Новости истории

03.08.2017
Уникальное захоронение воина с кинжалом и ножом в боевом положении времен перехода от бронзового к железному веку обнаружили археологи в Омске при реставрации исторического здания.

подробнее...

03.08.2017
Сорок шесть археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных, были обнаружены в пустыне Нефуд (Саудовская Аравия) рядом с высохшими ложами древних озер.

подробнее...

02.08.2017
В отчете, опубликованном недавно японскими историками, утверждается, что походная раскладушка необычной формы, найденная в гробнице фараона Тутанхамона, сделана по революционной для своего времени технологии.

подробнее...

Современная демократия и альтернатива Троцкого: от кризиса к гармонии

Предлагаем вниманию читателей выдержки из книги М. Б. Диченко «Современная демократия и альтернатива Троцкого: от кризиса к гармонии» В книге выдвигается тезис о единстве мира, общности основных законов мироздания. Из этого вытекает циклическая концепция истории, которая позволяет определить одинаковые фазы развития у разных народов в разные периоды и выстроить прогноз развития основных народов человечества на ближайшие 50-100 лет. Построенная циклическая концепция истории и универсальные законы позволили прогнозировать переход развитых стран Америки и Европы от уравнительной демократии к ограниченно-пропорциональной. Впервые определены общие для всех народов и веков коренные причины самого страшного преступления человечества – геноцида. Показаны положительные и отрицательные следствия действия универсальных законов на примере яркого политического деятеля 20-го века, Льва Троцкого, двигателя русской революции 1917 г., последствия которой обусловили последующий переход к социализму развитых стран Америки и Европы. 
 
 
К читателю
 
 
Дорогой читатель! Есть такая русская игрушка «матрешка» – деревянная кукла, которую можно открыть и внутри обнаружить вложенные в нее еще другие куколки меньшего размера, обычно три. Эта книга подобна матрешке. Ее первый слой – краткое изложение трех главных тем, которые сначала кажутся не связанными друг с другом: универсальные законы, кризис демократии, альтернатива Троцкого. На втором и третьем уровнях каждая тема получает все более объемное изложение, содержит более расширенную аргументацию, аналитический и фактический материал. Таким образом, каждая из трех частей состоит из трех глав, соответствующих трем главным темам книги. В итоге получается девять основных блоков текста. Уже после прочтения второй части становится понятной связь всех трех тем между собой. И разделение трех тем по главам при переходе от каждой части к следующей становится все более условным и менее различимым. В соответствии с нормальным правилом средние главы (вторые) всех трех частей имеют наибольший объем по сравнению с крайними (первыми и третьими).

Но, конечно же, научно-популярная литература должна приносить интеллектуальное удовольствие. Поэтому, если чтение книги тебе, читатель, быстро наскучит, не трать на нее время и свои умственные усилия. Однако если ты все же доберешься до третьей части, то сможешь познакомиться с обоснованным прогнозом социальных потрясений, которые произойдут в середине XXI века в странах Америки и Европы. Если первая часть представляет собой скорее популярный жанр журналистики, то третья – наполовину научная.

В этой книге нет мистики, хотя раскрываются многие тайные пружины нашей жизни. Она не представляет собой божественную концепцию, хотя в ней важное место занимают вопросы религий и религиозного мировоззрения. В ней не встретишь пророчеств оракула, но с помощью выдвинутых в ней идей можно давать вероятностные прогнозы будущего. Книга не прославляет наступающее информационное общество, но предлагает ясные и конкретные правила ориентирования в этом океане информации.

В первых главах всех трех частей внимание читателя акцентируется на микроуровне отдельного человека, его семьи, коллектива. Во вторых главах рассматриваются в основном проблемы общества в целом, уровень страны, нации и всего человечества. Третьи главы частей сводят вместе эти уровни и показывают единство и взаимообусловленность общественных процессов, с одной стороны, и воли отдельного человека, с другой, на примере конкретной личности. В первой части поставлены вопросы о прошлом и настоящем, во второй части даны ответы на них. На основе этих ответов более глубокий анализ третьей части обосновывает прогнозы на будущее. Что нас ждет в ближайшие десятилетия? Ответ на этот вопрос подробно изложен в третьей части и в Заключении.

Содержание книги посвящено не какой-то отдельной стране или конкретному народу. Здесь вскрыты общечеловеческие законы, характерные для любых наций вне зависимости от временных рамок их существования и развития. Но основная фактология этой книги основана на истории народов, входящих в понятие «европейская цивилизация». Назову лишь наиболее крупные по населению страны этой парадигмы: США, Россия, Великобритания, Германия, Франция. Я перечислил их в порядке убывания частоты упоминания в тексте событий из истории этих стран.

Специального образования от читателя книга не требует, но истинное удовольствие она может доставить лишь интеллектуалу.




Содержание
 
 
I часть
 
Глава 1.1. Универсальные законы
Глава 1.2. Кризис демократии
Глава 1.3. Почему Троцкий предвосхитил Кейнса, а советский нэп – современную экономику США?

II часть
 
Глава 2.1. Закон Гармонии, его Принципы и Правила как универсальный метод делового успеха, личного счастья и организации общественной жизни
2.1.1. Великие открытия физики и три принципа Закона Гармонии: Стабильность Целого, Изменяемость Частей и Относительность
2.1.2. Эффективность контроля общества над властью и четыре правила Закона Гармонии: Нормальное, Степенное, Равновесия и Маятника
2.1.3. Гармоничная концепция истории как наиболее верный компас в море общественных событий прошлого и будущего

Глава 2.2. Ограниченно-пропорциональная демократия как стремление к равновесию и оптимальное общественное устройство
2.2.1. Что общего между Конфуцием, Платоном, Буддой, Христом, Джефферсоном, Марксом и Гитлером?
2.2.2.Новый взгляд на мировые религии и этические системы
2.2.3. Ограниченно-пропорциональная демократия и критика взглядов на религию, информацию, социализм и другие важные черты современного Запада

Глава 2.3. Социально-экономическая концепция Троцкого как прообраз макроэкономической политики современного американо-европейского рыночного социализма
2.3.1. Гамильтон против Джефферсона: концепция Троцкого как срединная стратегия макроэкономической политики
2.3.2. Миф о рыночно-кооперативном социализме в одной стране и его значение для судьбы Европы
2.3.3. Актуальные идеи Троцкого для выработки макроэкономической политики современных развитых стран

