Новости истории

03.08.2017
Уникальное захоронение воина с кинжалом и ножом в боевом положении времен перехода от бронзового к железному веку обнаружили археологи в Омске при реставрации исторического здания.

подробнее...

03.08.2017
Сорок шесть археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных, были обнаружены в пустыне Нефуд (Саудовская Аравия) рядом с высохшими ложами древних озер.

подробнее...

02.08.2017
В отчете, опубликованном недавно японскими историками, утверждается, что походная раскладушка необычной формы, найденная в гробнице фараона Тутанхамона, сделана по революционной для своего времени технологии.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

Палетные стеллажи: история одного изобретения

     Вы когда-нибудь наблюдали за работой современного склада? Это слаженный, красивый в своей четкости и оперативности процесс, в котором задействовано множество технических приспособлений и видов оборудования. Любо-дорого посмотреть, как ловко вилочные погрузчики подхватывают подающиеся по конвейеру палеты и водружают их на металлический стеллаж, кажущийся ажурно-хрупким, но на самом деле обладающий огромной прочностью. И мало кому придет в голову, что обычные сегодня палетные стеллажи – яркий и наглядный пример развития технического прогресса человечества, длившегося не одно столетие...

     Заглянем в историю. Как утверждают некоторые специалисты, «дедушкой» всех стеллажных систем, в том числе и складских, можно считать вертикальный комплект полок, много веков назад установленный в кубрике парусного корабля каким-то предприимчивым матросом. Так это или нет, вопрос спорный, но сам факт, что стеллажи как место для хранения вещей и грузов возникли из необходимости экономить полезную площадь – сомнений не вызывает. Конструкция оказалась очень удобной, и в 19 веке системы стеллажей уже активно использовались на складах по всему миру.

     Следующим шагом к усовершенствованию процесса перевозки и хранения товаров стало изобретение палет. Первые упоминания об этих приспособлениях для укрупнения мелких грузов относятся к 1935 году, а в широкий обиход палеты вошли в Европе и США во времена Второй Мировой войны, когда обслуживание непрерывного грузового потока минимальным количеством рук стало жизненно важной задачей для складских хозяйств.

 

Стеллаж

 

 

 

 

     И, наконец, произошел неизбежный качественный прорыв: появилось складское оборудование, специализированное для хранения именно укрупненных грузов – собственно палетные стеллажи.

     А далее началась «доводка» конструкций, эффективность которых была моментально оценена по достоинству. По мере прогресса в металлургической и металлообрабатывающей промышленности, менялся материал для производства стеллажей, сообщая им все большую прочность и способность выдерживать огромные нагрузки. Улучшение рабочих качеств складской техники – прежде всего, погрузчиков, – привело к увеличению «этажности» палетных стеллажей: сегодня они достигают в высоту 12-14 метров. Применение инновационных средств для защиты и обработки металла увеличило срок службы оборудования до нескольких десятилетий.

     Фактически, именно развитие погрузчиков подталкивало развитие стеллажного хозяйства, и наоборот. Первый погрузчик компании Кларк, выпущенный в 1916-1917 годах даже не имел тормозов, но зато имел двигатель внутреннего сгорания и благодаря этому факту был заказан военными, которых не устраивали электрические транспортировщики боеприпасов с постоянно выходящими из строя аккумуляторами. В 1921 году был создан простейший погрузчик грузоподъёмностью 5000 килограмм, а спустя пару лет его уже оснастили мачтой для штабелирования грузов на заданной высоте. Примерно 10 лет спустя некоторые погрузчики стали оснащать телескопическим подъёмным механизмом - и это была важнейшая веха в развитии складской отрасли.

 

 

 

первый погрузчик Кларка 

 

 

 

     Высокий спрос на стеллажные конструкции обусловил развитие производственных компаний, специализирующихся на их разработке и изготовлении. В конце прошлого века наиболее надежные и практичные стеллажи производились за рубежом, но сейчас с импортной продукцией уверенно конкурируют отечественные предприятия. Внутри группы палетных стеллажных систем произошла еще более узкая специализация: выделяются три основных типа – фронтальные, набивные и гравитационные; последние представляют собой простую и оригинальную конструкцию, где палеты самостоятельно смещаются в зону разгрузки под влиянием силы тяжести, двигаясь по роликовым каналам.

     На сегодняшний день палетные стеллажи – наиболее популярный вид складского оборудования для хранения грузов. Но их история отнюдь не закончена: прогресс не стоит на месте, компании-производители ежегодно патентуют очередные ноу-хау. По предварительным сведениям, в конструкторском бюро одного из российских предприятий сейчас ведется разработка стеллажного оборудования с лифтовой системой, которая позволит сократить необходимое количество спецтехники и значительно удешевить обслуживание логистических хозяйств.

 

 

 

 

Автор: Грибулина А.