Новости истории

31.10.2017
В этот день, 31 октября 1892 г., ровно 125 лет назад, вышло первое книжное издание "Приключений Шерлока Холмса" А. Конан Дойла.

подробнее...

31.10.2017
Нос неандертальцев был похож по своему устройству на нос современных чукчей и эскимосов, приспособленный для максимально быстрого и экономичного разогрева вдыхаемого воздуха.

подробнее...

31.10.2017
На лондонскую Большую пагоду в ричмондских садах Кью вернут драконов, а также восстановят ее былое великолепие. Реставрационные работы продлятся до 2018 г.

подробнее...

Символика цвета в китайской архитектуре и градостроительстве

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. В астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

 

Роль цвета чрезвычайно велика в жизни каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, архитектуре и градостроительстве, современной технике передачи информации и т.д. В быту и профессиональной деятельности цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия и образуют условные системы.

 

Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. Цветовое окружение здесь определяется географическим положением региона, а это, в свою очередь, формирует цветовые предпочтения людей.

 

Например, в Китае и Индии символика цветов была строго регламентирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.

 
 


Теоретические основы символики цвета в Китае

 
 

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

 

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, она возникла в те времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски (Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. – М., 1984). С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.

 

Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету (Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета / В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко // Вестник МГУ. - Сер 14. - 1988. - №3). Однако на Востоке цвету продолжают придавать своеобразный, почти философский смысл.

 

Древнекитайская философско-эпическая цветовая символика логически связаны с традиционной китайской пентоструктурой мироздания, в которой пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода) находятся в связи с целым рядом явлений природы и общества. В этой системе цветовые символы сортированы по сторонам света, а основной символ помещается в центре.

 
 

Традиционная китайская пентоструктура мироздания

 

Традиционная китайская пентоструктура мироздания

 
 

Зеленый цвет – это дерево, восток, весна, Юпитер, дракон, подданные, нота Цзюэ, гибкое, кислое. Красный – огонь, юг, лето, марс, феникс, правосудие, нота Шак, горячее, поднимающиеся вверх, горькое. Желтый – земное, центр, времена года, Сатурн, государство, нота Чжи, плодоносящие, сладкое. Белый – металл, запад, осень, Венера, тигр, правитель, нота Гук, изменяемое, острое. Черный – вода, север, зима, Меркурий, черепаха, смута, нота Юй, текущее вниз, мокрое, соленое.

 

Знаковость символического цвета проявляется во многих китайских народных обычаях. Например, красный ­­− цвет юга − символ радости − фигурирует время празднования Нового года, свадеб и на других торжествах.

 
 

Убранство в красных тонах в честь китайского Нового года

 


Убранство в красных тонах в честь китайского Нового года

 
 

Тем не менее, В.В. Немыкин отмечает важную деталь в этом вопросе, а именно: «Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну» (Немыкин В.В. Символика цвета // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 / 2010).

 

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

 
 

Флаг Китая

 


Флаг Китая

 
 

В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. Отметим, что в старину белый траур использовался и у славян. По своей природе белый цвет как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге − со смертью (Самарина Л. В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) // Этнографическое обозрение. – 1992. – № 2. – С. 153). Однако белый цвет может получать и противоположное значение. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

 
 

Китайская похороннная процессия. Цвет траура – белый

 


Китайская похороннная процессия. Цвет траура – белый

 
 

В Книге Перемен (Книга Перемен − наследие древних китайцев, дошедшее до наших времен и не потерявшее своей актуальности. С ее помощью пытались найти ответы представители самых разных социальных групп, от монархов до простолюдинов, причем не только в самом Китае, но и во многих других странах) чёрный цвет считается цветом Небес. Выражение «Небеса и Земля таинственного чёрного цвета» уходит корнями в древние верования, для которых цвет неба был загадочным чёрным цветом. Они верили, что Тянь Ди (Небесный император) пребывает на Северной звезде. Потому для древних китайцев чёрный цвет был царём всех цветов. В Древнем Китае изображение Тайцзы чёрного и белого цвета означало единство Инь и Ян.

 

Однако в культуре других стран черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

 

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест − чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».

 
 

Монгольские ламы в традиционной одежде

 


Монгольские ламы в традиционной одежде

 
 

Сине-зелёный (бирюзовый) цвет символизирует в китайской культуре весну, − время, когда всё наполнено силой и жизненной энергией. Во времена, предшествовавшие царству Цинь (221-210 до н. э.), отмечается тенденция к разделению цветов. Для поддержания обряда церемоний династии Чжоу (1027-249 до н. э.), Конфуций дал жёлтому, сине-зелёному, белому, красному и чёрному цветам определение «образцовые высшие цвета». Он соотносил пять цветов с доброжелательностью, добродетелью, любезностью и ввёл их в обряд официальных церемоний. Однако, синий цвет считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

 
 

Памятник Конфуцию на территории Китайского делового центра в Москве

 


Памятник Конфуцию на территории Китайского делового центра в Москве

 
 
 

Использование цвета и его роль в архитектуре и градостроительстве китайской цивилизации

 
 

Важно отметить, что символизм цвета пронизывают китайскую традицию. В устройстве городов, стен и на картинах использовалась широкая цветовая гамма. К примеру, после династии Мин (1368-1644 г. н. э.) исключительно члены рода близкого императору имели право жить в домах с красными стенами и крышами, покрытыми жёлтой черепицей. Дома простых людей должны были строиться из голубого кирпича с крышами из голубой черепицы. Однако цвета балок и колонн были очень разнообразны. Большое число зданий было окрашено в белый цвет и имело чёрную черепицу.

 

В китайской традиции культура использования цвета также очень богата. Жёлтый цвет имели право использовать только императоры. Императорские дворцы, алтари, храмы часто были окрашены в жёлтый цвет. Жёлтый цвет также олицетворял свободу от людских забот и тревог. Этот цвет также был предпочтителен в буддизме. Одежды монахов и храмы окрашены в жёлтые цвета.

 

Что касается красного цвета, то китайцы раньше его очень любили. И по сей день при встрече Нового года, на празднествах, собраниях люди обязательно используют красный цвет. Однако, после захвата власти компартией, особенно после мрачных времён «Культурной революции» красный цвет стал ассоциироваться с цветом крови, насилия, жестокости и опасности. Следовательно сократилось и его использование.

 

В средневековом Китае постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

 
 

Типичная китайская пагода

 


Типичная китайская пагода

 
 

После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг – знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непрерывном движении природных стихий.

 
 

Храм неба в Пекине

 


Храм неба в Пекине

 
 

В пагодах помещались статуи и рельефы – изображения божества. Образы Будды, его учеников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека – мудреца в его величии и спокойствии.

 

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны.

 

Они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, − это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации. В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.

 

Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

 

Другая особенность китайского древнего зодчества − это эффект, дающий целостную композицию, т. е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

 

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

 

Однако сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично.

 

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, которая придает им специфическую декоративность. Например, крыши домов делаются не ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились на гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

 

Безусловно, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы − красным цветом, комнаты устилались белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз. По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы − темно-кофейным цветом.

 

К XIV-XV векам окончательно складываются приемы планировки городов и отдельных дворцовых, храмовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноническими.

 

При планировке китайских сооружений большое значение имело правило «фэн-шуй», согласно которому здания располагались в определённом порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось ставить здания по северо-южной оси с обращением главного фасада на юг.

 

Древние китайские города строились по определенному, заранее продуманному плану. По преимуществу планировка городов была квадратной или прямоугольной. Внутренняя структура города решалась обычно по традиционной схеме. Господствующая верхушка феодалов строила свои дома в наиболее благоприятной по своим природным условиям части города.

 

В центре, в запретной части города, располагался дворец императора и административные здания. За пределами запретного города находился собственно город. Жилища простого народа размещались на периферии его, преимущественно с западной и восточной сторон, где на перекрестках больших магистралей находились городские рынки. Низкие и небольшие по своим размерам обычные жилища были лишены элементарных удобств и мало чем отличались от деревенских. Беднейшее население ютилось в глинобитных жалких хибарках.

 

К числу сохранившихся до нашего времени своеобразных сооружений Китая XVII – XIX вв. относятся также почётные ворота – пай-лоу, свободно стоящие на улицах городов и селений, а также украшающие священные места, такие, как храмы или погребения. В Китае они обычно рассматриваются как памятники мемориального характера, на что указывают надписи, расположенные вверху ворот.

 
 

Ворота пай-лоу в парке Чжуншань в Пекине

 


Ворота пай-лоу в парке Чжуншань в Пекине

 
 

Ворота пай-лоу являются наиболее характерным видом традиционной китайской архитектуры. Встречаются деревянные и каменные пай-лоу, имеющие 3 и 5 пролетов.

 

Дворцовая архитектура Китая конца XVII − начала XIX веков, по существу, продолжает развивать столь блестяще решенную в эпоху династии Мин проблему крупных садово-парковых ансамблей. Однако зодчие цинского периода заметно отступили от той величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые характеризуют архитектуру XV-XVI вв. Стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от общего монументального характера сооружений предшествующего времени и постепенно привели к утрате цельности архитектурного образа.

 

Зодчеств периода династии Цин, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в XIX веке к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, XVIII веке явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.

 

Безусловен тот факт, что китайцы умеют возводить постройки, которые поражают воображение своей монументальностью и масштабами. Это относится и к сооружениям, которые возводились в древние века. Храм Неба – одна из таких построек. Китайская архитектура, сама по себе, является сложнейшей с точки зрения инженерного решения. Небесный Алтарь, он же Храм Неба, несмотря на кажущуюся простоту, не исключение. Строители и архитекторы воплотили здесь свои самые смелые желания – по-другому, попросту, не могло и быть. Китайцы в совершенстве освоили технологии производства особого вида черепичного материала, покрытого слоем глазури. Во многих постройках, например, превалирует жёлтый цвет. Это цвет Императора, который символизирует его мощь, силу духа и богоизбранность. Однако, при строительстве Храма Неба основным цветом, как и следует, выбран был синий, а именно, голубая гамма. Стена Эхо, верхняя часть Хуанцюнъян и Циняньдянь покрыты черепицей именно этого цвета, чтобы напоминать, лишний раз, о единстве власти императора, Неба и их Великой связи. В 1998-ом годом памятник архитектуры попал в реестр Памятников мирового наследия, а ЮНЕСКО обозначило его, «как один из известнейших Храмов в мире, крупнейший комплекс древней архитектуры, символизирующий особенное значение китайской культуры в рамках мировой цивилизации».

 
 

Стена Эхо в Храме Неба

 


Стена Эхо в Храме Неба

 
 

Современная архитектура Китая − это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества. Знакомство с современной архитектурой Китая для туриста начинается сразу по прилету в Китай – в аэропорту. Например, в аэропорту Пекина новые гигантские терминалы 2 и 3 с высоты птичьего полета напоминают по форме плавно изогнутую волну и чешуйчатый хвост красного дракона. Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион «Птичье гнездо», Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион «Водный куб» и др. Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, каждый из которых неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

 
 

Стадион «Птичье гнездо». Пекин

 


Стадион «Птичье гнездо». Пекин

 
 
 

* * *

 
 

В заключении считаем необходимым подчеркнуть, что древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

 

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним, – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций (Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. – М., 1987. - С. 225).

 

Последние зависят от культурных традиций и опыта. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.

 
 

Автор: Таранцов В.

 
 

Обсудить статью на форуме

 
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования