Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Культурная антропология

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы. Сколь многообразно человечество, столь многообразно и культурное творчество и развитие. Справедливо и обратное утверждение: культура творит человека. Подобная двусторонняя позиция порождает важную научную и этическую проблему: что самоценно - человек или культура?
"Антропос" - человек в переводе с греческого. Антропология - это наука о человеке. Она занимается всем, что имеет отношение к человеку, - физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т. д. Следовательно, человек - исходный пункт антропологического знания.
Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя все природное, выступает одновременно составной частью природы, ее высшим продуктом. Антропология призвана дать ответ на вопросы: каково место человека в природе? чем отличается человек от других животных? каков процесс человеческой цивилизации? Однако человек - это и общественное существо благодаря своим социальным свойствам и качествам. Человек - самая сложная биосистема.
Пониманию человека призвана помочь антропология, которая становится процессом самопостижения человека. Подобный процесс сочетает все имеющиеся в исторически определенной культуре познавательные формы - научные, обыденно-практические, эстетические, этические, религиозные, философские. Культура - порождение самого человека - особая сила, способная органически соединить в человеке природные и социальные качества. Человек понимается, таким образом, и не как чисто природное существо, и не как чисто социальное, и не как биосоциальный "кентавр", а как существо трехстороннее – био-социо-культурное. Человек оказывается и творцом культуры, и творением культуры, и носителем культуры. Культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии - принципы сотворения человеком культуры как "второй природы", как "мира человека", "ноосферы", говоря словами авторов биосферной концепции культуры, и пути сотворения человека культурой. Сущность человека в истории культуры  толковалась разноречиво - от аристотелева Zoon politicon (общественное животное) к средневековым Homo del (тварь Божья) и Homo faber (человек создающий), затем к просветительским Homo sapiens (разумный) и современным Homo economicus (экономический) и Homo ludens (играющий).
С момента своего появления культура реализует свою главную функцию - она компенсирует утраченную человеком способность генетически передавать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования - передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от общности к индивиду. Ребенок приобщается к культуре усилиями родителей и учителей с первых дней жизни. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает все свое духовное содержание - те или иные нравственные представления, те или иные религиозные взгляды (или атеистические), те или иные эстетические вкусы, те или иные политические убеждения.
В родовом и индивидуальном масштабах культура становится способом очеловечивания человека. При этом она решает другие задачи, нежели те, которые решает его социализация. Последняя включает индивида в структуру социума, делая его носителем определенных общественных отношений, исполнителем того или иного ансамбля социальных ролей. Культура формирует человеческую индивидуальность, поскольку наследование культуры, многостороннего опыта предков предполагает свободный - разумеется, с определенной долей условности на разных этапах истории человечества - выбор тех ценностей, которые данный индивид усваивает. Поначалу этот выбор осуществляет среда, потом школа и другие институты микросреды индивида, но по мере взросления он начинает самостоятельно выбирать все более широкий круг культурных предметов, вбирает в себя их духовное содержание. По мере развития человеческой цивилизации масштабы культурных богатств становятся столь значительными, что отдельный человек оказывается уже не в состоянии охватить и освоить все то, что накопила культура. Поэтому тот или иной выбор оказывается необходимым, неизбежным. Выбор, сделанный каждым человеком, становится в конечном счете единственным, как единственен и неповторим каждый человек. Так оказывается, что если индивидом человека делает природа, личностью - общество, то неповторимой, уникальной индивидуальностью его делает культура.
В этом смысле становится понятным, почему между этими двумя процессами возникают сложные, часто остро противоречивые отношения - в одном обществе существуют разные культуры и субкультуры, и в одной семье, в одном профессиональном коллективе, в одном сословии и классе мы встречаемся с широким разбросом индивидуальных культур; с другой стороны, историческая смена социальных систем не влечет за собой уничтожения старой культуры и конструирования новой.
Несмотря на существование множества культур, возможен диалог между ними, поскольку у истоков всех культур находится общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры определяют смысловые и символические границы. Диалог культур - это взаимопонимание и общение между различными культурами во времени и пространстве, духовное сближение культур, способ приобщения отдельной личности к многообразию культур. По выражению М. М. Бахтина, культура может существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между различными формами культурной деятельности, между произведениями различных авторов. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать "свой" голос, совершить личностное переосмысление "чужой" культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными фигурами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры. Каждая культура - по сути "двуликий Янус". Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, в стремление изменить и дополнить свое бытие. Процесс сотворения человека культурой проходит стадии культурного обмена и аккультурации. Аккультурация - взаимодействие и взаимовлияние различного типа культур, процесс длительного контакта одной группы индивидов с другой.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, требуют выработки новых представлений о развитии общества, в центре которых - подход к человеку как к высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Человек должен жить в таком обществе, которое соответствовало бы его интересам, желаниям, помыслам и целям.