III часть

Глава 3.1. Закон Гармонии в истории и памяти народов
3.1.1. Универсальные законы социальной трансформации разных народов
3.1.2. Закон Гармонии в мыслях мудрецов, философов и писателей всех времен и народов
3.1.3. Проявление Нормального Правила Закона Гармонии во взглядах Аристотеля на оптимальное государственное устройство: ограниченно-пропорциональная демократия

Глава 3.2. Грозящая катастрофа, и как с ней бороться
3.2.1. Политэкономическая техно-экологическая теория длинных волн и пропорциональной демократии
3.2.2.Критика холизма и универсальных законов истории
3.2.3. Мифы о русской революции

Глава 3.3. История имеет сослагательное наклонение, и только поэтому ее необходимо знать
3.3.1. Политическая альтернатива Троцкого как утерянная гарантия от нацизма в Германии и трагедии второй мировой войны
3.3.2. 1923 год – классический фазовый переход, определивший судьбу Европы совпадениями случайных обстоятельств
3.3.3. Решение судьбы Европы: потеря власти Троцким привела к сталинской диктатуре, укреплению нацизма и кровавой второй мировой войне. Победа радикальной смычки над образованной частью партии большевиков.

Заключение




1.1. Универсальные законы

 

Полезнее знать несколько мудрых правил,
которые всегда могли бы служить тебе,
чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
 
Люциус Сенека, римский стоик, философ


В настоящее время, по состоянию на 2014 г., открыто 118 химических элементов, из которых состоит вся Вселенная и сам человек в том числе. Все эти химические элементы, в свою очередь, представляют собой всего лишь комбинацию из двух групп элементарных частиц: трех пар кварков и трех пар лептонов.

Двойственность нашего мира начинается с глубинной структуры материи и пронизывает все виды нашей жизни: материальную и духовную. Сам геном человека состоит из взаимообусловленных пар хромосом. Современное информационное общество было бы невозможно без компьютеров и программ, без кибернетики, которые, в свою очередь, базируются на простом двоичном коде: 1-0.

Жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, инь и янь, электрон и позитрон – взаимодействие этих сущностей проходит по одним и тем же правилам. Почему любовь проявляет себя так же, как и Вселенная? «Большой взрыв» и искра любви, стремительное расширение Вселенной и развитие любовных отношений – это проявление одинаковых закономерностей. Между шестью кварками и шестью лептонами существует только два основных типа взаимодействий: электро-сильно-слабое и гравитационное.

Если ты, читатель, измеришь формат каждой книги, находящейся сейчас в твоей комнате, то обнаружишь, что основная масса книг близка по формату к некоему среднему значению, очень мало и крупноформатных книг, и малоформатных. Этот закон проявляется почти во всем: от размера шрифта книги, стола, за которым ты, возможно, читаешь, кресла, на котором сидишь, твоих пальцев, которыми ты держишь эту книгу, и до изменений цен на бирже, погоды и количества звонков от близкого тебе человека.

Этому закону (иногда его называют «гауссовой кривой») следует движение человеческой толпы и молекул воздуха в комнате, распределение цен на один и тот же товар у разных продавцов и количества людей с различными психологическими чертами личности по полярным парам (добрый – злой, ленивый – трудолюбивый, смелый – трусливый и т.п.).

Человек представляет собой одно из состояний белковых тел, которое и есть жизнь. Она стала возможной лишь в системе такой звезды (Солнце), которая относится к группе средних звезд нашей Вселенной.

Наш глаз трансформирует всю зрительную картину в нервные импульсы для передачи их в мозг. Для этого глаз имеет только три типа рецепторов, два из которых воспринимают исключительно средний спектр видимой нами световой картины.

Наш слух наиболее точно локализует источник звука именно средних частот из всего диапазона слышимых звуковых волн.

Если ты попробуешь согнуть закрытую книгу пополам, то сначала будет просто сделать из нее легкую дугу, затем, с каждым дополнительным сантиметром изгиба, необходимо прилагать значительно большее усилие с нарастающим увеличением. Закон всемирного тяготения, основной психофизический закон, затраты энергии на преодоление фазового перехода (кипение, плавление, замораживание и т.п.) и много-много других закономерностей в разных областях жизни – формы проявления Степенного Закона. В какой-то момент нарастающее усилие приведет к тому, что книга сломается – произойдет фазовый переход. Разные мыслители это явление называли по-разному: революция, переход количества в качество, качественный скачок и т.п.

Ты читаешь сейчас этот текст, и твой глаз реагирует на изменение освещения точно по такому же закону, по которому закипает вода в чайнике или разгоняется автомобиль при нажатии педали газа. Степенному Закону подчиняются землетрясения и пробки, интернет и голосование на выборах, гравитация и сексуальное влечение. И даже… сама смерть: распределение Гомпертца описывает смертность человека и большинства многоплодных животных в зависимости от возраста. Мы все живем благодаря присутствию кислорода в воздухе, который поступает одним способом: его вырабатывают растения нашей планеты. По Степенному Закону интенсивность фотосинтеза зависит от солнца. Кто пытался похудеть или нарастить мышцы и силу, тот прочувствовал действие Степенного Закона на себе: первая неделя диеты (или физических упражнений) дает ошеломительный результат, вторая – меньший, а после третьей результат минимальный.

Звук и изображение – два основных канала восприятия человеком информации о внешнем мире. Король музыкальных инструментов – фортепиано – содержит семь полных октав. В радуге наш глаз различает семь основных цветов. Можно ли считать это простым совпадением?

Понимание механизмов действия универсальных законов позволяет понять этапы социальных процессов, происходящих в том или ином государстве, обрести компас в безбрежном современном океане событий и информации о них. В следующей главе будут обозначены основные ориентиры современной социальной трансформации развитых стран.

Основной вывод из вышесказанного, необходимый для понимания последующего содержания этой книги, заключается в концепции холизма. Эта идея древняя как мир. Она основана на двух постулатах: во всем разнообразии мира можно выделить общие черты; они более важны, чем отличия. Это идея существования некоего универсального ключа, который подходит ко многим замкам-проблемам как отдельного человека, так и общества в целом.



