Новости истории

18.03.2019
Картина Синьяка "Набережная Клиши. Серый день", реквизированная нацистами в 1940 г., была идентифицирована в печально известной коллекции Гурлитта. В ближайшее время она будет передана семье владельца.

подробнее...

17.03.2019
9 мая 2019 г. в Петербурге вновь пройдет ставший традиционным марш "Бессмертный полк".

подробнее...

14.03.2019
Вновь открыта пещера, набитая древними артефактами майя, по неизвестным причинам замурованная в 1966 г. археологом С. Пинто.

подробнее...

Равноапостольный Каин

Сведения об истории нашей страны до момента официального принятия христианства, записанного под 988 годом, находим преимущественно в иностранных источниках. Все дело в том, что собственно русское летописание началось на раньше второй половины XI века и было сосредоточено в основном на современных событиях. О том, как оно было в прошлом, у тогдашних историков сведений было немного, византийские и арабские хроники имелись в небольшом количестве, зато сохранились устные легенды и сказания, поэтому искушение взять их фабулу, творчески переработав для лучшего усвоения, было велико. Традиция российского летописания возникла только с вместе с постройкой Киево-Печерского монастыря, где монахи смогли собрать небольшую библиотеку и заняться составлением хроник.

 
 

Владимир Святославич. Портрет из «Царского титулярника» XVII века

 

Владимир Святославич. Портрет из «Царского титулярника» XVII века

 
 

Иностранные источники рисуют нам довольно налаженный родоплеменной быт, существовавший у наших предков, который эволюционировал в сторону более зрелой государственности. Постепенная и что немаловажно добровольная христианизация племен, населявших европейскую часть современной России, если и способствовала развитию государственности, то в очень небольшой степени. А вот экономические и политические трансформации, происходившие здесь в указанную эпоху, как раз и повлекли за собой консолидацию восточнославянских племен в единый союз под властью монархов. На огромном пространстве проживали народы, предками которых были скифы-сколоты (оседлые и кочевые народы), склавены и анты. В Х веке находим здесь племена полян, древлян, кривичей, вятичей, чуди, мери и веси, а также и племена литовского происхождения. Славяне селились в основном близ рек, по берегам которых строили укрепленные города и детинцы. Основой правления у наших предков были народные собрания. Отдельные племена входили в более крупные племенные союзы, руководимые князьями. Такие союзы позволяли вырабатывать совместные решения и эффективнее решать насущные проблемы и задачи. Кроме этого вместе было проще обороняться от врагов и вести хозяйство. Такая форма организации родоплеменных отношений привела в конечном итоге к усложнению хозяйственной и общественной деятельности, появлению излишков производства и их накоплению, что в результате потребовало новых форм государственности.

 

В Древней Руси язычество существовало наравне с христианством. Славянское язычество наделяло силой явления природы и небесные светила, жрецами его были волхвы ‒ «кудесники» и «волшебники», основным занятием которых было произносить заклинания, предсказывать будущее и заговорами лечить болезни. Некоторые поклонялись идолам, однако такое поклонение не было систематическим. Волхвы не строили храмов и не отправляли обрядов, поэтому как таковых сложившихся языческих культов мы не находим.

 

Предки современных россиян находились на достаточно высоком для своего времени и географического положения уровне развития ремесел: они умели строить деревянные города и крепости, рыть рвы, возводить засеки, пахать плугом, выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты, мастерить украшения, варить пиво и мед, ткать полотна, охотиться и ловить рыбу, печь хлеб, лечить раны, выделывать меха, строить ладьи, ковать оружие, воевать. Уже в Х в. на Руси существовали свои меры и веса, ходили деньги, были грамотные люди, были и те, кто умел играть на музыкальных инструментах (гуслях, свирелях, дудочках). Основное культурное влияние оказывали на Русь Византия и Арабский Восток, с этими государствами имелись у нашего Отечества тесные торговые и военные связи, однако же регулярно вспыхивали и конфликты.

 

Христианство воспринималось русскими именно из Византии. В IX веке, после очередного похода в Византию, русская дружина в большинстве своем крестилась и перенесла традицию в русские города. Христианство тогда не насаждалось огнем и мечом, как впоследствии при равноапостольном князе Владимире, но мирно проникало во все слои русского общества. Известно, что княгиня Ольга была христианкой, христианином скорее всего был и ее сын от Игоря – Святослав. Внуки ее – Ярополк, Олег и Владимир тоже с большей вероятностью были крещены еще в детстве.

