Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Строительная техника

Строительное дело получило большие возможности в связи с достижениями эллинистической механики, обусловленными развитием кораблестроения, которое достигло исключительной высоты в это время, и способствовавшими усовершенствованию грузоподъемных механизмов. 
Однако техника строительства не претерпела резких изменений по сравнению с предшествующим периодом. Основными строительными материалами остались, как и раньше, известняк, песчаник, кирпич-сырец, дерево, в более богатых постройках — мрамор. Известны также случаи применения обожженного кирпича. Из этого материала, не употреблявшегося греческими зодчими эпохи классики, были, например, выполнены колонны эллинистического дворца в Ниппуре (Месопотамия), в начале III века до н. э. Применение обожженного кирпича связано с местными строительными традициями. 
Устройство фундаментов и стен в общественных зданиях и в частных жилищах осталось прежним. С наружной стороны стены монументальных зданий нередко выкладывались из тесаных квадров, обработанных рустами; для скрепления блоков применялись пироны, внутреннее заполнение стен производилось бутом. В более скромных постройках обычно выводились каменные цоколи, на которых сооружались сырцовые стены, причем между цоколем и сырцовой кладкой иногда помещались деревянные прокладки. Балочные и стропильные покрытия продолжали по прежнему доминировать. Крыши выстилались черепицей обычно из обожженной глины, а в роскошных сооружениях — из мрамора. Колонны сооружались в основном из тех же материалов и посредством тех же приемов, что и в предшествующий период; что же касается антаблемента, то более свободная расстановка колонн заставляла чаще прибегать к дереву. Полы в самых скромных домах были глинобитными; часто применялось мощение каменными плитами. В более богатых постройках полы выстилались как бы мозаичным ковром, причем не только из гальки, как в Олинфе, но также и из тщательно граненых призм природного разноцветного камня. Иногда в них вставлялись настоящие мозаичные картины, о которых мы уже говорили в связи с эллинистической живописью. 
Прлы для освежения поливались водой, и им поэтому придавали соответствующий уклон. 
Наиболее характерная черта интерьера эллинизма — для большинства сооружений — тонкая штукатурная отделка в так называемом «инкрустационном» или «первом помпейском» стиле, названном так по месту, где она впервые была открыта. Только в самых роскошных сооружениях стены облицовывались тонкими плитами из цветных пород камня и других ценных материалов, но такая отделка известна лишь по описаниям древних авторов. 
В художественный ансамбль богатого  эллинистического здания входила обычно декоративная скульптура, как рельефная, так и статуарная, а также художественная мебель.
В эллинистическом зодчестве иногда применялись своды. Выше мы уже упоминали о сводчатых склепах; сооружения этого типа, известные уже в IV веке до н. э., отличались сравнительно небольшими размерами. Таковы своды в склепах Передней Азии (например в Пергаме). К началу III века до н. э. восходят крепостные ворота Приены. Известны также клинчатые наклонные цилиндрические своды (например, перекрытия над лестничными маршами в Дидимейоне, близ Милета, и в пергамском гимнасии). 
Встречается употребление двух сводов различных диаметров, примыкающих один к другому под прямым углом; в лестнице пергамского гимнасия это осуществлено без применения распалубки. Арка известна не только в качестве строительной конструкции, но и как архитектурно-художественный элемент. Показательна в этом отношении арка в северо-восточном углу приенского рынка (рис. 265); выполненная из тщательно-обтесанных клинчатых блоков, она имела вид узкого архивольта, расчлененного на две фасции и обрамленного нешироким профилем. Арка не воспринимала никакой нагрузки, что и подчеркивало ее чисто художественную функцию в ансамбле.