Новости истории

24.03.2017
Археологи при подводных раскопках в районе строительства моста через Керченский пролив нашли крупный фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины.

подробнее...

24.03.2017
Британская туристическая компания анонсировала начало продаж мест для девяти человек на восьмидневную экскурсию к Титанику, залегающему на атлантическом дне. Турпоездка состоится в мае 2018 г.

подробнее...

22.03.2017
Греческие археологи обнаружили руины военно-морской базы греков на острове Саламин. Именно здесь располагался лагерь греков, сражавшихся с персами в знаменитой битве при Саламине (480 г. до н. э.).

подробнее...

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе

Считается, что на территории, на которой впоследствии возникла Киевская Русь, не существовало устойчивых государственных образований. Тем не менее, известно, что ранее здесь проживали племена антов, сформировавших Антское царство и готов, объединившихся в Готское королевство. Полагаем, что и антов и готов можно вполне считать за государственные образования, поскольку в них наличествовали все атрибуты централизованной государственной власти - вожди, которые передавали свою должность по наследству, войско, состоящее из профессиональных воинов и парламентская система в зародышевом состоянии (вече).
Раннесредневековая государственность в Европе характеризуется переходом от общинных отношений к феодальным. Сам термин Средневековье можно с натяжкой применять к истории Руси. Об этом, в частности, говорил и Г. В. Вернадский, замечая, что деление истории на периоды – Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время применимо только к истории самой Европы. Так для Средневековья характерен переход к феодальным отношениям, что на Руси наблюдается лишь в IX в., до этого восточно-славянские племена сохраняли первобытно-общинный строй. Феодализм характеризуется переходом от политеизма к монотеизму, что опять-таки характерно лишь для Западной Европы, в которой в начале нашей эры повсеместно устанавливается христианство. Среди славянских племен язычество продолжает сосуществовать с христианством вплоть до X-XI в., об этом мы писали в статье Крещение Руси - как это было. 
В начале нашей эры геополитическая карты Европы являла собой своеобразную дихотомию и подразделялась на Западную и Восточную Римские империи. В период раннего Средневековья как раз и возникла славянская государственность. В IV-VIII вв. Происходит Великое переселение народов, которое упраздняет царство Антов и порождает несколько столетий спустя Древнерусское государство. Королевство готов еще ранее было сметено нашествием гуннов. К этому времени перестает существовать и Западная Римская империя, на политической арене главенствует Византия, которая исповедует христианский монотеизм, несколько отличный от Рима.
Относительно причин Великого переселения народа в науке нет единого мнения. Основной посылкой называются климатические факторы и стремление населения перебраться в районы более благоприятные для земледелия и скотоводства. Вопрос о климатических факторах сложный и заключает в себе противоречия, ибо стремление переселиться в богатые и плодородные земли понятно, однако, эти благословенные земли, находившиеся на Апеннинском и Иберийском полуостровах, по свидетельству многочисленных источников, и сами начали приходить в упадок, началась эрозия почвы и опустынивание. Таким образом, непонятно стремление других народов идти туда, где и без того питались скудно и жили под гнетом римских императоров. Не говоря уже о климате британских островов, которые во время Великого переселения народов также подверглись завоевательным нашествиям.
Можно, конечно, утверждать, что первобытные племена не знали о том, что «земля обетованная» уже не столь плодородна и шли наугад. Но это не выдерживает никакой критики, поскольку существование письменности и многочисленных сношений одних племен с другими в то время были обычной практикой. Не знать, что соседи стали жить хуже, при этом постоянно торгуя с этими соседями, и живя в непосредственной близости, было бы странным. 
На наш взгляд, основной и первой причиной Великого переселения народов является упадок Римской империи, как следствие распад римской государственности, и стремление населяющих ее народов к обретению независимости. И действительно, в рассматриваемый период, как только римская армия оставляла какую-либо провинцию или регион, здесь тот час же вспыхивал пожар восстания против имперской власти. Собственно римская администрация сохранялась только при наличии регулярного расквартированного войска, только с помощью силы Рим мог обеспечивать повиновение.
 
 
П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами» Гравюра с рисунка. 1870 г.
 
П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами» Гравюра с рисунка. 1870 г. 
 
