Новости истории

02.06.2017
Массовое захоронение (около 9000) солдат, погибших при Лютцене в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), раскопано близ немецкого Лейпцига.

подробнее...

02.05.2017
Захоронение микенского периода с прекрасно сохранившейся керамикой нашли археологи в городе Саламин в Западной Аттике.

подробнее...

29.04.2017
Японский бренд Asics представил новую модель кроссовок - Nimbus 17

подробнее...

7. Рельеф, росписи, скульптура в сооружениях Древнего царства

Магическое назначение изображений. С развитием заупокойного культа, наряду с заботой о сохранении тела покойного, возникает задача снабжения его в потустороннем мире всем, чем он пользовался при жизни. Фараона, как бога, обеспечивают жертвоприношениями. Магические тексты пирамид дают ему возможность пользоваться после смерти всеми благами «полей Иалу» — местопребывания богов. Для простых смертных, хотя бы и ближайших родственников царя, блаженство за гробом обеспечивается магией изображений, высекаемых на стенах погребальных камер и культовых помещений их мастаба. Подобно тому, как портретная статуя из вечного камня должна была заменить подверженное разрушению тело, так и изображения бытовых сцен, земледельческих и ремесленных работ в обширных владениях покойного, охоты и рыбной ловли (табл. 21, фиг. 5), сцен меновой торговли и т. п. должны были магически обеспечивать двойнику покойного возможность вечного пользования всеми благами, окружавшими его при жизни.
Рельеф. Изображения эти высекались на стенах в форме плоских рельефов и раскрашивались. Плоский рельеф часто заменялся техникой, условно называемой «врезанным» рельефом. Углубления такого изображения заполнялась краской вровень с плоскостью стен так, что весь рельеф получал характер цветных силуэтов. Египетский художник никогда не разрывал связи с двухмерной плоскостью стены. Всякое объемное трехмерное тело он сводил к двухмерности, отказываясь от иллюзорно-перспективного изображения, от глубины. Этим объясняется характерный для Египта, хотя и странный для нашего глаза, разворот человеческой фигуры на плоскости: лицо и ноги в профиль, плечи в фас, нижняя часть тела в три четверти. Отказываясь от перспективного изображения, египтянин отказывался также и от пользования светотенью. Цвет в египетских расписных рельефах и рисунках был условным. При помощи цвета стремились лишь передать общее впечатление от реальных предметов.
Прочность египетских рельефов объясняется свойствами материала, на котором они высечены, и стойкостью земляных красок, набор которых был очень несложен: ультрамарин (тертая ляпис-лазурь), зелень (малахит), охра. Строго подчиняясь двухмерности стены, рельефы и росписи вместе с их магическим назначением служили для украшения стены, составляя одно целое с архитектурным сооружением.
Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака:
1) передала человеческого тела в условном изображении: плечи в фас, лицо и ноги в профиль, нижняя часть тела в три четверти;
2) выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим его фигурам;
3) построчное расположение изображений, иногда использованием для условной передачи пространства путем размещения задних фигур в выше лежащем ряду.
Все эти три признака уже налицо в древней палетке фараона Нармера (тронное имя фараона Менеса — I династия), изображающей его; заносящим палицу над головой пленного врага (табл. 22, фиг. 2).
 
 
 
Таблица 21 
 
 
 
Скульптура. От архаического периода дошли до нас образцы подлинно реалистического искусства. Лучшим примером может служить относящаяся к этому периоду статуэтка фараона (из Абидоса), сделанная из слоновой кости (табл. 22, фиг. 1). Эта статуэтка при своей округлости и пластической проработке деталей обладает очевидным портретным сходством а обнаруживает черты большой реалистической наблюдательности скульптора.
Однако реалистический стиль этих ранних изображений вскоре переработался в условное, обобщенное искусство, развивавшееся в пределах установленных канонов. Эти композиционные каноны сложились в эпоху Древнего царства и определили, так же как архитектура Древнего царства, направление всего дальнейшего египетского искусства.
Одним из основных канонов был тип фигуры, сидящей на троне или в кресле в строго фронтальной позе. Таковы: фигура фараона Джосера (табл. 22, фиг. 3), фигура Нофрет — жены Рахотепа, сына фараона Онофру (табл. 22, фиг. 4) и фигура царевича Хемона (табл. 23, фиг. 1).
 
 
 
Таблица 22 
 
 
Портретная статуя по верованиям египтян, должна была обладать сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Однако стиль этих статуй был подчинен общим требованиям к искусству, существовавшим в Древнем царстве. Подобно архитектурному стилю этого времени, статуи были сильно обобщены, и в изображениях исключены несущественные, случайные детали. Формы были строго геометризированы и статичны. В почти симметричных позах этих фигур легко угадывается форма глыбы камня, из которой они высечены. Условная раскраска статуй, где мужская фигура красилась в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый, еще больше усиливала идеализацию образа. Несмотря на очевидное портретное Сходство, в этих фигурах преобладали общие типические черты.
В эту же эпоху сложились и другие канонические типы, обладающие теми же формальными качествами: тип сидящей фигуры (писец — табл. 22, фиг. 5) и тип движущейся фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. K последнему типу относится деревянная статуэтка Шейх-эль-Беледа (табл. 23. фиг. 2). Эта статуэтка сделана более мягко и реалистично. В ней наглядно показан старик с ожиревшим телом. Несвязанная формой камня рука сильно вынесена вперед. При несколько более свободной позе фигура обладает, однако, теми же чертами обобщения и условности, как и каменные фигуры фараона и знати.
Рельефы V династии (табл. 23, фиг. 4 и 5) обладают теми же тремя основными признаками условных изображений, подчиненных плоскости стены, какие характеризуют палетку Нармера. Изображения подчеркивали плоскости, ограничивающие объем, и отказывались от какой-либо Передачи глубины и пространства.
Росписи. Менее долговечные росписи не имели большого распространения в Древнем царстве, стремившемся к использованию «вечных» материалов. Живописец обычно был подчинен скульптору, раскрашивая его рельефы. Рядовые изображения написаны условными повторяющимися цветами: вода — однотонно голубая или же голубая с черными полосками, песок — грязно-желтый с красными точками и, т. д. Сохранившаяся в гробнице в Медуме (IV династии) роспись (группа гусей) обладает при тех же условиях большой красочной свежестью; она создает ритмическую композицию, подчиненную плоскости стены, и одновременно тонко передает некоторые натуралистические подробности (табл. 23, фиг. 3).
Значение ансамблей Древнего царства. В Древнем царстве архитектура была ведущим видом искусства. Это дало возможность зодчим того времени создать ряд больших ансамблевых композиций. Овладение техникой обработки камня при наличии даровой человеческой силы в условиях простой кооперации труда позволило им возвести постройки, поражающие своими размерами и монументальностью. Они умело вводили в архитектурную композицию скульптуру, рельеф и роспись, — уже не в виде случайного декоративного элемента, а как органическую часть этой композиции. Египетская архитектура, тесно связанная с культом, должна была в основных формах оставаться консервативной, подчиненной установленному канону. Но в пределах этого канона, в зависимости от изменений общественных условий и усовершенствования строительной техники, можно заметить видоизменения в стиле, позволяющие говорить об отсутствии неподвижности в египетском искусстве.
 
 
Таблица 23
 
 
 
   
Яндекс цитирования