Новости истории

03.08.2017
Уникальное захоронение воина с кинжалом и ножом в боевом положении времен перехода от бронзового к железному веку обнаружили археологи в Омске при реставрации исторического здания.

подробнее...

03.08.2017
Сорок шесть археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных, были обнаружены в пустыне Нефуд (Саудовская Аравия) рядом с высохшими ложами древних озер.

подробнее...

02.08.2017
В отчете, опубликованном недавно японскими историками, утверждается, что походная раскладушка необычной формы, найденная в гробнице фараона Тутанхамона, сделана по революционной для своего времени технологии.

подробнее...

Отмена рабства в Великобритании

В 1765 году чернокожий раб, привезенный из Барбадоса,  был жестоко избит своим хозяином, который оставил его умирать в страшной агонии прямо на лондонской улице. Гранвиль Шарп, лекарь,  пользовавший беднейшие слои населения британской столицы, подобрал беднягу и вылечил его раны.  Спустя 2 года хозяин раба встретил его случайно на улице и снова забрал к себе домой, запер и больше уже не выпускал.  Доктор Шарп обратился к властям с требованиям правосудия и добился освобождения молодого человека.
Гренвил Шарп был ревностным христианином.  Зараженный идеями демократии, столь характерными для эпохи Возрождения, он был убежден, что рабство аморально по своей сути и противоречит английским законам, поэтому решил поддержать и других чернокожих, ратующих за отмену рабовладения.  В 1772 году в ходе суда над одним из рабов – Джеймсом Сомерсетом был создан судебный прецедент.  Решение предоставить свободу беглому Сомерсету явилось началом признания нелегитимного характера рабства на всей территории Британской империи. Поэт Уильям Коупер писал: «Рабы не могут больше дышать в Англии – как только воздух проникает в их легкие, они становятся свободными». С этой поры в Лондоне больше невозможно было встретить объявления типа: «Продаются висячие замки из серебра для негров и собак». 
 
 
 
 
Отмена рабства. Худ. Бьяр 
 
 
Отмена рабства во французских колониях в 1848 г. Худ. Франсуа-Огюст Бьяр, 1949, Версальский дворец 
 
 
 
 
 
Тем не менее, рабовладение в самой Великобритании являлось вершиной айсберга. В XVIII веке вывоз рабов из Африки в английские и французские колонии для работы на плантациях по сбору сахара, чая, кофе, табака и хлопка, приобрел поистине гигантские размеры. По сути вся экономика страны строилась на доходах от рабского труда.  Для Великобритании колонии на Карибах были в десятки раз прибыльнее, чем  бесплодные земли Канады и восточных доминионов.  Упразднять настолько выгодную и прочную систему казалось делом практически невозможным.
В 1780 году группа английских идеалистов, вдохновленная примером Гренвила Шарпа, положила начало полемике по вопросу рабовладения в империи. В 1785 году Оксфордский университет организовал конкурс рассказов на тему «Законно ли делать рабом человека против его воли?». Победителем конкурса стал 25-летний студент теологии Томас Кларксон.  Он сразу же направился в Лондон, в путевых заметках он писал: «Мне пришло в голову, что если мой рассказ так верен, что получил главный приз, то кто-то же должен раз и навсегда положить конец  этому бедствию». По прибытии в Лондон он тут же связался с доктором Шарпом, организовавшим кружок единомышленников в среде квакеров, которые уже долгое время  выступали против рабства. Вместе с ними он основал Комитет по отмене рабовладения.  Решительно настроенные аболиционисты решили запустить компанию по привлечению общественного мнения к вопросам рабства.   Кларксон отправился в крупнейшие негритянские порты – Бристоль и Ливерпуль, чтобы собрать сведения, как ведут себя хозяева по отношению к рабам. Защитники рабства направили головорезов, чтобы помешать Кларксону, и он только чудом избежал смерти, когда они напали на него в Ливерпуле.  Но это не сломило молодого человека, он начал организовывать местные комитеты в пользу отмены рабства и устраивал публичные дебаты, на которые приглашал вольноотпущенных рабов, чтобы те вдохновляли других на борьбу.
 
 
 
Олода Экиану, вольноотпущенный раб 
 
 
Олода Экиану - африканец, раб, живший в XVIII веке. Ему удалось выкупить себя на свободу и от сразу же присоединился к движению аболиционистов. Впоследствии он написал автобиографию , которая сделала его богатым и знаменитым. В ней он выражал надежду на то, что черные рабы обретут свободу и правосудие. 
 
 
Безусловно, крупные рабовладельцы и плантаторы не могли больше делать вид, что ничего не происходит. Один из них жаловался: «Все типографии только и делают, что печатают памфлеты против рабства, уже и шагу ступить нельзя, чтобы не наткнутся на какого-нибудь аболициониста. Общество  против нас!».  Все понимали, что восстания против белых эксплуататоров на Карибских островах становились неотвратимыми.  Но некоторые продолжали упорствовать в своем праве владеть черными рабами. Баронет Банастр Тарлетон утверждал, что «сами африканцы никак не препятствуют рабовладельческому потоку»! Частично это было верным, поскольку африканская элита и сама владела рабами и также принимала участие в торговле людьми. Другие говорили, что благодаря работорговле флот  Британии пополняется моряками.  Аболиционисты же хотели добиться полного запрета на работорговлю. Население подписывало петиции, распространяемые компанией Кларксона, а тот в свою очередь отсылал их в Парламент.
К 1788 году было собрано более 60 000 подписей, практически все слои населения, богатые и бедные, ратовали за отмену рабства. В Парламенте молодой депутат Уильям Уилберфорс открыто выступил на стороне аболиционистов.  Уилберфорсы владели огромными землями в Британской империи и славились своими реакционными взглядами и благочестием.  Уильям пришел к выводу, что рабовладение противоречит христианскому догмату, и что его долг в том, чтобы положить конец рабству.  Когда богатые плантаторы увещевали его, что они помогают чернокожим, что в Африке те живут в диких условиях, а они привозят их в цивилизацию, тот ответил: «Как бы то ни было, мы не имеем права делать человека счастливым против его воли». 
 
 
 
Замок Кейп-Кост в Гане 
 
 
Замок Кейп-Кост, построенный для нужд работорговли на территории современной Ганы. Замок был перевалочным пунктом между Африкой и Карибскими островами, куда свозили рабов на плантации и мог вмещать одновременно до тысячи человек.
 
 
 
В 1789 году, заручившись поддержкой премьер-министра Уильяма Питта, Уилберфорс начал парламентскую кампанию.  Вместе с Кларксоном и Комитетом по отмене рабовладения они работали не покладая рук, денно и ночно, в выходные и праздники и наконец подготовили объемнейший отчет. Копии отчета были направлены всем парламентариям, однако в 1791 г. Парламент проголосовал за сохранение рабовладения 163 голосами против 88.
Английские женщины в свою очередь организовали бойкот сахару, ввозимому из Карибских провинций. Их поддержало более 300 000 человек. Потери импортеров сахара составили от 30% до 50%. Один из партизанов-аболиционистов писал, что его малолетний сын отказывается есть сахар, с тех пор как узнал о трактате Фокса. Уильям Фокс написал замечательный пафлет, направленный на отмену рабства.  Отчет, подготовленный Уилберфорсом и Кларксоном вышел отдельной брошюрой и разошелся многотысячным тиражом.
 
 
 
Уильям Уилберфорс 
 
 
 
Аболиционист Уильям Уилберфорс. Худ. Джон Райзинг, Уилберфорс-хаус, Англия 
 
 
В 1792 году премьер-министр Питт получил от Палаты Общин согласие на отмену рабовладения. Однако Палата Лордов наложила вето на проект.  Французская революция, случившаяся в то же самое время спровоцировала в Великобритании усиление цензуры и репрессии, что не могло не ослабить аболиционисткое движение.  Кроме того в 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание рабов, которое затем распространилось на все без исключения Карибские острова.  Мятежи черных против белых эксплуататоров стали реальностью.
 
 
 
Медаль с лозунгом аболиционистов 
 
 
"Я ли не человек и не брат?" - лозунг аболиционистской кампании. Медаль 1834 г.
 
 
Уилберфорс и Кларксон не опускали рук и продолжали свою миссию. И, наконец, в 1807 году достигли своей цели. За год до этого, когда вовсю бушевала война с Наполеоном, английское правительство запретило судам перевозить рабов во французские колонии.  Воспользовавшись удобным моментом, Уилберфорс, поддерживаемый другим министром-аболиционистом лордом Гренвиллом, добился, чтобы данный запрет касался всей торговли рабами. 
Таким образом, работорговля была упразднена, но не было отменено само рабовладение.  В мае 1830 года Уилберфорс и Кларксон, уже в преклонном возрасте, участвовали в собрании, которое знаменовало собой начало кампании по отмене рабства. В 1833 году Парламент разрешил эмансипацию рабов. К сожалению, Уилберфорс не мог порадоваться успехам аболиционистов, так как скончался годом ранее. Отмена рабства в Великобритании была официально провозглашена 1 августа 1838 года.  За день до этого, на Ямайке пастор Уильям Ниб провел службу, где рассказал о прибытии первых рабов на остров в 1562 году. По завершении церемонии в гроб были положены ошейник для наказаний, плети и кандалы, которые носили все рабы. На могиле была выбита надпись: «Здесь покоится колониальное рабство. Оно скончалось 31 июля 1838 года в возрасте 276 лет». 
Вслед за Англией рабство было отменено во Франции в 1848 году, в Соединенных Штатах в 1865, в Бразилии - 1888 году. 

 
 
Карикатуры Круикшанка и Джиллрэя 
 
 
 
Известные карикатуристы, такие как Исаак Круикшанк и Джеймс Джиллрэй,  высмеивали пороки рабовладельческого общества. Эти две гравюры были приложены к парламентскому отчету Уильяма Уилберфорса. 
На рисунке Круикшанка изображена палуба работоргового судна. Молодая негритянка (1) подвешена за щиколотку английским матросом (2), в то время как капитан (3) собирается ее высечь. 
Карикатура Джеймса  Джиллрэя ссылается на реальную историю молодого черного раба, который сильно занемог и не мог работать на плантации.  Хозяин (5) бросил его в бак с кипящей водой (4), приговаривая: «Ты себя плохо чувствуешь и не можешь работать? Так я вылечу твою простуду в горячей ванне!»
 
 
 
 
Автор: Жуковская Д.
 
 
 
   
Яндекс цитирования