Новости истории

03.08.2017
Уникальное захоронение воина с кинжалом и ножом в боевом положении времен перехода от бронзового к железному веку обнаружили археологи в Омске при реставрации исторического здания.

подробнее...

03.08.2017
Сорок шесть археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных, были обнаружены в пустыне Нефуд (Саудовская Аравия) рядом с высохшими ложами древних озер.

подробнее...

02.08.2017
В отчете, опубликованном недавно японскими историками, утверждается, что походная раскладушка необычной формы, найденная в гробнице фараона Тутанхамона, сделана по революционной для своего времени технологии.

подробнее...

Представление о зарождении культуры и ранних формах ее развития

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего животного предка постепенно превращался в человеческий мозг, который отличается дифференциацией функций правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, поэтому формированию абстрактно-логического мышления предшествовал длительный период слитного действия обоих полушарий (закономерность эта действует и в психическом развитии ребенка). На основе этой слитности формировалось мифологическое сознание первобытных людей. Они были еще не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел и видели в них правдивое описание "высшей" реальности. Но все же это мифологическое сознание проверялось - пусть и в весьма ограниченных размерах - практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым - реалистическим "снизу" и мифологическим "сверху".
Генезис культуры - процесс становления культуры, всестороннего преобразования животного в человека начинался в разных точках земного шара, то есть имел нелинейный характер, и лишь один путь - на африканском континенте - оказался нетупиковым. Моментом, определявшим направленность этого процесса, стала облавная охота на крупного зверя - эта основа хозяйственного бытия первобытного общества и выраставшего из нее первого исторического типа культуры. Охота становилась результативнее, если была коллективной и орудийной, а поэтому требовала большей сноровки и умений. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать за счет более легкой индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены по меньшей мере на длительное застойное существование, которое не содержало стимулов для развития творческого мышления, для изобретения и совершенствования орудий и оружия. Конечно, ремесло еще только зарождалось (с самой примитивной обработки камня), но только те популяции имели будущее, которые культивировали - совершенствовали, развивали - умение обрабатывать камень. Первобытная культура стала ранней формой человеческой культуры. Основными свойствами первобытной культуры были синкретизм и традиционность.
Синкретизм выразился прежде всего в нерасчлененности, единстве трех форм бытия - культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому - у всех одно имя, одна раскраска тела, одна прическа, одни украшения, пляски, танцы, мифы, обряды, короче - "я" полностью растворено в "мы", и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы-обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчлененное, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребенка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.
Второй существенный признак первобытной культуры - ее традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы и обряды, нормы вкуса и способы художественного формообразования оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Власть традиции - этого культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ - была абсолютной именно благодаря ее способности быть мощным социальным регулятором поведения людей, средством сплочения популяций. Это качество первобытной культуры, оставленное ею в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с ее мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утвержденного ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.
В силу нерасторжимого единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом. В этом комплексе все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Функции первобытного искусства были многообразны: это - познание, самоутверждение человека; систематизация мира; колдовство, вера в магическую силу изображения; формирование эстетического чувства. Именно в искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Искусство упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. В искусстве как особом виде деятельности социального человека наиболее полно и плодотворно взаимодействуют труд, речь и мышление - факторы, составляющие главную отличительную особенность человека. В искусстве они поднимаются на качественно новую ступень: труд становится творчеством, слово начинает жить во времени, мысль получает дополнительную к речи форму отвлечения от действительности. Появление этого нового вида деятельности, не направленной непосредственно на удовлетворение материальных нужд, связано с развитием духовных потребностей. Но эти "новые" потребности лишь со временем становятся эстетическими чувствами.
Изучение культуры современных народов, находящихся на уровне развития, сходном с первобытным обществом, а также археологических материалов приводит к выводу о наличии тесных связей между утилитарной и игровой деятельностью. Так, например, игры, танцы, театрализованные представления у охотничьих народов непосредственно связаны с основным видом их трудовой деятельности - охотой. Такая связь между различными видами художественной и трудовой деятельности наблюдалась у земледельческих племен во всех частях света. Одним из условий возникновения и первоначального развития изобразительной деятельности надо считать наличие досуга и оседлой жизни. И то и другое могло появиться не раньше, чем было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование, в том числе сознание собственной безопасности и хотя бы частичной обеспеченности жизненно необходимым. Любое произведение искусства, любой художественный акт в функциональном отношении не однозначны. Это наглядно проявляется в первобытном художественном творчестве. Первобытное искусство - безлично, оно является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни социума, причем его творчество не преследует личных целей. Его цели - это цели коллектива. Художник творит в полном согласии с устоявшимися представлениями, коллективным взглядом на мир, хотя возможно большое разнообразие в трактовке традиционных образов. Особенно наглядно это проявилось в женских статуэтках. Так называемые "Венеры", найденные на территории Франции, Италии, Австрии, Чехии, России, т.е. на территории протяженностью около десяти тысяч километров с запада на восток, обнаруживают нетолько сюжетное, но и стилистическое единство, примерно одинаковую степень условности в общей трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы частей тела и т.п. Эта общность - стихийное выражение общего начала, но не в плане отдельной этнической группы, а в масштабе всечеловеческой общности.
В первобытном искусстве социальная функция обычно тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды и другие предметы обихода, как правило, украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Многие этнографы считают, что трудно отделить социальные функции от ритуальных, религиозных, ибо старейшина или вождь часто совмещал в себе "законодателя", верховного судью, военного предводителя, верховного жреца и символического хозяина земли. В этом смысле нельзя провести четкой границы и между статуями предков, различными фетишами, масками, воплощающими добрых и злых духов.
К тем и другим обращались за помощью и советом во всех случаях жизни. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создал аппарат магии. В его основе, в частности, лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом. Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытной культуры считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Отпечаток руки, в отличие от обычных следов, является сознательно оставленным человеком знаком своего присутствия в данном месте. Позднее он становится знаком обладания и постепенно приобретает магический смысл. Широко распространенным в первобытное время был культ плодородия, особенно изображение женщины, женского начала. Важное место в композициях занимают идеи магического размножения и воспроизводства тех видов растений и животных, которые необходимы были для пропитания.
Верования древних людей были языческими, то есть основанными на многобожии. Основные религиозные культы и обряды повсеместно были связаны с различными видами искусства. Все древнейшие формы образов, в которых использовались скульптура и живопись (маски, статуи, нательные росписи и наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить религиозный экстаз от того, который вызывался собственно ритмом музыки, пения, пластики. Искусство выполняет так же, как и религия, определенные биопсихологические функции, вырабатывает, как отмечал известный психолог К. Юнг, целительное средство против неврозов и душевных болезней.
Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не отметить, что цель его - не эстетическое наслаждение, хотя оно и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения. Но отсутствие предметов "чистого" искусства не означает отсутствие декоративных элементов. Декоративные и изобразительные элементы - геометрические знаки и орнаменты - можно рассматривать как выражение чувства ритма, симметрии, чувства правильной формы.
 