 
В самой Римской империи нарастал и внутригосударственный кризис, связанный с непрекращающейся борьбой за власть и смену на престоле тиранов. От былой демократии не осталось и следа. Третий век нашей эры даже был прозван временем «солдатских императоров», когда один деспот сменял на троне другого, огнем и мечом пробивая себе путь наверх. Для подчинения провинций требовалось все больше и больше солдат, тогда решено было помимо рекрутов из римских граждан набирать на службу и иностранных наемников. Тот, кто владел армией, кто был хитер, умен и проворен практически сразу же становился и главой государства. Безусловно, такая чехарда в политике не могла не ослабить римскую государственность. Пришедшие с востока гунны лишь воспользовались этой слабостью и нанесли сокрушительный удар. Результат нам известен – конец Западной Римской империи и выдвижение на первый план империи Восточной, во главе с Константинополем.
Результатом Великого переселения народов стало образование трех варварских королевств. 
В 428 г. предводитель франков Хлодион решает захватить римскую колонию Камбре и отделиться от Рима. Он уж, конечно, не руководствуется какими-нибудь климатическими факторами или стремлением найти земли благоприятные для проживания его подданных. Он хочет лишь независимости и поскольку считает себя сильным и способным к борьбе, а Рим слабым, выступает в поход. Никуда далее он, однако, не «переселялся», так и остался сидеть у себя в Тонгерене, лишь добавив  своим владениям значительную часть издыхающей Римской империи.
 
 
Королевство франков 
 
 
 
Примерно то же самое происходит и с германскими племенами вестготов, которые затем образовали королевство Вестготов. Они тоже не искали каких-либо плодородных земель, а лишь спасались от гуннов. То есть переселение народов как таковое имеет место быть, однако, не как глобальная миграция, но лишь как оборонительное средство. В 376 г. они ищут защиты от гуннов у римского императора Валента, который милостиво разрешает им поселиться во Фракии. Житье вестготов на южной стороне Дуная мало походило на беспечное. Римские наместники бесчинствовали, погрязли в коррупции и саботаже, вестготы стонали под их гнетом. В 377 г. они восстали против произвола, это событие получило название готской войны 377—382 гг.
Победа вестготов под Адрианополем в 378 г. стала одной из вех в истории падения Рима, который уже не мог оправиться от наносимых ему со всех сторон ударов. Победители, однако, этим не удовлетворились и продолжали захватнические набеги и далее, так продолжалось вплоть до 382 г., когда стороны подписали мирный договор, который практически полностью повторял условия соглашения 376 г.: вестготам предоставили землю, где жить, Рим получал охрану границ и пополнение в регулярную армию. Еще только недавно они были врагами, теперь же вестготы занимают многие важные посты в римской армии.
В конце IV в. вестготам стало тесно под римским владычеством и они вновь подняли мятеж, который вылился в захватническую войну, в результате чего образовалось Вестготское королевство, которое к концу VII в занимало почти весь Пиренейский полуостров и было уничтожено в 711 г. арабами. На останках вестготской империи был образован Кордовский эмират.
 
Королевство вестготов 
 
 
Королевство лангобардов – последнее из трех варварских королевств, сформировавшихся в результате Великого переселения народов и падения Западной Римской империи. Его история может единственно считаться именно историей переселения. Так в V в. племена германцев-лангобардов мигрируют на юг в поисках новых территорий и сельскохозяйственных угодий. Придя на новые земли, они мирно сосуществовали и ассимилировались с арианами, которые проживали здесь изначально. Затем, опасаясь, что ариане захотят «властвовать и владеть ими» лангобарды решили идти на север Италии и там добыть себе землю, которой они могли бы владеть единолично, на правах отдельного этноса. 
В 568 г. предводитель лангобардов Альбоин основал Фриульское герцогство, а затем стал продвигаться дальше, вглубь Аппенинского полуострова, подчиняя все новые и новые провинции. Вскоре почти вся Италия была под властью лангобардских королей, византийские правители старались делать вид, что вроде ничего не случилось, однако на деле просто не могли противостоять огромной силе варварского войска и просто делали хорошую мину при плохой игре. Лангобардское королевство прекратило свое существование в результате завоевания его Карлом Великом.
 
