Новости истории

18.01.2018
"Воскрешенная" ДНК двух древнеегипетских мумий, найденных в окрестностях Каира в начале 20 века, помогла ученым раскрыть их родословную и выяснить, что они были двоюродными либо единоутробными братьями

подробнее...

18.01.2018
В этот день, 18 января 1943 г., ровно 75 лет назад немцы вновь начали высылать евреев из Варшавского гетто в Треблинку.

подробнее...

11.01.2018
Чернокожий раб Джеймс Хемингс, принадлежавший Томасу Джефферсону, американскому президенту, был непревзойденным мастером французской кухни. Недавно археологи обнаружили помещения, в которых Хемингс готовил блюда для своих хозяев.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Цирк семьи Пайло в политическом измерении

    «Весь мир театр, - утверждал персонаж из комедии Шекспира «Как вам это понравится». – В нем женщины, мужчины – все актеры». 
    Политическую же арену мира можно сравнить с цирком. Конечно, он похож больше на «Цирк семьи Пайло» австралийского писателя Уилла Эллиота, чем на забавное развлекательное зрелище. Если продолжать поиски аналогий между реальной жизнью и цирком семьи Пайло, то напрашивается его сравнение с иерархией капиталистического мира. 
 
 
 
Обложка книги "Цирк семьи Пайло" 
 
 
    Империя США предстает в нем в облике Курта Пайло (Kurt Pilo) - сына основателя цирка, Курта Пайло Старшего. Это - устрашающий монструозный гигант, скрывающий свою чудовищную сущность под мягким характером и дружелюбием. Он часто устраивает для брата Джорджа опасные розыгрыши, показывая, что может убить его в любой момент, если захочет. Положительно относится к жёсткой конкуренции между своими подчинёнными и сам её провоцирует, списывая всё на улучшение функционирования цирка.
    Аналогом Джорджа Пайло (George Pilo) – младшего брата Курта - может послужить Евросоюз, Япония и прочие державы, уступающие США в силе и влиянии. Джордж всячески стремится избавиться от Курта, чтобы стать единственным владельцем цирка. Вечно раздражённый карлик, открыто ненавидит любимцев старшего брата (в частности клоунов) и покровительствует их врагам. 
    Прорицательница Шелис (Shalice) олицетворяет «мягкую силу» в политике Запада. Ее концепция была разработана в 1990 году профессором, доктором наук и преподавателем Гарварда Джорджем Сэмуэлем Наем. В 2004 году Дж Най опубликовал свой фундаментальный труд «Soft Power. The Means to success on world politics» («Мягкая сила - средства достижения успеха в мировой политике»). В статье «Железная хватка «мягкой силы» Елена Пономарева пишет: «Soft power использует весь спектр культурных, информационных, разведывательных, сетевых, психологических и иных технологий. Все это в комплексе позволяет согласиться с мнением немецкого издателя Й. Йоффе относительно «мягкой силы» Америки, которая «даже более значима, чем её экономическая или военная мощь». Американская культура, будь она низкого или высокого уровня, проникает повсюду с интенсивностью, которая наблюдалась только во времена Римской Империи...».
 
 
 