 

Заметим, что принятие христианства вовсе не гарантировало избавление народа от варварства, как хотят нас уверить летописи и некоторые современные историки. Христианские князья, так же как и их некрещеные собратья (а иногда даже и в большей степени) продолжали вести разбойный образ жизни, грабить соседей и обирать оседлое население, находившееся у них в подчинении. Говорить таким образом о каком бы то ни было благоприятном влиянии крещения на нравы русских того времени не приходится. Обращение завоеванных в рабство, жестокие поборы, рэкет (в современных терминах), да и просто откровенный грабеж продолжали оставаться основным занятием князей и дружины. Даже Святой Владимир уже после того, как стал христианином (но еще до того, как стал равным святым апостолам) ходил войной на христианских болгар, белых хорватов, армян, а затем вновь на болгар.

 

Принятие христианства Владимиром Святославичем не внесло ничего революционного в уклад Древней Руси. Само крещение Руси в 988 году поэтому не может считаться фактом, событие это можно называть только как «крещение князя Владимира Святославича», поскольку к тому времени половина Руси уже и так была христианской.

 

О жизни самого князя Владимира нам известно очень мало, а то что сохранилось в письменных источниках больше похоже на сказки. Почему летописец избрал именно этого князя в качестве крестителя Руси остается загадкой. Видимо, образ его показался наиболее фактурным, а может быть богатство фольклорной традиции, связанной с его именем, позволило набрать больше материала для сюжета. Но даже читая «Повесть временных лет», которая на все лады превозносит равноапостольного князя, любой может убедиться, что Владимир – личность вполне ординарная, практически ничего не сделавшая для пользы своего народа, зато совершившая множество злодеяний.

 

Владимир Святославич, младший из сынов Святослава Игоревича, прижит был отцом от Малуши, ключницы княгини Ольги. Малуша не была рабыней, но жила в Киеве на правах пленницы, отцом ее был древлянский князь Мал. По смерти Святослава от рук печенегов, его сыновья поссорились и начали драться за киевский престол. По старшинству (и по отцовскому повелению) Киев приходился Ярополку, где тот и утвердился. Время правления Ярополка Святославича было благоприятно для народа. Ярополк был христианином, стремившимся установить добрососедские отношения с другими христианскими государствами. При нем были установлены дипломатические отношения Руси с германским императором Оттоном II и Святым престолом в Риме, началась чеканка собственной монеты. Брат Ярополка Олег правил тогда в древлянской земле, а Владимира призвали на княженье новгородцы.

 

Из-за интриг воеводы Свенельда, служившего еще при Святославе Игоревиче и сосредоточившего в своих руках большую власть и богатство, поссорились братья Ярополк и Олег, в результате ссоры Олег погиб, а Владимир, чего-то испугавшись, убежал из Новгорода в Швецию, где набрал войско наемников и решил оружием добыть себе киевский стол. Вероятнее всего Свенельд был в сговоре с Владимиром и действовал согласно придуманному плану, в результате которого и Ярополк, и Олег должны были бы погибнуть, а Владимир без труда забрать себе власть. Но вышло не так, как задумывалось, Свенельд был изгнан из Киева, и его место занял другой воевода – Блуд, который почти тот час был завербован Владимиром и стал интриговать в пользу равноапостольного князя.

 

Летопись рассказывает нам, что князь Владимир оскорбился поведением дочери полоцкого князя Рогнеды, у которой он просил руки. Девица отказала Владимиру из-за его малой родовитости и готовилась к свадьбе с Ярополком, тот подходил ей по статусу. Уязвленный этим, князь Владимир взял Полоцк, убил отца Рогнеды (а до этого изнасиловал дочь у него на глазах), и женился на ней. Эта история в жанре психологического триллера может быть и произошла на самом деле, но, конечно, никак не могла явиться причиной вражды Владимира с Ярополком, как нас в том стремится убедить «Повесть временных лет». Единственным желанием Святого князя был киевский стол и вероломное убийство Ярополка, которого выманил под предлогом мирных переговоров воевода Блуд, было вызвано только этим, и никаким другим мотивом. Насилие над Рогнедой – лишь один из бесчисленных эпизодов разгульной жизни Владимира (на деле завоевание Полоцка было одной из стратегических целей борьбы Владимира за власть), внесение его в летопись – художественный образ, посредством которого автор объяснял мотивы Владимира к крещению (дескать князь хотел покаяться за грехи).

 

В результате политических интриг и устранения конкурентов – Ярополка и Олега, Владимир стал правителем довольно обширной территории, куда входили Киев, Новгород, Полоцк и древлянская земля (современная Житомирская область и запад Киевской области). Сам князь обосновался в Киеве, после чего отдал на откуп своим дружинникам русские города, где они могли собирать дань, и решил принять святое Крещение.

 

Заметим еще раз, что в 988 году крестился именно Владимир, а не вся Русь, в которой половина народа к указанному времени уже исповедовала Христа. В «Повести временных лет» рассказ о выборе веры, предшествовавший собственно крещению, настолько баснословен, что в него не верили, уже и сами современники Нестора. После крещения Владимир на законных основаниях женится на греческой принцессе Анне, которую ее братья императоры Василий и Константин отдавали только за христианина. Союз с Византией был выгоден Владимиру, очевидно, именно эта выгода и стала основным побудительным мотивом к крещению. Вместе с князем крестились и многие киевляне.

 

После крещения Владимир со рвением новообращенного принялся крестить и народ на тех землях, на которых успел установить свою власть, а таких к тому времени накопилось немало. Обращая насильно свой народ в христианство, он также строил церкви, на содержание которых направлял десятую часть доходов, складывавшихся из поборов подвластного ему населения.

 

Летописные же рассказы о всеобщем распространении грамотности, как и религии насаждемой Владимиром силой, кажутся нам более чем фантастическими. Ибо куда же делось то поколение взращенных князем-просветителем образованных людей, которые, по восторженному отзыву «Повести временных лет», замечательно владели словом и наукой? В какие школы и к каким учителям отсылали лучшие люди своих плачущих детей? По какому такому волшебному мановению образовались эти учебные заведения вместе с педагогами в земле русской, и куда сгинули при преемниках Владимира?

 

Единственное достижение Владимира-христианина – это отмена смертной казни, и в этом, безусловно, его большая заслуга как правителя. Вопрос вот только, кто же восстановил смертную казнь в государстве, если по старинным обычаям ее не существовало и за преступления платилась вира? Может быть, как раз Владимир-язычник?

 

Щедрость князя, о которой восторженно пишет летописец, тоже имеет обратную сторону. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно», – сообщает автор «Повести временных лет», забывая уточнить, за чей счет собиралось это изобилие. Может быть, за счет княжеской дружины, которая аки птицы небесные не сеет, ни пашет, а хлеб насущный собирает с простого народа? Русские люди всегда были хлебосольны и человеколюбивы, подавали милостыню, кормили нищих, заботились о сирых и убогих. Показная щедрость князя Владимира, отбиравшего у народа продукты его труда и раздававшего их потом как бы от себя (другие позаботиться о больных дескать не смогли), выглядит не совсем красиво.

 

Почитание князя Владимира как святого и равноапостольного (!) начинается около XIII века. Сегодня время его правления видится нам как красивая легенда, однако в XIII веке память о его деяниях была еще свежа, хотя и успела обрасти полумифическими мотивами. Остается поэтому загадкой, кто и почему решил назначить этого князя равного апостолам, которые, напомним, приняли мученическую смерть за веру, а при жизни проповедовали идеалы человеколюбия, смирения и милосердия. Князь Владимир Святославич умер собственной (не мученической) смертью по некоторым данным 15 июля 1015 года в своей вотчине – Берестове, готовясь идти войной на сына, который, как ему показалось, проявил к нему неуважение.

 

В учебниках по истории говорится о том огромном значении, которое имело принятие христианства на Руси, в частности упоминают, что с его введением:

 
  • появилась письменность;
  • появилось летописание;
  • Русь была признана многими странами;
  • началось каменное строительство;
  • появилась иконопись.
 

Приведенные доводы не выдерживают никакой критики. Письменность на Руси появилась, конечно, не с момента, когда крестился Владимир, а несколько раньше, благодаря деятельности Кирилла и Мефодия, настоящих славянских просветителей. О состоянии летописания в эпоху Владимира нам ничего не известно, Нестор, первый летописец составлял свой свод как минимум 70 лет спустя, а на самом деле, может быть и на столетие позже. Признание Руси многими странами в качестве достижения христианизации Руси – вообще смехотворно, в рассматриваемую эпоху не было традиции признавать или не признавать государство в качестве такового, тогда даже дипломатические институты едва были сформированы. Отсутствие христианской религии, впрочем, не мешало русам заключать торговые и военные договора, выступая таким образом в качестве субъекта международных отношений. Так называемое Крещение Руси, а по сути крещение только одного князя Владимира и членов его дружины, совершенно ничего не изменило во внешней политике Киевского государства. Каменное строительство действительно началось около IX века, но не исключено, что существовало и ранее. На протяжении последующих 600 лет оно тем не менее оставалось фрагментарным и несистематическим. Каменными были некоторые храмы в крупных метрополиях, все остальное, все городские постройки, жилища бедных и богатых, большинство церквей и крепостных валов было на Руси деревянными. Русский город оставался деревянным вплоть до XVII века, говорить о каких бы то ни было каменных постройках в русской деревне не имеет смысла и до сего дня. Об иконописи IX века материальных свидетельств не сохранилось, все то, что украшало храмы в период русского средневековья было выполнено византийскими мастерами, поэтому никакого самобытного развития древнерусской иконописи после так называемого Крещения не произошло. Говорить о собственно русской иконописной традиции можно лишь начиная примерно с XV века.

 
 

Автор: Санникова Ю.

 
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования