Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Сады и парки

Зарождение садово-паркового искусства у греков относится к глубокой древности. О садах упоминается в мифах и гомеровском эпосе (сады Гаслерид, сад Алкиноя). Уже в эту отдаленную пору греческой культуры зодчие умели выбрать особенно живописные места для сооружения своих храмов и святилищ. 
Значительное влияние на развитие садово-паркового искусства греков оказали два типа святилищ с их священными рощами — нимфеи и герооны. Зачатки греческого садово-паркового искусства, по-видимому, относятся к X—VIII векам до н. э. Важные данные мы находим в «Одиссее» в описании сада Алкиноя (Одиссея, VII, 110-135): 
 
Был за широким двором четырехдесятинный богатый 
Сад, обведенный отвсюду высокой оградой; росло там 
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных, 
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами, обильных, 
Также и сладких смоковниц и маслин роскошно цветущих 
Там разведен был и сад виноградный богатый;... 
Саду границей служили красивые гряды, с которых 
Овощь и вкусная зелень весь год собирались обильно. 
Два там источника были; один обтекал извиваясь 
Сад, a другой перед самым порогом царева жилища 
Светлой струею бежал, и граждане в нем черпали воду. 
Так изобильно богами был дом одарен Алкиноев. 
 
Сад Алкиноя в основном — только хозяйственный сад, там еще не было характерных черт парка для отдыха. 
В описании грота нимфы (Калипсо на острове Огигии (Одиссея, V, 55-75) мы находим характерные черты греческих священных рощ-нимфеев. 
Обитель нимфы на острове Огигии — это создание самой природы, не тронутой рукой человека. Но в самом выборе этого места уже заложены черты позднейших парков классической эпохи. Это — тенистые аллеи, живописные гроты, прозрачные и студеные источники, благоухающие цветы и деревья, оживленные пестрыми поющими птицами, кущи дерев. С природой в греческих парках, как правило, сочетаются в неразрывном единстве и малые архитектурные формы. Их происхождение связано с архитектурными элементами нимфеев — алтарем, водоемом или фонтанным зданием. 
В одной из песен «Одиссеи» (XVII, 204-211) мы находим описание нимфея, украшенного рукою зодчего, с вкрапленным в природное окружение святилищем, алтарем и водоемом: 
 
...Тихо идя каменистой, негладкой тропой, напоследок 
К городу близко они подошли. Находился там светлый. 
Ключ: камнем обложен он был и брали там граждане воду 
В старое время. Итак, Нерион и Поликтор прекрасный 
Создали там водоем, был окружен он рощею темных 
Ольх, над водою растущих; и падал студеной струею 
Ключ в водоем со скалы, на вершине которой воздвигнут 
Нимфам алтарь был; всегда приносили там путники жертву... 
 
В этом древнейшем нимфее мы уже находим сочетание малых архитектурных форм (алтарь и водоем) с созданным самой природой фоном — скалой и зеленью у ее подошвы. Сочетание природы и малой архитектуры (алтаря, фонтанного здания и водоема) позднее становится обычным в греческих парках. 
Нет сомнения, что такое сочетание впервые возникло у греков именно в связи с нимфеями, а также и с другими святилищами. 
«В своем описании элидского гимнасия Павсаний (VI, 23, 1) особо отмечает, что платаны за стеной гимнасия росли в разных направлениях, т. е. образовывали аллеи по определенному плану. 
Значительную роль в развитии садово-паркового искусства греков сыграла культура цветоводства и хозяйственного сада, унаследованная от эгейской культуры.
Особенно содействовал развитию цветоводства и озеленению домов культ Афродиты и Адониса, перенесенный в Грецию с Востока еще в VI веке до н. э. Уже в конце V века до н. э. появились руководства по цветоводству и садовому делу. Древнейшее садовое искусство еще не имело задач создания парков общественного пользования. Оно являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. 
Другим видом святилищ, оказавших большое влияние на композицию и формы греческих парков для отдыха, были герооны — места культа героев. 
Почти каждый греческий город имел святилища, где почитались герои и находились почетные гробницы предков — основателей города. Обычно они были окружены деревьями: древними дубами, оливами, кипарисами, тисами, платанами и др. 
Для древесных насаждений в святилищах выбирались особенно красивые, декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платаны, черный тополь, кипарисы, ольха, мирты и лавры, или необычные для Греции — пальма (святилище Аполлона на Делосе, — Одиссея, VI, 160-170). Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями. 
С культом героев в Греции часто были связаны игры (агоны), и места, где они происходили, также озеленялись. Там греки ставили скульптурные изображения победителей на агонах. Отсюда возникли традиции украшать парки для отдыха скульптурами атлетов. 
У мест агонов, возле героонов, возникали специальные здания — гимнасии, предназначенные для подготовки атлетов к состязаниям. 
Так, в Афинах еще в VI веке до н. э. возник гимнасий у героона одного из аттических героев Академа (Академия), в честь которого ежегодно совершались соревнования. В дальнейшем гимнасии Академа становится знаменитой школой — академией, где преподавал в IV веке до н. э. Платон. Аристофан описывает Академию как богатый парк с тисами, тополями, платанами и вязами. 
Позже вокруг героона Академа возникают и другие святилища, в том числе посвященное Афине и украшенное 12 священными оливами. 
Несмотря на немногочисленность и фрагментарность дошедших до нас сведений о садах у домов базилевсов, о древнейших священных рощах у нимфеев и героонов, можно с уверенностью сказать, что в X—VI веках до н. э. сложился тип священной рощи в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. 
В композицию зеленых насаждений святилищ были, как правило, включены алтари, храмы, гробницы героев, гроты, водоемы, фонтаны и скульптуры атлетов. Священные деревья окружались полукольцом каменных стен, образующих вокруг них род теменоса. Священные гробницы были окружены различными цветами и деревьями, так же как и места соревнований атлетов. 
В древнейшую эпоху священный парк составляет неразрывное единство с храмом и алтарем божества. Общественный парк возникает только позднее, в конце первой трети V века до н. э.