1.2. Кризис демократии

 
 
Учет гораздо большего числа переменных величин плюс к этому огромный скачок в объеме обработки данных, что стало возможным с помощью компьютера, изменяют ситуацию для принимающих решения политиков: если раньше им не хватало информации, то теперь они перегружены ею. Перегрузка приводит к тому, что интерпретация становится важнее простого накопления. Данных (разнообразного типа) в изобилии. Способность их понять – большая редкость (A. Toffler «Power shift», 1991 (ч .5, гл. 23)).


Самоубийственная террористическая атака «9/11» – 11 сентября 2001 г. и теракт 2013 г. в Бостоне, арабские революции 2010–2011 гг. и «Исламское государство», движение Occupy Wall Street и погромы в Лондоне и Париже последнего десятилетия; недавние, конца 2014 г., массовые беспорядки с погромами и мародерством в Фергюсоне, перекинувшиеся на 170 городов США, финансовый кризис 2008–2013 гг. и спасение и национализация корпораций, рост дифференциации между богатыми и бедными (людьми в одной стране и странами в мире) и начало формирования общего информационного поля всего человечества, проблемы экологической безопасности, дефицит энергетических ресурсов и рост потребности в них растущего населения развивающихся стран, стихийные миграционные процессы, теракты января 2015 г. во Франции, объединение Европы и рост национализма в ней, клонирование млекопитающих и бессилие перед раком, перед вирусом Эбола. Этот калейдоскоп экстремальных мировых событий, трагедий, проблем представляет собой вызов всем демократическим странам.

Неравенство людей в уровне образования, а также в желании его повышать и в когнитивных способностях очевидны для всех. Равное право участвовать в решении множества сложнейших проблем (реализуемое во всеобщем избирательном праве) не представляется справедливым. Не говоря уже о том, что с каждым десятилетием становится очевиднее снижение эффективности решений таким древним способом. Сегодня уже все больше людей склоняется к мнению о несправедливости старой системы уравнительного избирательного права. Равное право решать, например, на что потратить в первую очередь деньги всех налогоплательщиков, сегодня имеют и ученый, инженер, врач, и безработный хулиган с неполным начальным образованием. Возможный упрек автору в расизме, сексизме или другом виде дискриминации здесь будет безосновательным.

Как можно спрашивать слепого, на каком расстоянии от него находится конкретный дом? А порой приходится определять, какой он формы и какого цвета. Одни люди видят лучше, другие хуже, третьи почти не видят, четвертые видят очень далеко и зорко. Представьте себе, что власти проводят выборы и спрашивают всех об этом доме, о расстоянии до него, форме и цвете. И все от слепого до самого зоркого заполняют один бюллетень и имеют право одного голоса. Власти подсчитывают эти голоса, и, естественно, получается картина, далекая от реальности. Так работает наша нынешняя демократия. Это даже унижает слепых. Но они вынуждены принимать участие в таком шоу, приходить и голосовать, делая вид, что они что-то понимают в этих вопросах.

Почему же, спросишь ты, мой читатель, это до сих пор работало? «Двести лет работает. А сейчас перестало?». Это не совсем так. Во-первых, уравнительность избирательного права существует в Америке и Европе гораздо меньше, чем 200 лет. В «старой доброй Англии» ликвидировали дискриминацию женщин в избирательном праве только в 1928 году! История многих народов изобилует примерами пропорциональной демократии: от демократии дохристианских и раннехристианских русских городов и до городов северной Италии, Голландии и Германии, которые положили начало развитию капитализма в Европе. Великая эпоха Возрождения в искусстве во многом обязана этой системе.

Во-вторых, проблемы, которые приходилось решать 200 лет назад, – это одни проблемы, а сейчас они стали сложнее и информационно насыщеннее. Тогда надо было, образно говоря, просто определить: одноэтажный дом впереди или 100-этажный. «Поставьте галочку в бюллетене напротив одноэтажного или напротив 100-этажного». Вот и все. Поэтому такая система давала правильное на 90 % решение. С тех пор произошли всем известные значительные изменения нашего мира: рост в геометрической прогрессии объема информации, глобализации, интенсивности коммуникаций, значительное усложнение проблем и методов их решений. И просто слабое зрение сегодня уже не позволяет дать правильный ответ. Вопросы уже не такие простые:

«Имеем ли мы право переписывать генетический код, создавать новые формы жизни, генетически менять самих себя и будущие поколения? Этично ли человеку слиться с технологиями, для того чтобы предотвратить технологическую гегемонию над человечеством? Где баланс свободного доступа к информации, если информация может привести к значительным катастрофам? Эксперты предполагают, что мир движется к “сингулярности” – времени, когда технологические изменения станут настолько быстрыми и значительными, что мы сегодня даже не можем представить, какая жизнь будет после 2025 г. <…> количество и сложность решений растет выше наших способностей к анализу и принятию решений. Открытые системы, демократизация, интерактивные СМИ вовлекают все большее число людей в принятие решений, что увеличивает сложность, так как модифицировать промежуточное решение выгоднее, чем принять сразу окончательное. Дальнейшее усложнение процесса принятия решений может привести к хаосу» (См. Glenn J. J., Gordon Th. J. The Millennium Project: State of the future. 2007. Гл. 1, вызов 15) 

Вся история человечества говорит нам, что научный прогресс неостановим. Даже самыми жестокими способами в течение многих веков инквизиция не могла задержать в Европе развитие науки. Неужели кто-то всерьез поверит, что законодательно можно будет запретить проведение генетических операций на эмбрионе своего собственного ребенка для существенного улучшения его памяти, силы интеллекта и сообразительности? Это будет такая же безопасная операция, как сейчас – удаление родинки. Любой родитель, имеющий достаточно денег, заплатит за операцию врачу-генетику. К чему это приведет? Люди, имеющие деньги, потратят их на то, чтобы у них родились умные дети, которые добьются большего, чем обычные дети. Они станут относительно богаче и смогут обеспечить уже для своих детей более дорогие, сложные и эффективные генетические операции для еще большего повышения уровня интеллекта и когнитивных способностей.

Через несколько поколений выделится группа богатых и гениальных, которые, наверняка, смогут найти способы ограничить доступ большинства народа к этим операциям и обеспечить себе и своему потомству олигархическое правление глупым народом на долгие века. Это не фантастика. Расшифровка генома человека идет полным ходом, уже появилась целая наука – генная инженерия. И эта проблема во много раз важнее клонирования человека, о котором кричат на всех углах? Может, это происходит потому, что уже начался процесс элитаризации интеллекта? И умнейшие люди уже сейчас нам подбрасывают менее важные вопросы на обсуждение? Чтобы мы забыли о более важных?

А информатизация нашей жизни? Ведь так удобны кредитные карточки, интернет в мобильном телефоне, e-mail и социальные сети! Но, пользуясь всеми этим «вкусностями», мы оставляем информационный след от каждого шага нашей жизни. Тем самым растет база, совершенствуется инструмент, который однажды может быть направлен на тотальный контроль за личностью. Оруэлл даже не мог представить, как легко и просто уже сейчас осуществить глобальный контроль над народом.

Периодически всплывает, например, такая информация о Google или Facebook, Microcoft или Gmail. Следовательно, отслеживание каждого человека с iPhone или с Windows на РС, его переписки в соцсетях или e-mail вполне возможно уже сейчас! На таком, безусловно, поучительном выводе обычно заканчиваются все рассуждения на эту тему. Я считаю, что самое интересное заключается в дальнейшем исследовании подобных явлений: как мы узнаем об этом? Как люди сейчас получают такую информацию? Ведь мы могли вообще не получить ее. Разберем ситуацию вкратце на примере скандала с Google.

Кто забил тревогу? Кто провел исследование и докопался до истины? Умнейшие специалисты одного из лучших университетов мира (Стэнфорд) в результате непростых исследований. Это во-первых. Во-вторых, образованные специалисты могли не «достучаться» до народа. Google могла просто купить эти результаты и похоронить их, заплатив меньше 22-х млн. долларов, которые она заплатила в виде штрафа. Google могла, к примеру, обвинить ученых в… каком-либо сексуальном домогательстве, произошедшем когда-то, лет 20 или 40 назад, арестовать их и убить двух зайцев сразу: подорвать доверие к их исследованиям через подрыв репутации и дать сигнал другим потенциальным умникам на будущее.

Ты скажешь, мой читатель, что это фантазии сумасшедшего? Но, к сожалению, это уже не фантазии, это наша жизнь сегодня: парень по имени Дж. Ассанж раскрыл секреты не корпорации Google, а корпорации «США». Он сделал то же самое, что и ученые Стэнфорда: закрытую информацию превратил в открытую. И корпорация по имени «США» сделала с ним то, что кажется сейчас бредовой фантазией в случае с Google! И самое тревожное для нашей демократии заключается в том, что новости о личной жизни звезд интересуют большинство народа больше, чем редкие сообщения об этих и подобных им событиях. И это в стране, история которой пронизана защитой права на информацию и свободу доступна к ней! В стране, где эта свобода до сих пор защищена лучше всего в мире.

Наука впервые за многие века дала мощные средства в руки потенциального диктатора. И чем более развита страна, тем более мощные средства она имеет. Эту опасность признает даже убежденный апологет американского образа жизни, один из идеологов антикоммунизма, советник нескольких президентов США Збигнев Бжезинский:

«Даже гражданские права некоторые уже рассматривают как помеху эффективной национальной безопасности» (См. Brzezinski Z. Second Chance. 2007. Гл. 2). 

А в будущем эти средства будут только расти. И кто поручится, что мы и дальше сможем эффективно контролировать ситуацию? С помощью все того же тупого уравнительного способа голосования из прошедших веков?!

Что может быть более авторитетным суждением о современной демократии, чем размышления Альберта Гора, бывшего конгресмена, сенатора и вице-президента США? Его книга «Атака на разум» пересыпана такими фразами, как «кризис демократии» и «демократия в опасности». А заключение своей книги он назвал еще радикальнее: «Возрождение демократии». Это можно трактовать как констатацию смерти американской демократии в последние годы. Термин «возрождение» применяется только по отношению к чему-то, что уже погибло.

Теперь привет от Олдоса Хаксли: постоянное расширение употребления американцами таких таблеток, как прозак, риталин и других подобных «таблеток счастья». Да, конечно, они выписываются только врачами и продаются только по рецептам – прозак для подьема уровня… самооценки, а риталин для повышения… внимания! Здесь не может быть четких критериев, которыми должен руководствоваться врач. Ему легче выписать рецепт, чем отказать больному. Чувство самооценки зависит от уровня серотонина в крови, этого естественного наркотика. Риталин также является одним из видов наркотических веществ. Я не склонен, конечно, так сильно драматизировать этот вопрос, как Ф. Фукуяма:

«Практически весь прогресс человека явился побочным следствием того факта, что людей никогда не устраивает полученное ими признание и добиться его люди могут только борьбой и трудом. Иными словами, статус должен быть заработан, что королем или принцем, что вашим кузеном Мелом, который стремится подняться по карьерной лестнице до уровня десятника в цеху… Но вот выходит на сцену американская лекарственная промышленность, и она с помощью таких лекарств, как золофт и прозак, предлагает самооценку флаконами – просто путем подъема серотонина в мозгу» (См. Fukuyama F.  Our Posthuman Future. 2002. Ч. 1, гл.3). 

Есть масса других версий прогресса человечества, и«жажда признания – только одна из них. Но с чем можно согласиться безусловно, так это с огромной важностью для экономики существования таких людей, которые стремятся делать карьеру (наемные работники) и побеждать в конкуренции (предприниматели). Не все из них руководствуются жаждой признания, связанной с уровнем серотонина, но распространение подобных наркотических способов счастья грозит серьезными последствиями для нашего образа жизни, основанного на стремлениях работника и бизнесмена.

А потребительско-сырьевая проблема человечества? Развитые страны обеспечивают высокий уровень жизни своим народам за счет поглощения ресурсов Земли в таком масштабе, который невозможен для обеспечения таким уровнем жизни всего человечества. Бедные страны стремятся приблизиться к уровню жизни богатых. Но всем известно, что это невозможно: все разведанные полезные ископаемые нашей планеты, даже будучи добытыми, не покроют и 10  % необходимого для этого объема ресурсов. Я называю это основной социальной проблемой современного человечества. В третьей части книги будет дана разгадка этой глобальной головоломки.

Примерно перед вызовом такого же масштаба стоял Кейнс в 1920-х гг. Классовая борьба пролетариата разрушила механизм восстановления рыночной экономики. Зарплата потеряла способность к снижению. Капитализм не мог функционировать дальше. В то же время отказываться от рынка и переходить на всеобъемлющий план, как предлагали коммунисты, Америке и Европе не захотелось. Задача казалась неразрешимой.

