Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Особенности культуры Византии: литература и изобразительное искусство

Христианство - мировая религия, исповедующая веру в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира - стало духовным содержанием европейской культуры на протяжении двух тысячелетий. Важную роль в становлении и развитии христианской культурной традиции средневековой Европы сыграла Византия. Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее культурной страной. Непрерывное существование государственных институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня грамотности и культуры. Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Это, в свою очередь, оказало влияние на развитие культуры и искусства разных народов Европы и Азии.
Судьба культуры Византии находилась в тесной зависимости от ее социально-экономического развития. Медленная эволюция византийского общества в сторону феодальных отношений наложила свой отпечаток на все стороны общественной и культурной жизни, во многом предопределив социально-экономические и идейно-политические различия между Византией и Западом. Отчетливее всего это проявилось в расхождении идейных традиций католической и православной конфессий христианства. На Западе сильно было влияние римского права, на Востоке - античной философии, прежде всего неоплатонизма, что приводило к постепенно нараставшим отличиям в церковной обрядности, внутренней организации и структуре. В богословской сфере по-разному трактовались вопросы о соотношении единства и множества, земного и небесного, человека и Бога.
В Византии светское государство само олицетворяло универсалистскую идею и ограничивало духовную власть церкви. Православие допускало ведение богослужения на местных языках, что, несомненно, обеспечивало успех ее церковным миссиям. В самой же Византии государственным языком и языком богослужения был греческий. Расхождение между византийской и западной культурой, ментальностью впоследствии стало столь значительным, что позволило командующему византийским флотом публично бросить крылатую фразу (в самый решающий для Византии момент в середине XV в.): "Лучше видеть царствующую в городе турецкую чалму, чем латинскую тиару".
Подобно Западу Византия прошла период борьбы между христианством и наследием античности. Православие очень рано стало государственной религией. Православная церковь утверждала свое идеологическое господство путем закрытия школ, университетов, библиотек, преследуя античную философию, науку и литературу. Но вскоре стало понятно, что христианство не может упрочить свое господство без помощи идеалистических систем и формальной логики античности. В борьбе с ересями теоретики христианства все активнее стали обращаться к наследию мыслителей древности, сохраняя тем самым в интересах христианской догматики культурное наследие античности. Так, один из отцов восточной церкви Иоанн Дамаскин, опираясь на учение Аристотеля, систематизировал богословие христианства, провозгласив тезис "философия - служанка богословия". В IX в. в Константинополе, который называли "вторым Римом", открылась высшая богословская школа, взявшая за образец систему обучения античной школы. На ее базе в XI в. был создан университет, имевший два факультета: философский и юридический. Этот своеобразный синтез культур нашел свое яркое отражение в литературе. Она отличалась большим разнообразием жанров: речи, беседы, стихи, эпиграммы, письма. Господство богословия в литературе привело к появлению нового жанра - "Жития святых", в которых восхвалялось подвижничество, самоотречение мучеников за веру. Кроме библейских повествований, были распространены сочинения отцов церкви - святоотеческая литература. Получили распространение апокрифы - предания, которые не вошли в канонические Библейские книги и не были признаны церковью. Борьба идей, направлений в литературе возродила такие формы литературного жанра античности, как басня, эпиграмма. Богатством отличалось устное песенное творчество. Одновременно с хрониками, продолжая традицию прошлого, появились и серьезные исторические сочинения. Особое место в них занимает эпоха правления Юстиниана I, когда на основе кодификаций римского права был создан свод законов, которые в дальнейшем легли в основу законодательства всех стран Западной Европы.
В формировании православного образа Византии немалая роль принадлежит изобразительному искусству - росписи храмов, мозаике, иконописи, книжной миниатюре. Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, художественная культура изменяет образную природу. Изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен света, ритмической красоты линий обобщенных силуэтов. Человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом. В зодчестве VII - нач. IX вв. совершается переход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества (IX в.) церкви украшались главным образом изображением христианских символов и декоративными росписями. Но уже в X в. стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определенном иерархическом порядке, подчиненном композиции крестово-купольной постройки. Тем самым создается единая по содержанию архитектурно-художественная среда, в которую включается также и икона, размещенная на иконостасе. Византийская живопись изображала исключительно фигуры людей. Тело имело значение лишь как символ духа, поэтому люди изображались абстрактно, неестественно, упрощенно. Основным элементом фигуры были лицо и глаза; торс, имевший в античном искусстве большое значение, в иконописи никакой роли не играл. Достаточно было схемы (канона). Все художественные задачи, стоявшие перед живописью того времени, обусловили и ее функции: икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания, для молитвы. В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью, и периода увлечения античными образцами распространился ювелирно-декоративный стиль.
В Византии никогда не затухало и светское художественное творчество. Сам Константинополь был огромной "мастерской великолепия" и до XIII в. превосходил богатством и блеском современные ему Лондон, Париж, Венецию, Флоренцию. Крепостные стены и башни Константинополя; сложная система акведуков и цистерн - резервуаров для хранения воды, среди которых выделялась цистерна "Тысяча и одна колонна"; большой императорский дворец, украшенный мозаикой, - все напоминало о силе и величии империи ромеев как наследников великой античности, претендующих на роль повелителя всего цивилизованного мира. В Византии сохранялась светская городская культура. Она господствовала в сфере театральных представлений и массовых зрелищ. Чрезвычайно популярны были цирк (ипподром) с конными ристалищами. Музыка была не только церковной, но и светской, и входила составной частью в императорский церемониал.
Византия оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Еще важнее то, что духовные ценности, созданные Византией, перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур, подвергались глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали иные черты под воздействием национальных творческих начал, тем самым способствуя развитию этих культур.