Дж. Най 
 
 
    Преобразованная фантазией художника, «мягкая сила» - Шелис - это всевидящее око братьев Пайло, гадалка, владеющая даром предвидения. Она использует магический хрустальный шар для слежки за другими исполнителями, поиска людей, создания иллюзий и т.д. Гипнотизирует некоторых из посетителей цирка, «программируя» их на создание и развитие разнообразнейших критических ситуаций (от автомобильных аварий до настоящих войн) в реальном мире. 
     Однако в постсоветском мире не только не утратила, но нарастила роль и «жесткая сила». Она воплощена автором книги в  деятельности манипулятора материалом (the Matter Manipulator, ММ) цирка семьи Пайло. Этот манипулятор практически не участвует в повествовании, но упоминается как цирковой хирург, создатель уродов и, соответственно, инициатор худших наказаний за неподчинение и проступки. 
    Под «материалом» в данном случае подразумеваются части человеческих - и не только - тел. Уроды (the Freak Show) - рукотворные экспонаты паноптикума: звероподобный Йети (Yeti), поедающий стекло; Тэллоу (Tallow Man), человек с плавящейся, пузырящейся и стекающей кожей; Наггет (Nugget), живая отсечённая голова. Все они когда-то были нормальными людьми, но усилиями манипулятора материалом оказались переделаны в несуразные создания, влачащие безнадёжное, мучительное существование. 
    В политическом измерении они «тянут» на некоторых политиков нынешней Украины или бывшей ельцинской России, обласканных западными кредитами.  Им не чужды былые амбиции, но они вынуждены смирять их, поскольку стали объектами манипуляций воротил Запада. Воплощением этого в превращенном мире цирка семьи Пайло является когда-то могущественный огненный маг Мугабо (Mugabo). Он вынужден выполнять функции рядового фокусника. Из-за невозможности демонстрировать свою силу Мугабо озлоблен на прочих исполнителей цирка и считает гадалку Шелис своим злейшим врагом. 
     Группа акробатов в цирке семьи Пайло очень напоминает прекраснодушных либералов, считающих иерархическую структуру капиталистического Запада лучшим из миров. Акробаты  во многом наделены автором  чертами положительных героев: они в добрых отношениях со всеми другими исполнителями, восстанавливают мир и справедливость на площадках цирка и обладают физической привлекательностью. К братьям Пайло относятся с подобострастием. Руководитель труппы, Рэндольф (Randolph) - один из участников Движения Свободы. 
    Основоположником движения выступает Фишбой (Fishboy) - куратор паноптикума, человек с рыбьей головой. Он настолько приятен в общении, вежлив и предупредителен, что сумел не нажить врагов даже в цирке. Ответственный, отзывчивый и обязательный, не имеет проблем с братьями Пайло. 
    Акробаты ведут непримиримую борьбу с клоунами – «патриотами» цирка, которые в реальном мире могли бы вполне сойти за государственников консервативно-националистического толка. Они представлены в произведении Эллиота весьма колоритными типажами. Это, в первую очередь, Гонко (Gonko) - главный клоун цирка и один из старейших его участников. В прошлом он был другом покойного Пайло Старшего.  Хорошо ладит с его приемником Куртом. Нетерпимый, расчётливый, подлый, властолюбивый садист со специфическим чувством юмора. Ненавидит Джорджа и вообще всякого, кто не клоун. За свою труппу готов стоять до последнего. 
    Рафшод (Rufshod) - самый молодой из клоунов. Он наслаждается острой формой мазохизма. Всегда полон безумных идей, продвигающих сюжет и создающих проблемы ему и другим членам клоунской труппы.
    Дупи (Doopy) - суетливый клоун, донимающий всех болтовней и бесконечными вопросами. Недалёкий и неуклюжий, кажется безобидным, но способен на тяжелое насилие, особенно когда речь идет о защите брата.
    Гоши (Goshy) - близнец Дупи. Имеет нарушение психики, сходное с олигофренией. Общается с окружающим миром посредством свиста и имитации различных звуков. В ходе повествования ухаживает за папоротником и женится на нем. В отдельных случаях может быть по-настоящему опасен.
    В труппу клонов затесался ученик (the Apprentice). Этот безымянный и бессловесный персонаж был безжалостно изгнан из нее после подчинения новичка из реального мира - Джейми. Ученик погиб при попытке расправиться с Гонко. 
    Среди злыдней живет и добряк. Это - Уинстон (Winston), старый клоун, сохранивший рассудок благодаря тому, что почти не пользуется специальной клоунской краской, превращающей нормального человека в злобного демона. Мечтает выбраться из цирка. Он олицетворяет собой крота истории, который подспудно работает в мире зла и насилия на благо человечества. Уинстон берет под опеку новичка Джейми, похищенного злыми клоунами из реальной жизни, рассказывает ему о Движении Свободы. 
    Самого Джейми можно счесть метафорическим воплощением развивающегося мира в капиталистической пирамиде. Под влиянием западного глобализма страны, развивающиеся в соответствии со своими законами и традициями, эволюционирующие в прогрессивном и цивилизационном плане без больших потрясений и катастроф, переживают чудовищную ломку. Так и Джейми (Jamie)  предстает вначале заурядным, доброжелательным и порядочным молодым человеком. Но под действием  специального грима он становится  своим антиподом, клоуном Джей-Джей (J-J). Это глупый, трусливый, зловредный тип, завязавший борьбу с самим собой.
    Наиболее яркий пример развивающейся страны, подвергшейся влиянию западного глобализма, представляет собой сегодня Украина под властью киевской хунты. Политический цирк переехал именно сюда, разбил свой мрачный шатер в этом светлом, притягательном и благодатном краю бывшего СССР. 
    Аналогии напрашиваются сами по себе. На Украине сцепились в жестокой и беспощадной схватке олигархи и политики, выплеснутые на поверхность раскаленной лавой майдана. Это так называемая конкуренция, превозносимая либералами как величайшее благо. Она порождает паноптикум превращенных сущностей. Зло выдается за добро, насилие за честь и справедливость, ложь за правду. Не так ли и в цирке семьи Пайло, созданном причудливым воображением писателя. 
    На Украине господствует практика оболванивания населения посредством жестко цензурируемых СМИ. Такая практика имеет общие корни с приемами зомбирования людей и искажения истории на Западе и всем постсоветском пространстве. Она имеет целью вывести новую породу украинцев, лишенных способности критически мыслить, отторгать фальшивые ценности, навязываемые «из-за бугра», и сопереживать русскому миру. Как и Джейми украинцам навязали раздвоение души и сердца, их заставляют воевать с собственной природой, которая гораздо ближе к России, чем к Западу.
    Наконец, клоуны. Их много на Украине: Яценюк, Турчинов, Ляшко, Ярош, Фарион и пр. и пр. Эта порода политиков явилась отнюдь не для развлечения. Они сеют вражду и ненависть среди украинцев и русских. Они вполне соответствуют персонажам черной комедии Эллиота, о которых один из ее читателей  отзывается так:
    «Клоуны - самое страшное, что есть в цирке. …есть дети, которые с ревом бегут от них прочь, а дети так хорошо чуют фальшь, тайные замыслы под толстым слоем грима для них как открытая книга. И кто знает, что делает обладатель этого улыбчивого лица вне арены. И как он ощущает себя после того, как снимет прочь весь этот грим. Клоуны - самое таинственное, что есть в цирке. Им можно приписать багаж тайн и заговоров, они даже не потрудятся что-то объяснять или оправдываться. Потому что у каждого клоуна есть своя история. И в ней он может спрятаться». 
    Одним из украинских клоунов выступает теперь грузин Михаил Саакашвили. Иногда он, бывает, забавен, когда, например, претендует на роль толкователя непостижимой грузинской души. 
 
 
 
 
Михаил Саакашвили 
 
 
    Как-то Мишико заявил, что русский не способен постигнуть грузина. Дескать, в его воображении грузин – это субъект с черными усами, торгующий фруктами на рынке. Видимо, Мишико вместе с демонстрацией русофобии хотел дать понять соотечественникам и всему человечеству, что подлинный грузин воплощен в нем самом. Он де чисто выбрит, преклоняется перед американскими ценностями и жует галстук, когда переживает. Между тем сами грузины  не согласны с таким толкованием национального характера.
   Образ «великого» реформатора лепили Саакашвили российские либералы вместе с западными политтехнологами. Хотя его реформаторство ограничивалось, в основном, полицейщиной,  им удалось произвести впечатление на ряд политиков постсоветского пространства. Напомним, что украинский президент Ющенко отменил ГАИ, а у нас, в России, заменили милицию на полицию, рассматривая это, как и в Грузии, мерой по борьбе с коррупцией. Обескураживающий эффект подобных мер известен.
    Выражение открытости, доброжелательства и участия, появляющееся иногда на лице Саакашвили – клоунская маска. Под ней цинизм, жестокость, трусость и коварство. Как у клоунов цирка семьи Пайло. Всем памятно спровоцированное им зверское нападение на Южную Осетию, первыми жертвами которого стали российские миротворцы. 
    В продолжение клоунады Мишико пригласил к себе в помощники Марию Гайдар. «Она экономист, училась в Академии народного хозяйства в Москве и в Гарвардском университете, – пояснил Саакашвили. - Ее отца Егора Гайдара я знал и очень уважал». Между тем, по словам российского политолога Максима Шевченко, Маша является гастролершей, спекулирующей именем своего отца и занимающейся политическим авантюризмом. 
 
 
Мария Гайдар 
 
 
    Сама Маша видит свою задачу на Украине в организации работы с гражданами и налаживании сотрудничества с западными партнерами. «Будет создано агентство, через которое можно набирать специалистов, -  поведала она в интервью газете «Коммерсант». - Второй блок — это выстраивание сотрудничества с западными организациями, которые хотят работать и давать деньги, помогать и сиротам, и вкладывать в открытость госструктур. Помимо этого имеются большие проблемы с бюджетом, который в основном будет направлен на строительство дорог». Но главная проблема в регионе, по мнению Маши  — это коррупция. «Эта проблема, сказала она, - есть и в России, но здесь общественный запрос на борьбу с ней стоит максимально остро. Люди хотят борьбы с ней, хотят прозрачности».
    Понятно. Маша переехала из России в Одессу потому, что ей не удалось помочь сиротам в Кировской области, куда ее пригласил губернатор Никита Белых. И все из-за пониженного запроса россиян на борьбу с коррупцией. То ли дело Украина. Здесь и запроса больше и количество сирот увеличивается с каждым днем проведения так называемой «антитеррористической операции» (АТО). Здесь есть, где развернуться и применить свои недюжинные способности.
    Не все, однако, на Украине довольны инициативами Саакашвили в кадровой политике. Экс-губернатор Одесской области, народный депутат Верховной рады Николай Скорик назвал работу Михаила Саакашвили в облгосадминистрации «популизмом и трёпом». Так он отреагировал на назначение Марии Гайдар заместителем Михаила Саакашвили. По его словам, вся активность нового одесского губернатора направлена только на пиар и саморекламу. «Реальной работы нет – одна сплошная пресс-конференция, популизм и шоу», – сказал депутат. - Я не удивлюсь, если в Одессе следующим замом Саакашвили станет Собчак, Пугачев или Кудрин. Тренд понятен, только что с этого одесситам?»
 
 
Николай Скорик 
 
 
    Атмосфера абсурда на постсоветском пространстве сгущается. Пока политологи России ищут справедливость в правовых нормах «цивилизованного» буржуазного мира Запада, пожар полыхает по всем ее западным границам. Его разожгли бывшие колонизаторы, претендующие на цивилизаторскую роль. Теперь они обустроились на постсоветском пространстве так, как когда-то в Африке, превратив ее в заповедник для охоты на туземцев при помощи местных царьков – клоунов «Цирка семьи Пайло».
      Очевидно, это произведение создавалось не для того, чтобы проиллюстрировать политическую картину мира. Уилл Эллиот – незаурядный писатель и его творение является, в первую очередь, талантливым художественным произведением. Но в нем много смыслов, метафор, сатирических образов. В нем действуют реальные и нереальные персонажи, созданные воображением художника.  Политическая картина мира тоже имеет антропологические корни. Она складывается под влиянием идей и действий отдельных людей, сознание и психика которых деформируется условиями и принципами существования капиталистического общества.
      Как отмечает критикесса Катрин Дан, Эллиот изображает общественное зло посредством черной комедии. Насилие выступает у него в виде фарса и исследуется с бесстрастной позиции. Герои-марионетки анатомируются изнутри. Цирк – это осыпанная блестками, выдающая желаемое за действительное, бессмысленная опасность, бросающая вызов осмотрительности, извращающая правду, переворачивающая вверх дном природу… Злоба, жадность, высокомерие, трусость, месть и явный садистский восторг правят миром. Это зловещая картина в черно-белом цвете. 
 
 
Автор: С. Мальцев, [email protected]
 
 
Обсудить статью на форуме