События первой четверти ХХ века «похоронили» Адама Смита и породили Кейнса. Окончательно этот факт подтвердила Великая депрессия 1929 г. Народы убедились в несправедливости «чистого капитализма»: Laissez Faire. Эти события убедили многих в необходимости кардинального реформирования классического капитализма. Два народа, наиболее склонные к идеализму, максимализму и мессианству, избрали радикальный путь: отбросили политическую систему буржуазной демократии и национализировали основные корпорации в экономике. Первая мировая война убедила в этом русских, а Великая депрессия – немцев. Царское правительство России Кейнс назвал «самым жестоким, самым коррумпированным и самым неэффективным правительством из всех, именующих себя цивилизованными. Оно предпочло “подпитываться” человеческими телами скорее, чем мозгами» (См. Keynes J. Russia, Manchester Guardian Commercial. 1922. 6 July). 

Два народа, стонавших весь XIX век от изживших себя монархических режимов и чистого капитализма, выплеснули с водой ребенка – буржуазную демократию с ее системой разделения властей. И это не их вина, так как с ней они были почти не знакомы. И в это время правящие в них элиты допустили крайнюю степень дифференциации доходов: обнищание широких слоев на фоне роскошной жизни верхов. Такие страны как США, Англия и Франция до Первой мировой войны демократию допускали в большей мере, а неравенство – в меньшей. Поэтому они смогли отделить экономику от политики и постепенно реформировать капитализм без крайностей большевизма и нацизма. Но было бы неверным сказать, что только по внутренним причинам им это удалось.

Неизвестно, стали бы демократические народы эволюционировать в гуманизированный капитализм, если бы не два крайних революционных эксперимента: в СССР и Германии. Правящие элиты демократических государств пошли на социализацию капитализма только для предотвращения распространения подобных экспериментов на их страны. Они могли лишиться всего, и положение правящих элит демократических государств в рассматриваемый нами межвоенный 20-летний период было очень неустойчиво.

Да это и понятно: революция 1917 г. совершилась в самой крупной стране христианского мира! Население Российской империи в 1910-х гг. было почти в два раза больше, чем в США, и в 4 раза больше, чем в Великобритании. Эхом русской революции стала революция в Германии (65 млн человек), и с 1918 г. процесс революционной социальной трансформации охватил поэтому уже более 230 млн. человек, что составляло на тот момент больше половины населения всех стран христианского мира, Северной Америки и Европы! Уже на рубеже 1920-х гг. в Западной Европе утвердился 8-часовой рабочий день, который явился страховой премией за отказ западноевропейских рабочих (прежде всего их социал-демократических лидеров) последовать примеру русских большевиков. В дальнейшем трудящиеся капиталистических стран добивались крупных социальных завоеваний даже после того, как их революционные действия заканчивались поражениями. Неслучайно премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль на Тегеранской встрече в 1943 г., предлагая на обеде тост за здоровье Рузвельта, представил его «как человека, который... несомненно предотвратил революцию в Соединенных Штатах благодаря своей политике “нового курса”, улучшившей положение слабых и беспомощных» (См. Sherwood R. Roosevelt and Hopkins: An Intimate History. 2008. Ч. 4, гл. 30).

В смертельной опасности, которая угрожала в 1920-е гг. капитализму, отдавали себе отчет наиболее серьезные и проницательные политики капиталистического мира. В 1919 г. британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж для Парижской мирной конференции подготовил документ, названный Меморандумом Фонтенбло (датирован 25 марта). Этот документ, предназначенный для обсуждения с французским премьером Клемансо и президентом США Вильсоном, содержал также такие фразы (между прочим, написанные явно под влиянием Дж. М. Кейнса):

«Вся Европа насыщена духом революции. Глубокое чувство не только недовольства, но гнева и возмущения царит в рабочей среде против условий, существовавших до войны. От одного конца Европы до другого больше не удовлетворяет массы весь современный строй с его политическим, социальным и экономическим укладом» (См. Правда. 1989. 3 марта). 

После русской революции социалисты пришли к власти в трех основных странах Европы: Германии (1918 г.), Франции (1924 г.) и Великобритании (1924 г.). Даже в США, где социалисты имели меньшее влияние, эти годы прошли под знаком «красной угрозы». Страх был так силен, что США скатились к тоталитаризму: люди подвергались репрессиям не за действия, а за взгляды!

Летом 1918 г. за социалистические речи был осужден на 10 лет тюремного заключения Юджин Дебс, пять раз бывший кандидатом на пост президента США. Только после трех лет заключения он был помилован. 1 мая 1919 г. прошли массовые рабочие демонстрации. Демонстрация в Бостоне была разогнана полицией, 116 социалистов арестованы. Всего по стране незаконно (без ордеров на аресты и обыски) были арестованы тысячи человек, многие были избиты на допросах без доступа к адвокату. Волны забастовок сотрясали всю страну. Образовывались Советы рабочих депутатов, которые, как, например, в Сиэтле, принимали на себя руководство всеобщими забастовками. В 1920 г. из нижней палаты Законодательного собрания штата Нью-Йорк 140 голосами против шести были исключены пятеро ЗАКОННО избранных социалистов по обвинению в том, что они избраны «на платформе, противоречащей интересам штата Нью-Йорк и Соединенных Штатов». В 1920 г. министр юстиции Палмер выступает с предупреждением о надвигающейся социалистической революции, которая якобы произойдет 1 мая 1920 г.

В дальнейшем будет показана гораздо более обоснованно и подробно роль русской революции в истории мира и лично Льва Троцкого в этой революции. Здесь же приведу один только простой факт. Русскую революцию освещали все газеты мира, в том числе и далекая от России «The New York Times». Если посмотреть номера этой газеты за три месяца после прихода к власти большевиков, то упоминаний о Троцком мы встретим в два раза больше, чем упоминаний о Ленине! Это означает, что в те месяцы в мире эта революция ассоциировалась с Троцким заметно больше, чем с Лениным.

Год за годом русский и немецкий эксперименты показывали блестящие экономические результаты. Большевики в рекордные сроки восстановили экономику после двух войн: Первой мировой и своей гражданской. Нацисты раньше других стран ликвидировали последствия Великой депрессии. Далее я не буду касаться немецкого эксперимента по двум причинам:

1) его международное влияние в силу разных обстоятельств было заметно меньше советского;
) он не мог повлиять на формирование теории Кейнса, так как начался на 10 лет позже советского и тогда, когда Кейнс уже сформировал основное ядро своей теории.

А ведь именно взгляды Кейнса считаются первоосновой реформирования элитами Европы и Америки социально-экономических систем в своих странах.

…Угадай, читатель, Ленин или Троцкий произнес такие слова:

«Спасаясь бегством, менялы покинули храм нашей цивилизации. Теперь мы можем вернуть этот храм к древним истинам. Мерой этого возвращения служит степень нашего обращения к общественным ценностям, более благородным, нежели простая денежная прибыль».

Эти откровенно социалистические лозунги, лишь поданные в евангелическом духе, произносил Франклин Рузвельт в своей первой инаугурационной речи в 1933 г.!

A вот фраза, будто взятая из позднего Маркса:

«Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо. Кроме того, необходимые меры социализации можно вводить постепенно, не ломая установившихся традиций общества».

Это написал Кейнс. И написал не в какой-нибудь статье, а в своем самом главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег: Избранное. М., 2007) (книга 6, гл. 24). Кейнс расходился с коммунистами только в одном: в необходимости национализации экономики. «Не собственность на орудия производства существенна для государства», – писал он там же. Тех же результатов, доказывал Кейнс, можно достичь, оставляя фабрики и заводы в собственности у капиталистов.

За межвоенные 20 лет Кейнс был три раза в Советской России: в 1925, 1928 и 1936 гг. Уже по итогам первого (1925 г.) знакомства с СССР он пишет эссе «Беглый взгляд на Россию», в которой Советскую Россию 1920-х гг. называет «Лабораторией Жизни» (Кейнс написал эти слова с заглавных букв!). В Советской России, по мнению Кейнса, применяется «экспериментальная экономическая техника»:

«…в сердцевине Русского Коммунизма таится нечто, в определенной степени касающееся всего человечества.

…Именно здесь различные химические элементы связываются в новые комбинации; здесь же они издают неприятный запах и даже взрываются. Но кое-что в случае удачного исхода может и состояться. Более того, подобный исход всего проистекающего в России значимее того, что происходит (как нам говорят) в Соединенных Штатах Америки» (Keynes J. A Short View of Russia. London, 1925).

И закончил Кейнс свою статью весьма патетично:

«…И сегодня, когда дело сделано и ничего не возвратить, я хочу дать России шанс – помочь ей, а не препятствовать. Ибо насколько значимым было бы для меня, даже после всего случившегося – будь я русским, – вносить свой вклад в советскую, а не в царскую Россию! …я чувствовал бы, что мои глаза обращены вперед, на то, что еще только может случиться, а не назад; что из грубости и глупости старой России ничего не может выйти, но что под грубостью и глупостью новой России могут таиться крупицы идеала» (Там же).

В 1926 г. Кейнс пишет работу «Конец свободного рынка» (The End of Laissez-faire), в которой он приветствует экономическую политику Советской России, так как она «ставит альтруистические порывы человека на службу обществу… противоположна laissez-faire и ограничивает естественное право человека стать миллионером… я аплодирую всему этому». Он посещает второй раз Советскую Россию в 1928 г., в которой впервые в истории человечества начинается работа по созданию единого пятилетнего плана экономического развития. Кейнс оформляет свой новый взгляд на капитализм в двухтомном «Трактате о деньгах» в 1930 г. В нем уже просматриваются основные доказательства необходимости государственного регулирования рыночной экономики.

Кроме этого, Кейнс читал доклады в Москве в 1925 г. перед советскими экономистами, работающими в государственных органах макроэкономического регулирования. Один из таких докладов состоялся 14 сентября 1925 г., и после него Кейнс отвечал на вопросы, выступал с заключительным словом. С тех пор стенограмма этого заседания хранилась в архивах и лишь в конце ХХ века была опубликована впервые!

Критические комментарии и вопросы советских экономистов наталкивали Кейнса на признание необходимости кардинального реформирования капитализма. Один из советских обозревателей писал: «Отвечая на вопросы, проф. Кейнс указал, что он не является защитником капиталистической системы в ее современной форме и считает, что возможен ряд мер к ее улучшению; существующий общественный строй должен быть перестроен на иных, более идеальных началах».

А сам Кейнс утверждал в докладе:

«… Поэтому я направляю все свои мысли и внимание на развитие новых путей и новых мыслей для осуществления перехода от экономической анархии частного капитализма, которая характерна в настоящее время для Западной Европы, к режиму, который будет иметь специальной целью контролирование и направление экономических сил в интересах социальной справедливости и социальной устойчивости. Я все еще преисполнен достаточным оптимизмом, чтобы верить, что завершение этого перелома может составить истинный узел нового либерализма» (См. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег). 

Все коммунисты, начиная с Маркса, доказывали нежизнеспособность капитализма. Гений Кейнса заключался в том, что он нашел в себе мужество признать правоту коммунистов и необходимость кардинальной трансформации капитализма. Единственное, что разделяло Кейнса и коммунистов, было представление о способах этой трансформации. Коммунисты считали, что ее можно произвести лишь при политической революции, при взятии власти пролетариатом. Кейнс же надеялся провести реформы без социалистической революции в Европе и Америке, то есть эволюционным способом. В поисках этого способа Кейнс приглядывался к практике макроэкономического регулирования советской рыночной экономики 1920-х гг. Именно об этом он сказал в своем ответном слове после дискуссии с советскими экономистами:

«… В своем ответном слове проф. Кейнс указал, что он приехал сюда учиться…»  (Там же. С. 939).

 подвигла американский народ на смену традиционного либерализма (Герберт Гувер) рыночным социализмом (Франклин Рузвельт). Вслед за США это произошло и в других развитых странах.

С одной стороны, практика экономического регулирования, применяемая в условиях нэпа в Советской России, вместе со смертельным приговором капитализму марксистских экономистов повлияла на выработку теории Кейнса. Кейнс придумал, как совместить социалистическую жесткость зарплаты с рынком: отказаться от золотого стандарта, необеспеченные деньги позволят снижать реальную зарплату инфляцией, обманывая профсоюзы стабильной номинальной зарплатой. С другой стороны, русская революция подготовила элиты Европы и Америки к принятию этой теории в качестве меры спасения капитализма. Я удивляюсь, почему 7 ноября не стало государственным праздником в Соединенных Штатах, Великобритании и Франции? :)

Шумпетер, еще один великий экономист ХХ века, считал русскую революцию «фактором, определившим социальную и политическую историю современности» (Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. Гл. 27, параграф 3). Шумпетер, как и Кейнс, испытал значительное влияние Советской России на свои экономические исследования. Свою концепцию экономического роста он основывал на теории длинных волн советского экономиста Н. Д. Кондратьева. Так с Шумпетера и повелось в экономической науке считать Кондратьева первооткрывателем «длинных циклов». Однако это еще один из многих устоявшихся мифов, которые опровергаются в его книге. Кондратьев впервые пришел к этой идее, работая над книгой «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны», которую он завершил, по его же словам, лишь осенью 1921 г. Однако за полгода до этого Троцкий завершил свое исследование мировой экономики на основе экономической статистики предшествующих 140 лет. И в июне 1921 г. он выступил с обстоятельным докладом о результатах своего анализа. В нем он действительно впервые выдвинул концепцию долгосрочных экономических циклов капиталистической экономики. Шумпетер этого не знал, но хорошо знал Кондратьев. Более того, Троцкий с Кондратьевым дискутировали по вопросам мировой капиталистической экономики и этапов ее развития. Их концепции не были идентичными, но обе доказывали существование длинных экономических циклов мировой экономики. Кроме того, концепция Троцкого была выдвинута все-таки раньше.

Сегодня Америка и Европа находятся на пороге следующей фазы длинного социально-экономического цикла. Она аналогична той, в которой жили, действовали и мыслили Троцкий и Кондратьев, анализируя современную им мировую экономику. При вползании развитых стран в следующую фазу развития актуальность этих и других экономических идей Троцкого будет все возрастать. Об этом и многом другом, не менее важном для нас сегодня, будет подробно рассказано в части III книги.


 

1.3. Почему Троцкий предвосхитил Кейнса, а советский НЭП – современную экономику США?

 
 
1891–1991, мистические сто лет: 
в 1891 году Троцкому исполнилось 12 лет, и он еще не предполагал тогда, что 
вместе с Лениным он совершит революцию в самой большой стране 
христианского мира, утвердит отличительный знак бойца Красной Армии 
и известный теперь во всем мире символ большевизма 
– «Красную звезду»; Красная Армия с этим символом 
под его руководством победит в тяжелейшей гражданской войне;
создаст СССР, страну, которая в ХХ веке станет сверхдержавой; 
эта страна вышлет его через 12 лет после революции и организует его убийство;
через несколько десятилетий вышедшего из тюрьмы 
его убийцу наградит Золотой звездой Героя, 
ставшей символом по его идее;
и после смерти убийцы СССР 
сможет просуществовать только 12 лет… 
до 1991 года…
 
Автор

Кто не видел знаменитого портрета Че Гевары с красной звездочкой на берете! Но мало кто знает, что пятиконечную Красную звезду утвердил как знак отличия солдата революции Лев Троцкий в июле 1918 г. при создании регулярной Красной Армии. В отличие от этой дизайнерской идеи, о его не менее ярких экономических прозрениях почти никто не знает.

Дело в том, что большевики не только эмпирически предвосхитили Кейнса и Рузвельта, но и современную практику макроэкономического регулирования США и других развитых стран. Большевики тогда столкнулись с такими проблемами и с такой структурой экономики, к которым постепенно приходят экономики современных стран Северной Америки и Европы!

Первая мировая война нанесла урон не только России. Но, пожалуй, к началу 1920-х гг. с Россией по степени разоренности могла сравниться только Германия. При международной помощи к 1927 г. физический объем промышленной продукции Германии достиг 106 % от уровня 1913 г. Аналогичный показатель в Советской России, лишенной возможности пользоваться крупными иностранными капиталами, составляет 120 %!

Провал экономической политики большевиков по управлению рыночной экономикой, выразившийся в срыве нэпа, слишком очевиден. Сначала успех, затем провал. Где грань? Где Успех стал переходить в Провал? Вывод из моего многолетнего исследования: политические события 1924–1925 гг. Именно тогда начали закладываться механизмы, сорвавшие четырьмя годами позже рыночные отношения между государственным промышленно-транспортным и частнохозяйственным сектором деревни.

Но эта грань отделяет и Троцкого-вождя от Троцкого-оппозиционера. Именно с 1924 г. Троцкий начал переходить в открытую оппозицию к тогдашним лидерам партийного большинства. Случайное совпадение? Только на первый взгляд. При более близком знакомстве с документами дискуссии тех лет выясняется, что сердцевиной партийных разногласий является экономика и ее проблемы, несмотря на то, что сталинцы хотели представить это как борьбу за власть.

Что представляла собой «новая экономическая политика» – нэп?

Две главные отрасли экономики того времени – индустрия и сельское хозяйство – представляли собой два почти противоположных типа с точки зрения конкуренции:

1) масса мелких, конкурирующих между собой сельхозпроизводителей;
2) крупная промышленность и транспорт, принадлежащие одному собственнику – государству.

Мелкая частная промышленность с каждым годом теряла свое влияние и не составляла существенной конкуренции госсектору.

Итак, высококонкурентное сельское хозяйство и низкоконкурентная промышленность и транспорт. Крайне несбалансированная структура.

В соответствии с концепцией технологических волн Э. Тоффлера (сельскохозяйственная, индустриальная, информационная) сегодня можно первые две отрасли объединить под названием «материальное производство». Сейчас в США в сфере услуг и других отраслях нематериального производства работают ¾ всех занятых. Современная структура экономики Северной Америки и Европы представляет собой:

1) дотационный аграрный сектор, крупные корпорации в индустрии, транспорте и финансах, которые после 2008 г. становятся все более зависимыми от государства;
2) высококонкурентный информационный сектор и сектор услуг с массой мелких и средних экономических агентов.

Такая структура в условиях сильной дифференциации доходов очень похожа на экономику России времен нэпа, как бы это ни казалось невероятным на первый взгляд.