 

Этапы развития первобытной культуры

 
 
Первобытная культура развивалась в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, ряде регионов Африки и Америки - она существовала вплоть до нового времени. Древнейшие свидетельства первобытной культуры относятся к палеолиту, причем искусство, как подчеркивалось выше, появилось лишь в позднем (верхнем) палеолите, т. е. за 40 тысячелетий до н. э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20-12 тыс. до н. э.). Более поздние этапы развития относятся к мезолитуи неолиту. В жилищах первобытного человека были найдены скульптурные фигурки. Однако гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных (настенные росписи пещер южной Франции — Ласко, Ля Мут и др., а также Испании - Альтамира). Новый этап в развитии первобытной культуры был связан с так называемой "неолитической революцией", при переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства. С культурологической точки зрения своеобразной "ментальной" революцией был переход от матриархата к патриархату. К этому времени относится изобретение лука и стрел, затем глиняной посуды, а также появление новых технологий в изготовлении орудий труда из железа. В это время человек овладел разнообразными строительными материалами, научился возводить новые типы жилища - на сваях (на озерах и болотах), сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца) (Средняя Азия, Иран) и т. п. Наряду с изображением животных в искусстве этого времени все более значительную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива становится центральной темой искусства. На основании этнографических данных можно судить и об уровне знаний первобытных людей. Хорошо известны их географические, топографические, астрономические познания. Они умели чертить рельефные карты на дереве, коре, коже, ориентироваться на открытой местности, на воде, по звездам. Первобытный человек знал свойства многих минералов. Открытие лечебных свойств растений использовалось в первобытной медицине для изготовления порошков, ядов, мазей. Еще с мезолита стала практиковаться ампутация конечностей, трепанация черепа. Человек умел лечить переломы, раны, нарывы, змеиные укусы, кожные заболевания, болезни желудка. Применялись массаж, кровопускание, холодный и горячий компрессы. Счет у первобытных людей находился в зачаточном состоянии. Время исчислялось сравнительно большими отрезками, связанными с положением небесных светил (день, месяц) либо с природно-хозяйственными сезонами. В IV-II тысячелетиях до н. э. в Западной Европе, на севере Африки, на Кавказе, в Крыму и других местах возводились гигантские каменные монументы - мегалиты. Мегалиты (от греческих слов "мега" - большой и "литое" - камень) являются самыми первыми образцами монументальной архитектуры. Это постройки из огромных каменных глыб, главным образом культового назначения.
"Неолитическая революция" подняла на новую ступень и возделывание земли, и охоту, и войну, и строительную технику, и средства передвижения. Тем самым установившаяся и тысячелетиями сохранявшаяся гармония первобытного бытия стала разрушаться, и в развязывающемся хаосе начинали вырисовываться новые и резко различные культурные способы организации человеческих популяций.
 
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования