Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Влияние японской графики на творчество Ван Гога

«Моя студия довольно сносная, особенно после того, как я пришпилил на стены всю коллекцию японских гравюр, которыми не перестаю любоваться. Ты их помнишь, эти женские фигуры в саду или на пляже, наездники, цветы, узловатые ветки боярышника»,– писал Винсент Ван Гог (1853-1890) своему брату Тео в 1885 г. В это время художник находится в Антверпене, именно здесь зародилась его страсть к японскому искусству. Интерес этот вызван, скорее всего тем, что около 1875 г. он открыл для себя существование укиё-э (картин (образов) изменчивого мира). В это время он работает в галерее Goupil & Cie в Париже.

 
Ван Гог. Автопортрет. 1887 г., Частная коллекция в США 
 
Ван Гог. Автопортрет. 1887 г., Частная коллекция в США

В последнее десятилетие XIX в. парижских коллекционеров и деятелей искусства захлестнула японская лихорадка. Экзотические шелка, лаковые миниатюры, фарфор, гравюры и эстампы буквально наводнили французскую столицу, всем хотелось заполучить кусочек Японии, совсем недавно открывшейся западному миру. Дега, Ренуар, Монет, Синьяк, Тулуз-Лотрек, Гоген и художники группы «Наби» (Дени, Вюйар, Боннар, которого называли «японствующим Наби»)  – все в тот или иной момент лакомились японизмами (термин родившийся под пером Филиппа Бюрти в 1872 г.).

 
Пальма. Худ. П. Боннар, 1926 г., Собрание Филипса, Вашингтон, США 
 
Пальма. Худ. П. Боннар, 1926 г., Собрание Филипса, Вашингтон, США
 
 
Как видим, японизмы повлияли не только на Ван Гога. Художнику нравились японские эстампы благодаря их цветовой насыщенности и совершенной композиции. Он восхищался и идеализировал японских графиков. «Эти японцы так просты, они живут в слиянии с природой, будто они сами ее цветы»,– записывает он в дневнике. Ван Гогу японские графики представляются натурами уравновешенными, безмятежными так непохожими на него, с его вечно мятущейся душой. Влияние японской графики на творчество Ван Гога бесспорно, однако, не всеобъемлюще. Оно ограничено коротким периодом – между 1887 и 1889 гг. и хорошо просматривается только в некоторых его пейзажах.

 
Оливковая роща. Худ. В. Ван Гог, 1889 г. Холст, масло. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды 

Пляж Майко в Хариме. Серия «Виды известных городов из шестидесяти с чем-то японских провинций». Худ. Утагава Хиросигэ, 1853 г., нишикё-э (эстампы с раскрашенной гравюры), бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды

Сверху: Оливковая роща. Худ. В. Ван Гог, 1889 г. Холст, масло. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды. Снизу: Пляж Майко в Хариме. Серия «Виды известных городов из шестидесяти с чем-то японских провинций». Худ. Утагава Хиросигэ, 1853 г., нишикё-э (эстампы с раскрашенной гравюры), бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды

Ван Гог поселяется в Париже в 1886 г., и именно здесь берет начало его коллекция японских эстампов, которые он любовно называет «крепонами». Он покупает их всегда в одном и том же месте – галерее Самюэля Бинга, что на рю де Прованс. У Бинга ими забиты все свободные коробки и весь чердак. Брат Винсента присоединяется к его увлечению, и всего спустя два года коллекция насчитывает около 500 работ, сделанных 40 художниками, среди которых Утагава Кунисада, Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай и Утагава Хиросигэ (1797-1858).

 
Сеятель. Худ. В. Ван Гог, 1888 г. Холст, масло. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды 
 
Группа паломников на поле со скошенными осенними травами. Серия «Шестьдесят девять переходов дороги Кисокайдо». Худ. Утагава Хиросигэ, 1838-1942, нишикё-э, бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды 

Сверху: Сеятель. Худ. В. Ван Гог, 1888 г. Холст, масло. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды. Снизу: Группа паломников на поле со скошенными осенними травами. Серия «Шестьдесят девять переходов дороги Кисокайдо». Худ. Утагава Хиросигэ, 1838-1942, нишикё-э, бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды
 
 
 
Япония Хиросигэ – сказочная страна, с характерными пейзажами и городами, между которыми пролегают дороги; он часто изображает отрезки пути между Эдо (так называли Токио до 1868 г.) и Киото. Структура художественного языка, точка схождения линий композиции, системность ближних планов, которая функционирует как входные ворота в изображаемый предметный мир – все это зачаровывает Ван Гога. Особенно близки ему сюжеты японской графики – сельская жизнь, пейзажи, времена года. Художник наслаждается созерцанием эстампов, о чем все время сообщает в письмах. Иногда он даже выставляет их вместе со своими картинами, например, в кафе Ле Тамбуран в 1887 г. Начиная с этого времени японское влияние в творчестве Ван Гога прослеживается особенно четко.

 
Слева: Охаши. Внезапный ливень над мостом Атаке. Худ. Утагава Хиросигэ, 1857 г., эстамп, Бруклинский музей, Нью-Йорк, США. Справа: копия Ван Гога «Мост под дождем», 1887 г. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
 
Слева: Охаши. Внезапный ливень над мостом Атаке. Худ. Утагава Хиросигэ, 1857 г., эстамп, Бруклинский музей, Нью-Йорк, США. Справа: копия Ван Гога «Мост под дождем», 1887 г. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
 
 
 
Ван Гог много копирует японских художников, как-то: два пейзажа из «Ста знаменитых видов Эдо» Хиросигэ («Внезапный ливень...» и «Сливовый сад в Камэйдо»). Последний он называет «Цветущая слива». Композицию он переносит на холст с помощью кальки с координатной сеткой, цвета делает насыщенней, а раму пишет красками. В 1887 г. он пишет «Куртизанку» вариацию на тему эстампа Кэйсай Эйсэн, репродукцию которого он видел в одном из журналов. В это же время Ван Гог пишет несколько портретов папаши Танги на фоне японских пейзажей.

 
Слева: Сливовый сад в Камэйдо. Худ. Утагава Хиросигэ, 1856-57, нишикё-э, бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды. Справа: Цветущая слива. Худ. В. Ван Гог, 1887 г. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
 
Слева: Сливовый сад в Камэйдо. Худ. Утагава Хиросигэ, 1856-57, нишикё-э, бумага, чернила, пигменты. Национальный музей этнологии, Лейден, Нидерланды. Справа: Цветущая слива. Худ. В. Ван Гог, 1887 г. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

 
 
 
Куртизанка Ханаоги из борделя Оги. Худ. Кэйсай Эйсэн. 1825 г. Репродукция эстампа на обложке журнала «Пари Иллюстре» май 1886 г. 
 
Куртизанка Ханаоги из борделя Оги. Худ. Кэйсай Эйсэн. 1825 г. Репродукция эстампа на обложке журнала «Пари Иллюстре» май 1886 г.
 
 
Куртизанка. Худ. Ван Гог., 1887. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
 
Куртизанка. Худ. Ван Гог., 1887. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

 
Папаша Танги. Худ. Ван Гог., 1887-88 гг. Холст, масло. Музей Родена, Париж, Франция 
 
Папаша Танги. Худ. Ван Гог., 1887-88 гг. Холст, масло. Музей Родена, Париж, Франция
 
 
Во время пребывания Винсента в Арле, начиная с 1888 г., японские мотивы уже менее заметны. Еще остается та же японская раскадровка полотен и двухмерное пространство, однако, исчезает строгая острота линий японской графики, которая сменяется густым мазком масляных красок, энергично наложенных на холст, столь характерным для экспрессивных полотен Ван Гога. И если крученые стволы деревьев его «Оливковой рощи» (1889) могут напомнить некоторые детали «Пляжа Майко в Хариме» (1853) Хиросигэ, то на этом все и заканчивается. Японское влияние на творчество Ван Гога нельзя считать буквальным, ни систематическим, абсурдно искать сходства каждой его картины с японскими гравюрами. Японское искусство лишь сопровождает Винсента в его процессе творческого упрощения и экспрессии. Ему хочется чувственности, сентиментальности, хочется бежать от натурализма, картинности и излишней детализации. Именно в этом ему помогают японизмы и именно это мы видим в некоторых его шедеврах, написанных в арльский период: «Ночное кафе», «Подсолнухи» или в «Спальне Ван Гога в Арле», которую сам художник описывал как «раскрашенную цветами печальными и правдивыми, как и крепоны».
 
 
Спальня Ван Гога в Арле. Худ. Ван Гог, 1888. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
 
Спальня Ван Гога в Арле. Худ. Ван Гог, 1888. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
 
 
На юге Винсент изобретает несуществующие пейзажи, почти такие же, как в его снах о Японии, которую он никогда не видел. Он много читает, и чтение это находит отражение в творчестве. Ван Гог буквально проглатывает «Письма с моей мельницы» и «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» Альфонса Доде, а также «Милочку» братьев Гонкур и «Госпожу Хризантему» Пьера Лоти, в последнем действие как раз разворачивается в Стране Восходящего Солнца. Он неустанно пишет деревенские пейзажи, пшеничные поля, тронутые солнцем, и делает зарисовки остро отточенным камышом. Ему хочется работать быстро и хорошо, как он сам говорит, «как японцы». «Мне здесь не нужны всякие японизмы, потому что, говорю я себе, я здесь как в Японии. И поэтому мне нужно всего лишь открыть глаза и писать прямо перед собой все, что я вижу», – сообщает он в письме своей сестре Виллемине в 1888 г. В тот же год к нему в Арль приезжает Гоген, только что завершивший работу над «Видением после проповеди», синтетическим полотном с хорошо прослеживающимися японскими мотивами.

 
Видение после проповеди. Худ. П. Гоген, 1888 г. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания 
 
Видение после проповеди. Худ. П. Гоген, 1888 г. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания
 
 
В 1889 г. Ван Гог пишет свой «Автопортрет с отрезанным ухом», на заднем плане которого виден эстамп с японскими мотивами, а также серию картин, в которых эти мотивы еще отчетливо чувствуются. Этот период творчества художника проходит во время его пребывания в психиатрической лечебнице в Сан-Реми. Для этого времени характерно частое присутствие природы, апофеозом считаются «Цветущие ветки миндаля», написанные им в 1890 г. незадолго до самоубийства. «Цветущие ветки» истинный шедевр, простой и воздушный, квинтэссенция философии укиё-э, полно выражающий именно то, что искал Ван Гог у японских графиков – теплоту, простоту и умиротворение. 

 
Автопортрет с отрезанным ухом. Худ. Ван Гог, 1889 г. галерея Курто, Лондон, Великобритания 
 
Автопортрет с отрезанным ухом. Худ. Ван Гог, 1889 г. галерея Курто, Лондон, Великобритания
 
 
 
Цветущие ветки миндаля. Худ. Ван Гог, 1890. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
 
Цветущие ветки миндаля. Худ. Ван Гог, 1890. Холст, масло. Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

 
 
Автор: Жуковская Д. 
 
 
 
Обсудить статью на форуме