Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Русские традиции исследования культуры

Интерес к истории культуры в России стал особенно заметным с середины XIX в. и определялся ростом национального самосознания, идейной полемикой представителей разных направлений общественной мысли. Для лучшего понимания можно выделить несколько разных групп ученых и деятелей культуры, каждая из которых внесла свой существенный вклад в разработку общих проблем культуры. Особенностью всех работ русских ученых в области культуры является то, что они рассматривают не только общие вопросы культуры, но и обращаются к животрепещущим проблемам отечественной культуры, к сравнительному анализу зарубежной и русской культуры.
Русские традиции анализа культуры - это прежде всего традиции гуманизма и просветительства.
Значительное влияние на развитие культурологических концепций в России оказала полемика двух направлений русской общественной мысли, сложившихся в 30-40-е годы XIX в. - западничества и славянофильства. Западничество проповедовало идею национального самоотречения и утверждения единого пути мировой культуры и цивилизации, славянофильство - апологию русской национальной самобытности и исключительности. Их противоборство продемонстрировало актуальность культурологического осмысления мировой, европейской и российской действительности.
Огромное воздействие на всю духовную культуру конца XIX - начала XX в. оказали произведения великих русских писателей - Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, чье творчество отличали уважение к человеку и его жизни, резкая критика общественных порядков, поиски жизненного идеала.
По мнению Ф. М. Достоевского, добро и зло в обществе зависят не от культуры или особенностей государственного устройства, а от самой человеческой природы, и что любой человек способен вырваться из ограничивающих его социальных обстоятельств и волен сам определить свои нравственные позиции, а значит, и свои поступки. Ф. М. Достоевский вццвигает концепцию почвенничества, называя великой почвой России народ, который является народом-богоносцем. Только русский крестьянин сохранил христианский идеал всетерпимости и всечеловечности, поэтому он хранит христианство от наступающих на него алчности, нечеловечности буржуазных отношений. Вера в Христа обеспечит и вхождение России в европейскую культуру, даст россиянам нравственное и культурное преимущество перед Западом.
Л.Н.Толстой считал русскую культуру самостоятельной и самобытной в своей основе. Западная культура, по его мнению, находится на ложном пути, так как игнорирует интересы простого человека. Западная культура, по Толстому, - многовековая ложь, призванная искусно сдерживать зло, царящее в мире. Толстовство - это идея духовного самосовершенствования человека (вне официальной церкви и общества), воспитания самого себя в реальных христианских делах и поступках.
Уже к концу XIX в. в России на смену противостоянию славянофилов и западников постепенно приходит новое, хотя и несколько расплывчатое культурно-мировоззренческое понятие - "русская идея". Ее авторами были два выдающихся русских философа - Вл. Соловьев и Н. А. Бердяев, каждый из которых посвятил ей по большой и самостоятельной работе с одноименным заголовком - "Русская идея". Русская идея - это система взглядов, касающихся места и роли России в мировом сообществе и мировой культуре: совокупность оригинальных черт (и проистекающей от них судьбы), присущих культуре и "душе" России на протяжении всей ее истории.
По Соловьеву, судьбы человеческой цивилизации определяются тремя мировыми силами: мусульманским Востоком, Западом и славянским миром во главе с Россией. Восток и Запад исчерпали себя, славянство в лице русской национальной идеи полно жизни и способно обновить другие цивилизации. Русская идея у Соловьева чужда концепции национальной замкнутости, в ней доминирует представление о примирении культурных традиций Востока и Запада. Подобные позиции разделял и Н. А. Бердяев, считая расколотость русского сознания на западническое и славянофильское отражением незрелости русского народа для мировой жизни. Бердяев разработал вопросы русской национальной специфики и ее истоков, ему принадлежит мысль о несовместимости религиозного гуманизма с буржуазным строем и о генетической близости христианских и коммунистических идеалов. Бердяев большое внимание уделял национальным и общечеловеческим аспектам культуры. Культурологическая концепция Н. А. Бердяева - это представление о национальной культуре как о целостном духовном "организме". Он отстаивал достоинство человека как творца культуры.
Особое место в русской культурологической традиции занимают работы ученых первой волны эмиграции. В работах таких философов, как Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин отчетливо просматривалась мысль о том, что не политика и экономика, а именно культура призвана объединить разные народы России. "Русская идея" в этом случае становится идеей российской. Конкретное выражение эта мысль нашла в доктрине так называемых евразийцев, развивших в послереволюционных условиях "русскую идею". Евразийство - это течение русской культурологической мысли, в основе которого лежат представления о России и русской культуре как о самобытном континенте Евразии с преобладанием азиатского начала. Это азиатское "туранское" начало, по мнению евразийцев, более органично для России. Россия предстает особенным самостоятельным живым организмом, своеобразной "культуро-личностью". Таким образом, не западная, а восточная культура представлялась наиболее благоприятным для России фактором. Евразийцы ставили благо евразийской многонациональной общности и культуры превыше внутриполитических и межнациональных столкновений.
Представленная философами русская культурологическая мысль в значительной мере развивалась в эмиграции, на Родине она была запрещена. Тем не менее даже в условиях цензуры и почти полной монополии официальной идеологии советский период ознаменовался деятельностью ряда крупных ученых, опиравшихся на непреходящее наследие прошлого и внесших собственный оригинальный и неповторимый вклад в изучение вопросов культуры. А. Ф. Лосева называют связующим звеном между русским "серебряным веком" и современностью . Он был убежденным последователем Вл. С. Соловьева и его учения о всеединстве, глубокой внутренней связи отечественной и западной культур. В основе философии культуры А. Ф. Лосева лежали представление об античности как истоке европейской и русской культуры.
В рамках существования современного мира выделилась особая отрасль культурологического знания, которую крупнейший знаток древнерусской литературы академик Д. С. Лихачев назвал «экологией культуры«. Экология культуры охватывает все области жизнедеятельности современного человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальную жизнь человека, в основе ее лежит представление о культурном единстве человечества. Д. С. Лихачев выдвинул идею создания своеобразного интернационала интеллигенции, сформулировав "девять заповедей гуманизма", которые во многом перекликаются с десятью христианскими заповедями.
Авторитетнейшим специалистом по русской культуре и литературе XVIII-XIX вв. был Ю. М. Лотман. Символическая концепция культуры Ю. М. Лотмана представляет культуру как полную глубоких смыслов систему и рассматривает ее как тип исторической памяти.