Новости истории

20.04.2019
В Северном море обнаружился голландский корабль с грузом меди на борту, затонувший в 1540-е годы.

подробнее...

18.04.2019
15 апреля вспыхнул пожар в парижском Нотр-Даме. Полностью сгорела крыша, и рухнул шпиль.

подробнее...

18.04.2019
Редкую золотую монету, отчеканенную в Константинополе 1600 лет назад, нашли школьники на севере Израиля и передали в Управление древностей.

подробнее...

Культура Древнего Рима

Этрусская культура

 
Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.
Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.
В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.
Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII-VI вв. до н.э.).
В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.
 

Культура Рима в царский период

 
Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -
внутренним двориком и т.д.
Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.
 

Культура Рима в период республики

 
По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим  становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.
Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.
Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.
На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка, которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее
прославившихся полководцев стали называть императорами.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря.
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила
ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.
 

Культура Рима в период империи

 
С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец I в. до н. э. - II в. н. э. - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную Римскую империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции в эпоху эллинизма) оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в 1-II вв. н. э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм [основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121-180)].
Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I-II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 - ок. 114). Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей.
Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р.ок. 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа "Метаморфозы" (или "Золотой осел") Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (?-66 н. э.) Лукиан (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70-19 до н. э.) Гораций (65 до н. э.- 8 н. э.), Овидий (43 до н.э.-ок. 18 н.э.).
Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший (23/24 - 79), Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит (ок. 58-ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю.
К I-II вв. н. э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в
Помпеях, Геркуламеи Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.
IV-V вв. н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (330 г. н.э.).
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования