История религии
Королевская реформация в Англии: консерватизм и новации- 21.10.2010
В XVI в. в Западной Европе прошла реформация, общим смыслом которой являлась перестройка христианского вероучения и церковных структур католицизма. Реформация XVI в. была широким общественным движением, в котором принимали участие все классы и сословия феодального общества от монархов до крестьян и плебеев. Почти все страны католической Европы были объяты реформационной эйфорией: Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Англия и др. Итогом реформации стала потеря католической церковью ее прежнего монопольного положения в Западной Европе и создание целого ряда так называемых протестантских вероучений и соответствовавших им религиозных учреждений. Протестантизм, выйдя из-под влияния папского Рима, остался христианским вероучением, предложив ряд отличающихся друг от друга в частностях и более глубоко по сути от католицизма вариантов христианского мировоззрения.
подробнее...Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе российской истории- 23.04.2010
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными . Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
подробнее...Религия труда- 02.06.2009
Протестантизм, возникший в Европе 16-го века, приобрел огромный авторитет так как обращался к ежедневному опыту нового нарождающегося класса, класса работников, предпринимателей и бизнесменов, буржуазии. Протестантизм отражал представление нового класса о значимости труда и отвергал ценности аристократического общества. Ценность человека не в том сколько его предков служили королю, не родовые привилегии определяют ценность человека, а его личные качества, которые проявляются в труде. Протестантизм придал труду религиозный смысл, он объявил труд высшим призванием человека (Calling), предназначением человеческой жизни, а богатство, возникающее как его результат, знаком благосклонности Небес. Нежелание же быть богатым это вызов богу, подобно желанию быть больным. Католицизм, властвовавший умами начиная с 5-го века, превратился к 16-му веку в инструмент контроля всей жизни общества. Ватикан, сложная бюрократическая организация, был корпорацией, на фасаде которой было слово «Религия», но ее целью была политическая и экономическая власть.
подробнее...Нестяжательство, как течение русской общественной мысли XVI века- 27.05.2008
Нестяжательство – это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной, церкви во второй половине XV – начале XVI веков. Сущность нестяжательства заключается в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь – это жизнь его духа. Свое требование нестяжатели обосновывали тем, что считали стяжание земельных и имущественных ценностей церковью противоречащим идеалам Евангельской морали и наносящим ущерб церковному авторитету. Идейное обоснование нестяжательства содержится в трудах Нила Сорского, Вассиана (Патрикеева), старца Артемия и других деятелей церкви.
подробнее...