидаса продолжалось более чем одно поколение. Эти данные подтверждаются и восточными источниками, в которых говорится о царе с именем Митта (Митаа), правившим в государстве Мушки (Фригии) между 718 и 709 гг. до н. э.
В указанный период Фригия активно торговала  с греками и восточными царствами, в особенности сношения были тесными с Ассирийским царством. Мидас был современником таких ассирийских царей как Тиглатпаласар III, Салманасар V, Саргон II и Синахериб. В царствование Тиглатпаласара I племя Мушки напало на Ассирию и нанесло значительный урон западным провинциям империи. В анналах Саргона II говорится, что в 717 г. до н. э. Мидас заключил военный союз с царем Каркемиша (государство в Анатолии, вассал Ассирии), чем навлек на себя немилость ассирийского царя. Известны и другие союзы Мидаса с восточно-анатолийскими правителями против Ассирии, в частности с правителями Тианы, Гургума и Мелида.
 
 
Стены Ниневии, столицы Ассирии. Современный Ирак 
 
 
Фригийское царство имело очень прочные культурные связи с греческим миром, Античная Греция была и их родиной. Фригийский алфавит, бывший в хождении до V в. до н. э. был основан на греческом, а искусство Фригии оказало сильное влияние на греческое: существовал даже стиль в музыке, который греки называли «фригийским ладом».
 

Экспансия Фригии

 
Будучи на троне Фригии, Мидас попытался захватить Киликию (территория на юго-востоке Малой Азии), но потерпел поражение. Царь старался наладить дипломатические отношения с армянскими царями, и лично участвовал в подстрекательстве к волнениям, которые вспыхивали то тут то там в Каппадокии. Восстания и набеги вынудили Саргона II на строительство фортификационных сооружений для защиты империи от фригийцев и армян. Именно в этот момент экспансия Мидаса достигла апогея. Фригийское царство простиралось от верхнего течения реки Галис (совр. название – Кызылырмак) до южных границ Киликии. Мидас не пожелал устанавливать торговые и дипломатические связи с Урарту, почитая его недостойным себя вассалом, и, страшась угрозы, которую представляли для Фригии кочевники-киммерийцы поставил свое царство под протекторат Ассирии. Между 710 и 709 гг. до н. э. он подписал мирный договор с ассирийским наместником Киликии и отправил Саргону, как того требовал обычай, много даров, а также обязался каждый год выплачивать дань.
В VIII в. до н. э. царство Урарту, так же как и Фригия, подверглось агрессии со стороны Саргона II, а затем в 720 г. полностью перешло под власть ассирийского царя. Тесные связи, соединяющие Фригию и Урарту были подтверждены многочисленными артефактами, изготовленными в Урарту, найденными в гробнице Мидаса.
По мнению греческих историков слава Мидаса опережала его деяния еще при жизни царя. Геродот повествует о его неимоверной щедрости – Мидас передал в дар Дельфийскому оракулу царский трон, с которого он вершил правосудие над своими подданными. Подарок держали под большим секретом, внутри сакрального помещения, так называемой  Коринфской сокровищницы (считалось, что ранее она принадлежала первому тирану Коринфа Кипселу ) вместе с другими ценными подарками, преподнесенными царем Гигом из Лидии, дабы искупить грехи. Во времена Геродота (середина V в. до н. э.) трон все еще находился в сокровищнице. По всей вероятности речь идет не о настоящем троне, но о своего рода сувенире-подношении, что было распространенной практикой у восточных дипломатов той эпохи. В храмах древней Фригии часто встречаются изображения пустого трона, выполняющие функции ex-voto. Царский трон в качестве подарка Дельфискому оракулу может косвенно свидетельствовать о добрососедских отношениях, которые поддерживали фригийцы с лидийцами и греками Малой Азии.
 
 
 
Развалины Дельфийского оракула. Греция 
 
 
Упомянутая выше Лидия со столицей Сарды находилась на западе Анатолии. Около 687 г. до н. э. старая династия Гераклидов была заменена новой – Мермнадов, основателем которой и был царь Гиг. Мермнадом был и другой известный лидийский царь – Крез.  
 

Конец легендарного царя

 
Осталось множество свидетельств того могущества, которое представляло Фригийское царство. Согласно грамматисту Поллуксу, Мидас взял в жены Демодику, дочь царя Агамемнона из эолийского города Кумы. Этот брак преследовал скорее политические цели и имел целью консолидацию экспансионистских стремлений Фригии по отношению к западным границам Анатолии. Этим же объясняется и происхождение эпиграммы на могиле Мидаса, описанной в Палатинской антологии. Согласно легенде некто Горго и Янто, родственники царя, поручили Гомеру написать текст, который будет помещен на могиле фригийского царя рядом с медной скульптурой плачущей женщины (вероятно сирены). Вот какую эпитафию придумал Гомер: 
 
Медная дева, я здесь возлежу на гробнице Мидаса,
И до тех пор, пока воды текут и леса зеленеют,
На орошенном слезами кургане его пребывая,
Я возвещаю прохожим, что это Мидаса могила.

Несмотря на то, что заказ на эпитафию на могилу Мидаса – скорее всего легенда, поскольку была написана гораздо позже смерти царя фригийцев и датируется IV в. до н. э., тем не менее, она хорошо иллюстрирует те отношения на политической арене, которые существовали уже начиная с  VIII-VII в. до н. э., между Фригийским царством, Лидией и греческими городами Малой Азии.
Что касается дальнейшей судьбы Мидаса, то о ней мало что известно. Греческие источники отмечают, что независимое царство Фригия было значительно урезано в своей территории после вторжения киммерийцев, кочевых племен с юга современной России. Киммерийцы и скифы, теснимые массагетами пересекли Кавказские горы и вступили в конфликт с народами, населявшими Месопотамию. В начале VII в до н. э. они разрушили Фригийское царство, а затем атаковали Ассирию. Мидас предпочел покончить жизнь самоубийством, выпив яду. 
Могила царя по всей вероятности находится близ Гордиона, столицы Фригийского царства (на северо-востоке современной Анкары), в так называемом кургане Мидаса, который археологи раскопали в 1950-е годы. Внутри они обнаружили богато украшенный деревянный гроб, а также другие предметы мебели и похоронные принадлежности. Именно в Гордионе Александр Македонский еще в начале своего знаменитого похода против персов разрубил «гордиев узел». Этот узел, который по традиции завязывали все правители Фригии, в том числе и Мидас, по сю пору остается эмблемой этого царя-воина.
 
 
Курган Мидаса. Турция 
 
  Между 1950 и 1973 гг. американский археолог Родни Янг проводил раскопки на участке Яссыхоюк, где ранее располагался Гордион, столица Фригийского царства. Раскапывая некрополь, в котором содержалось около восьмидесяти курганов, в 1957 г. Янг обнаружил беспрецедентную находку. При помощи зонда он локализовал в одном из курганов в 53 метра высотой углубление ММ «Midas Mound», которое впоследствии оказалось гробницей. Янг с помощниками вырыли траншею и оказались в погребальной камере, выложенной бревнами, в которой находилось много богато украшенной деревянной мебели – большой археологической редкости. Все артефакты из гробницы были датированы концом VIII в до н. э., периодом в течение которого правил царь Мидас. В гробнице был найден скелет мужчины лет 60. В кургане неподалеку от этого Янг обнаружил останки пятилетнего мальчика, судя по убранству гробницы, археологи заключили, что речь скорее всего идет о сыне Мидаса или же другого члена царской семьи. Проведенные недавно повторные анализы артефактов из гробницы ММ установили дату ее создания как 740 г. до н. э. Если в усыпальнице действительно покоятся царские останки, то скорее они принадлежат отцу Мидаса – Гордию.
 
 

Царство промеж империй. Хронология

 
1100 г. до н. э.
После распада империи хеттов, фригийцы – племя с Балкан – основывает царство в Малой Азии
 
1114-1076 гг. до н. э.
Народ Мушки (как раньше называли фригийцев) дает несколько сражений на реке Тигр ассирийскому царю Тиглатпаласару I
 
VIII-VII вв. до н. э.
Фригия достигает наивысшего расцвета в царствование Мидаса. Затем начинается упадок, который завершается уничтожением царства кочевниками-киммерийцами
 
735 г. до н. э.
Ассирийский царь Тиглатпаласар III атакует государство Урарту, соседа Фригии, однако ему не удается захватить столицу – Тушпа.
 
727-722 гг. до н. э.
В правление ассирийского царя Салманасара V Мидас подстрекает местных князей народов Малой  Азии к восстанию против ассирийского владычества.
 
722-705 гг. до н. э.
Саргон II вторгается во Фригию. Мидас опасаясь поражения направляет к нему посольство с богатыми дарами и признает себя вассалом Ассирии.
 
705-681 гг. до н. э.
После смерти Саргон II его сын Синахериб, занятый подавлением многочисленных восстаний в Ассирийской империи, не приходит на помощь фригийцам, на которых наступают киммерийцы.
696-620 гг. до н. э.
Мидас умирает в начале VII в. до н. э. Киммерийцы уничтожают Гордион. Годы спустя Лидия завоевывает Фригию.

Находки из гробницы в Гордионе 

 
 
 
 

Ритон или рог для питья в форме бараньей головы, был завернут в ткань. Из гробницы ММ
 
 
 
 

Стол. Основа и ножки из дерева. Высотой 62 см и шириной 77 см. Из гробницы ММ
 
 
  
Табурет из самшита и тиса. Курган Р. Гордион
 
 
 
так называемая гробница Мидаса 
 
 
В Язылыкая, в Анатолии сохранился этот величественный фасад, называемый «могилой Мидаса». Датируется он VII в. до н. э. На самом деле это останки храма посвященного Кибеле, кое-где на стенах сохранились надписи на фригийском языке.
 
 
 
 
Автор: Жуковская Д.
 
 
 
 
Обсудить статью на форуме