Посмотрим на структуру собственности в такой ключевой для современной цивилизации отрасли, как нефтяная. Более 80 % мировых запасов нефти контролируется правительствами либо подконтрольными им национальными компаниями, т. е., по сути, находятся в государственной собственности (Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М., 2013. Гл. 38, С. 855). Нефтяная мировая экономика XXI века копирует структуру советского нэпа 1920-х гг.!

Каким должно быть макроэкономическое регулирование при этом? Каково оптимальное сочетание планирования и конкурентной свободы? Какова оптимальная структура экономики? Как эффективно предотвращать кризисы? Как достигать сбалансированности бюджета, торгового и платежного балансов?

Такие вопросы стоят сейчас. Такие вопросы ставили и решали в 1920-х гг. большевики и, прежде всего, Лев Троцкий.

Всем известен экономический успех современного Китая, который за 30 лет превратился из бедной страны третьего мира в сверхдержаву XXI в. Но мало кто сознает, что экономическая платформа троцкистов 1920-х гг. Советской России и успешная экономическая политика Китая последних десятилетий ХХ века совпадают в своих главных аспектах. Нашлась мудрая страна, которая в аналогичной ситуации применила экономические предложения Троцкого. Отец китайского экономического чуда Дэн Сяопин учился в Москве в 1926 г. Тогда борьба троцкистов со сталинско-бухаринской группой выражалась в дискуссиях по экономическим вопросам, альтернативам развития экономики. Идеи Троцкого тогда имели значительное влияние именно среди образованных слоев москвичей, в том числе студентов. Линия водораздела этих экономических дискуссий проходила по вопросу «изоляционизм – открытость»: Троцкий выступал за расширение внешнеэкономических связей, открытую рыночную экономику и встраивание ее в мировое разделение труда. Бухарин и Сталин противопоставляли этому концепцию национального социализма, самодостаточной, независимой от мирового рынка экономики. В конце 1970-х гг. именно Дэн Сяопин оказался тем лидером в Китае, который смог перевести китайскую экономику с маоистско-сталинского тупика изоляционизма на путь открытой экономики. По мнению многих именно это явилось главным фактором экономического успеха современного Китая.

Но есть и еще одна причина того, что значительное место в этой книге уделено именно Троцкому. Значительное влияние классовой борьбы на становление современной экономики Америки и Европы мной уже обозначено. А русская революция 1917 г. оказалась самой яркой звездой, вспыхнувшей на небе этой борьбы. Без Ленина с Троцким такой революции могло вообще не быть. Но Ленин был выбит из полноценной политической жизни уже через пять лет после нее, не оставив целостной концепции развития одинокой революционной страны.

Троцкий все последующие годы твердо боролся с укреплявшимся сталинизмом. Он предложил внятную политико-экономическую альтернативу ему, что будет показано в последующих частях книги. Кроме того, на примере личности Троцкого хорошо видна пагубность игнорирования некоторых этических норм, вытекающих из универсальных законов. Применение универсальных законов позволит разгадать загадку превращения человека высокого интеллекта из генератора новых прорывных идей в творческого импотента к концу своей жизни. Также будет раскрыт механизм превращения человека, лично глубоко порядочного и честного, горячо и искренне стремящегося к социальной справедливости и терпимости к инакомыслию, в пособника установления диктатуры на начальном ее этапе. Ленин не смог прожить достаточно долго, чтобы на его примере можно было это показать. Из тех, у кого, как у Троцкого, продолжительная часть жизни прошла в послереволюционный период, ни один не может сравниться с ним ни по уровню интеллекта, ни по горячему чувству социальной справедливости или личным качествам, а точнее – по совмещению этих свойств в одном человеке. Эти буквы, которые ты, мой читатель, сейчас видишь, наиболее черны и хорошо видны только на белом фоне...

Сталин и Гитлер обладали некоторыми прекрасными качествами как личности. Оба искренне и горячо желали процветания и счастья своим народам. Но оба положили свои народы под колесо насилия и войны. Под их руководством их же народы понесли самые страшные жертвы за всю свою историю. Как такое случилось? Почему случилось такое огромное различие искренних желаний лидеров и результатов их работы?

Этот анализ очень актуален. Сегодня мы видим столько лидеров с прекрасными душевными качествами и искренним стремлением служить народу!..

В последние десятилетия и Голливуд, и порой европейский кинематограф производит все больше такой кинопродукции, которая воспевает «благородного» героя, действующего порой безнравственными, незаконными методами, но ради справедливых целей. Режиссеры добиваются в таких фильмах эффекта сопережевания, а часто и симпатии зрителей к этим героям. Но именно это является примером отличия демократии с верховенством закона от диктатуры. С одной стороны, сдвиг ментальной парадигмы американцев, и не только их, в сторону от формальной законности к «революционной целесообразности» стимулирует режиссеров на производство соответствующих фильмов. В свою очередь, действует и обратная связь, когда фильмы еще более усиливают своим воздействием распространение этой новой парадигмы. Люди привыкают к мысли, что во имя благих целей допустимо нарушать закон. Не потому ли американцы не вышли с протестом на улицы, когда узнали о многочисленных нарушениях закона своим правительством, обоснованных борьбой с терроризмом?

Вновь процитирую известного политического деятеля Ала Гора:

«Как мы теперь знаем, исполнительная власть прослушивала телефоны огромного числа американских граждан. Она бесстыдно заявила, что только ей принадлежит право делать это и впредь, несмотря на принятый Конгрессом закон, запрещающий подобные неконституционные действия» (См. Gore Al. The Assault on Reason. 2007. Гл. 5). 

Правительство захватывает все больший контроль, а свободолюбивые американцы равнодушны. Боюсь, настают времена, для понимания которых знание русской истории ХХ века становится крайне необходимым...

 
 
Автор: Михаил Борисович Диченко  mdichenko@yandex.ru


Книгу можно скачать в электронном виде. Или приобрести в традиционно бумажном издании.
 
В электронном за 149 руб.:
 
http://www.litres.ru/mihail-dichenko/sovremennaya-demokratiya-i-alternativa-trockogo-ot-krizisa-k-garmonii/
 
http://napisanoperom.ru/book/136453
 
В бумажном за 750 руб.:
 
http://www.ozon.ru/context/detail/id/136042363/
 
http://my-shop.ru/shop/books/2320864.html?partner=04620

 
 
Обсудить на форуме
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
Яндекс цитирования