 
 
Королевство лангобардов 
 
Таким образом, в результате Великого переселения народов, которое по сути являлось военной экспансией германских племен, воспользовавшихся неразрешимыми противоречиями, которые поглотили Западную Римскую империю и привели к ее гибели, возникли крупные территориальные объединения, получившие названия варварских королевств. Началось формирование феодальных отношений, характеризующих раннесредневековую государственность в Европе. 
Феодализм возможен только тогда, когда есть собственность на землю, этимология термина феод, представляющего собой сложение двух древнегерманских слов: верность и владение, подтверждает это. Король, вождь передавал землю во владение своим вассалам, не теряя при этом прав на нее. Земельный надел служил, таким образом, залогом верности вассала своему суверену, поскольку монарх мог в любой момент отобрать землю и передать другому или вовсе оставить за собой.
Германские племена, покорившие практически всю Европу, получили во владение бесчисленные земли, а если им и этого было мало, то новый военный поход быстро решал проблему с нехваткой территорий. Таким образом, короли и вожди могли беспрепятственно распоряжаться землей, отдавая ее во владение дружинникам. Феодал владел только землей, крестьянин, обрабатывающий землю был свободным человеком, хоть и находившимся в сильной зависимости от сеньора. Складывалась феодальная лестница: король (главный феодал) – крупные землевладельцы – крестьяне (бывшие своего рода феодалами в своем личном хозяйстве). Поскольку земли были обширны и находились иногда за сотни, а то и тысячи километров от столиц, в которых находился королевский двор, управлять ими было достаточно трудно. В связи с этим раннесредневековый феодализм характеризуется сильной децентрализацией власти. Феодал-землевладелец по сути был королем в своих землях, впоследствии крупные ленд-лорды часто восставали против королевской власти и бывало, что выигрывали у нее.
В Римской империи, несмотря на то, что строй, который в ней существовал называют рабовладельческим, уже можно видеть черты будущего феодализма. В частности, это подтверждает существоваший римский институт бенефиций, когда имущество (как движимое, так и недвижимое) находилось во временном пользовании. Иногда временное пользование продолжалось всю жизнь бенефицианта. Земли выдавались в первую очередь за хорошую службу. Во время феодализма институт бенефиций трансформировался в институт фьефа, феода или лена, что суть одно и то же. 
 
 
Распад Римской империи
 
 
В варварских королевствах, сформировавшихся после падения Римской империи, начал устанавливаться именно институт бенефиций, превративший отдельных крупных землевладельцев во влиятельных государей. Особенностью раннесредневекового феодализма было еще и то, что феодалами становились как люди светские (воины, советники), так и лица церковные. Сама церковь являлась одним из крупнейших феодалов.
В Византии, которая явилась наследницей Восточной Римской империи, происходили точно такие же процессы, когда на смену общинному землевладению, с сохранением рабовладельческого строя, стали приходит отношения феодальные. Особенностью византийского землевладения был его военно-поместный характер. В первые века нашей эры римская администрация, стремясь оградить себя от постоянных набегов кочевников и славянских племен, которые всякий раз, как им недоставало средств ходили «в греки», отдавала приграничные участки воинам, защищавшим их или просто расквартированным в ожидании новой миссии. Участки отдавались с условием, что они не будут отчуждаться в пользу третьих невоенных лиц, а также, что сами землевладельцы будут следить здесь за порядком. Налицо все тот же институт бенефиций.
Когда в Византии начались волнения, связанные с движением иконоборцев, а также сложными вопросами престолонаследия, наиболее ловкие и богатые землевладельцы принялись скупать участки-бенефиции по сходным ценам. Несмотря на то, что на законодательном уровне это было запрещено и каждый новый император подтверждал, что торговать военными участками незаконно, никто не обращал на это внимания. В результате подобной скупки земель в Византии начал складываться класс крупных феодалов.
В отношении монастырей и церковных учреждений в Византии институт бенефиций работал еще лучше. Император Юстиниан Великий вел отчаянную борьбу с нарождающимися феодалами, можно сказать, хотел искоренить их как класс, но в то же время делал огромные пожертвования монастырям, которые становились владельцами все большей и большей земли. Фактически борясь с одним из проявлений феодализма, император всеми силами поддерживал другой. Подобная противоречивая политика, безусловно, не могла считаться эффективной и принести какие-либо результаты, поэтому формирование феодальных отношений в Византии продолжилось по образцу, который установился почти повсеместно в варварских королевствах Западной Европы.
 
 
Юстиниан Великий. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне
 
Юстиниан Великий. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне 
 
 
Подводя итог вышесказанному, еще раз назовем основные черты раннесредневековой государственности. Это, во-первых, ее сильная децентрализация, во-вторых складывание в общих чертах класса крупных землевладельцев-феодалов, выходцев из дружины монархов и в-третьих сильное влияние и взаимосвязь церковной и светской властей, что вылилось в становление самой Церкви как одного из крупнейших феодалов.
 
 
 
Автор: Жуковская Д.
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования