Методика преподавания истории в школе. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Цели и задачи современного исторического образования

1. Сопоставьте понятия: прошлое, история, историческая наука, учебный предмет «История». Есть ли среди них синонимы?

 

2. С какими из приведенных ниже изречений вы согласны и в чем?

 

История — наставница жизни.

Цицерон

 

Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю...

Плутарх

 

Наука истории не есть та неопределенная и бесплодная наука фактов и чисел, которая ограничивается знанием того, когда умер тот или другой бесполезный или вредный миру человек, — наука словаря, отягчающая память, не просвещая ума...
Вольтер

 

Познание минувших времен и познание стран мира — украшение и пища человеческих умов.
Леонардо да Винчи

 

Историк напоминает деяния... Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели.
H.М.Карамзин

 

История по самому содержанию своему должна более других наук принимать в себя современные идеи. Мы не можем смотреть на прошедшее иначе, как сточки зрения настоящего. В судьбе отцов мы ищем преимущественно объяснения собственной.

Т.Н. Грановский

 

Историк — наблюдатель, а не следователь...
В. О. Ключевский

 

Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона.
Д. И. Писарев

 

Высказывания каких других мыслителей прошлого и современности созвучны тому, что вы только что прочитали? Какие суждения об истории и историках кажутся вам устаревшими или неверными? Почему? Какими афоризмами и высказываниями вы можете их опровергнуть?

 

3. Мы привыкли читать и слышать только положительные слова в адрес истории... Но есть и противоположные мнения:

 

История является самым опасным когда-либо произведенным продуктом интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми.
Поль Валери. Взгляды на современный мир

 

Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон — результатом «отравления историей».
X. Г. Уэллс

 

Можете ли вы в практике преподавания истории в российских школах найти примеры, подтверждающие или опровергающие эти обвинения?

 

4. Какой тип преподавателей истории из перечисленных ниже вам ближе? Почему?

 

Эксперты Совета Европы считают, что можно различать три типа преподавателей истории в зависимости от их подхода к роли своего предмета в школьном образовании:

 

первые рассматривают образовательный процесс в целом и преподавание истории в частности без какого-либо критического осмысления, лишь как простую передачу определенного объема знаний учащимся. Этот тип преподавания заключается в изучении утвержденных версий национальной истории, не подлежащих сомнению;

 

вторые расценивают школьные предметы, и в том числе историю, главным образом как академическое сочетание знаний, призванных дать детям образование и помочь им успешно сдать выпускные экзамены. Этот тип преподавания включает в себя в основном развитие способностей учащегося с целью углубления его знания истории, ее понимания и обеспечения успеха на экзамене. И в этом случае никакие социальные цели не преследуются;

 

третьи относятся к образовательному процессу, и в частности к истории, как к средству обучения детей ценностям, инструменту развития критического подхода к исторической действительности. Этот тип преподавания подразумевает сознательное развитие способностей к историческому анализу на соответствующем уровне, причем не только ради академического интереса или занятного времяпрепровождения, но и для формирования основы для развития собственных принципов поведения и системы ценностей.

 

Исчерпывается ли этими вариантами разнообразие подходов к определению целей исторического образования? Готовы ли вы предложить четвертый (пятый и тд.) тип преподавателей?

 

5. Познакомившись со следующими проектами, определите, в каком направлении идут поиски новой парадигмы школьного исторического образования в Российской Федерации. Позиция какого авторского коллектива вам ближе и почему?

 

Цели исторического образования:

 

овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

 

развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошло е— настоящее — будущее), теоретически применять исторические знания;

 

формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между
 народами;

 

развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

 

Из проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта: Образовательная область «Общество» (История) / Алексашкина Л. H., рук. авт. кол. // История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1996. — № 42.

 

В последние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исторического образования, в которой ранее доминировала специфически понимаемая воспитательная ориентация (формирование коммунистического мировоззрения). Сегодня задачами школьного исторического образования являются:

 

развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;

 

формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира;

 

воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

 

восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

 

знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества;

 

формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

 

развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

 

Безрогов В.Г. и др. Учебная литература по истории; современное состояние и перспективы // История. - 1997. - № 11.

 

Между тем в конце XX в. профессиональному историку и профессиональному педагогу странно не понимать, что изучение прошлого не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых прекрасных...

 

Одна из основных целей изучения истории — развитие мышления школьников...

 

Не менее важной целью изучения прошлого является включение индивида в культурную среду, созданную его соотечественниками и единоверцами, предками и соседями, всем человечеством...

 

Изучение истории может и должно помочь в решении еще одной практически значимой задачи. Речь идет о формировании умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении...

 

Головатенко А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра // История. — 1997. — № 7.

 

Смысл исторического образования в школе мы видим в формировании исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события...

 

Идеологическая и политическая ангажированность этого школьного предмета скомпрометировала тезис о воспитании историей. Мы исходим из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчеркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета истории.

 

Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, предмет «История» позволяет школьнику преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрений и позиций.

 

Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. — М.: Изд-во гимназий «Открытый мир», 15)95. — С. 291-294.

 

Наиболее общей целью исторического образования учащихся... является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

 

Важнейшая цель исторического образования — обеспечить средствами предмета... воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

 

Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

 

Вяземский Е.Е. и др. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область «Общество» (история) // История. — 1997. — № 2.

 

6. Перед вами высказывания ведущих экспертов Совета Европы о целях школьного исторического образования и о его роли в современном демократическом обществе. В какой степени эти идеи, на ваш взгляд, созвучны российским проектам реформирования государства и школы и могут ли они быть реализованы в нашей стране?

 

Историческое образование играет выдающуюся политическую роль, потому что оно помогает формировать граждан, которыми нельзя манипулировать посредством предвзятой информации, но которые хорошо информированы и способны к разумным и взвешенным суждениям.

 

Мэйтленд Стобарт, заместитель директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы // History Teaching: a Key to Democracy? Bulletin Nr 6. — Summer 1996. Neuchitel. — P. 9.

 

История является уникальной учебной дисциплиной, обладающей особыми средствами воздействия на разум и воображение; ее изучение позволяет школьникам овладеть знаниями, необходимыми, чтобы понимать точку зрения другого человека...

 

Мэйтленд Стобарт. Совет Европы и историческое образование // Преподавание истории в школе. — 1995. - № 7.

 

Цели исторического образования могут быть разделены на три категории:

 

A) Историческое образование в процессе формирования индивидуума. Оно включает:

 

знание хронологии,
развитие навыков анализа и понятий исторической эволюции,
понятие причинно-следственной связи,
знакомство с основными достижениями в области политики, экономики, социальной и культурной жизни, развитие самостоятельности мышления учеников с особым акцентом на том, что исторические суждения относительны и не являются носителями абсолютной истины.

 

Б) Цели исторического образования сквозь призму государственных интересов.

 

Если система исторического образования реализует цели, обозначенные для развития индивидуума, то автоматически будут соблюдены интересы демократического государства, которое получит образованных граждан, способных осознанно осуществлять свою деятельность в рамках
 демократии.

 

B) Самоценность исторического образования.

 

Одна из основных целей исторического образования — стать основой для дальнейшего изучения, возбудить в учениках глубокий интерес к прошлому.

 

Гарри Брейс. Основные цепи исторического образования и создание сбалансированной системы преподавания национальной и местной истории (пример Уэльса) // Доклад на международной конференции «Реформа исторического образования в школах
РФ», — Суздаль, 1996.

 

7. Определите, формирование каких умений и ценностей становится задачей исторического образования, когда оно рассматривается как: а) передача определенного количества информации (набор знаний) или б) форма знаний, образующихся в процессе осмысления и толкования исторических фактов и доказательств (поиск объяснений). Завершите схему указательными стрелками.

 
 

 
 

 
 

* Формулировки приводятся по изданиям: Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / А.Г. Колосков и др. — М.: Просвещение, 1984. — Гл. XI, XIII-XV; Преподавание истории и пропаганда демократических ценностей и идеи терпимости: Пособие для преподавателей. — Страсбург, 1996.

 

Выполнив задание 7, прокомментируйте высказывание доктора Роджера Остина (Университет Ольстера, Колрейн):

 

В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки, и поэтому надо сознательно и решительно культивировать именно это понимание в рамках концепции и организации у нас изучения истории.

 

9. Изучив разные подходы к пониманию целей школьного исторического образования и воспитания, проведите дискуссию на тему «Национальные приоритеты и ценности исторического образования и общественного воспитания в современной России».

 

На обсуждение можно вынести следующие вопросы:

 

Каковы общенациональные (государственные) ценности, которые должно формировать современное историческое образование и воспитание учащихся?

 

Какие из них относятся к разряду политических, культурных, этнонациональных ценностей?

 

Какие еще ценности способно и должно формировать школьное историческое образование?

 

Какова иерархия этих ценностей в содержании школьного исторического образования?

 

10. Возможно, что в поиске ответов на вышепоставленные вопросы вам помогут ваши ученики. Предложите им самостоятельно прокомментировать слова знаменитого историка В.О. Ключевского:

 

Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения...