Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Храм Афины Алей в Тегее

Среди периптеральных храмов IV века до н. э. самый замечательный — храм Афины Алей в Тегее, заменивший собою старый храм, сгоревший в 395 году до н. э. Он построен знаменитым скульптором Скопасом, в первой половине IV века до н. э. По словам Павсания, храм в Тегее считался самым красивым в Пелопоннесе. Этому, надо полагать, немало способствовали и его скульптурные украшения (в том числе и фронтонные группы), также выполненные Скопасом. Сохранившиеся фрагменты скульптур исполнены патетической выразительности и прекрасно характеризуют стиль мастера (табл. 101, фиг. 1,3). Все сооружение выполнено из мрамора. Перед храмом был большой алтарь, от которого сохранились только богато декорированные фрагменты (табл. 101, фиг. 4). 
Храм в Тегее был окончательно раскопан сравнительно недавно, и его роль в общем развитии греческой архитектуры еще не вполне оценена. Нет никакого сомнения, однако, что он является характернейшим примером храмового зодчества своего времени и свидетельствует о существенных переменах во вкусах. Отметим стремление обогатить интерьер и применить ордер в архитектурной обработке стены. 
Несмотря на то, что храм дошел до нас в очень разрушенном состоянии, тщательные раскопки и обмеры руин позволили восстановить его основные черты. Это был дорический периптер несколько более вытянутых пропорций, чем было принято в IV веке до н. э.; он имел 6х14 колонн и стилобат размером 19,16 х 47,52 м (рис. 226—229). Дорические колонны птерона, высотой около 9,5 м, были необычно стройны: нижний их диаметр укладывался в  
высоте шесть с лишним раз. Стволы колонн имели по 20 каннелюр. Профиль эхинов утерял обычную ранее плавную кривизну, став почти прямолинейным (рис. 230; табл. 101, фиг. 5). Украшенная свободной, изысканной по рисунку порезкой сима увенчивала карниз, завершавший стройную архитектуру Тегейского храма, контрастировавшую своей суховатой подтянутостью со скульптурой фронтонов и богатством интерьера (табл. 101, фиг. 2; 102, фиг. 1—4). 
К вытянутой с востока на запад целле примыкали пронаос и описфодом. Целла имела много общего с целлой храма Аполлона в Бассах, архитектура которого, несомненно, повлияла на строителя Тегейского храма. Идеи, заложенные в композиции первого сооружения, получили здесь дальнейшее развитие, свободное от слепого подражания и отвечающее новым интересам эпохи. Так, коринфские полуколонны внутри целлы, напоминающие ионический ордер фигалийского храма, выступали здесь непосредственно из продольных стен целлы, являясь, таким образом, следующей ступенью в развитии условного применения ордера и в усложнении выразительного языка греческого зодчества (ср. рис. 163 и рис. 226, 229). Благодаря отсутствию поперечных стенок целла должна была производить более просторное и импозантное впечатление, вместе с тем увеличивая в композиции интерьера значение культовой статуи. База этой статуи занимала всю свободную ширину наоса.  Кроме главной фигуры Афины, на одном с ней пьедестале помещались изваяния Асклепия и Гигиейи также работы Скопаса. Как в Бассах, целла имела дополнительный вход, на этот раз со стороны севера. (Сходные черты встречаются и в другом аркадийском храме — в Лусах (рис. 365), который, возможно, является подражанием храмам в Бассах и Тегее). Наконец, как и в Бассах, мы снова встречаемся здесь со всеми тремя ордерами одновременно: близ храма найдены фрагменты ионических капителей, возможно принадлежавших четырем свободно стоявшим колоннам, базы которых были обнаружены снаружи, у углов здания. Наличие в композиции трех ордеров было отмечено еще Павсанием (VIII, 45, 3), хотя его описание тегейского храма не вполне совпадает с данными новейших раскопок. 
 
 
 
Развитая пластика внутреннего ордера позволяет угадать в авторе крупного скульптора.  Изысканная база ионического характера, покрытая прекрасной резьбой (табл. 102, фиг. 4, и рис. 231), огибала полуколонны, угловые пилястры и продольные стены целлы, а сочные капители во многом определили установившийся позже тип, хотя отличались своеобразием пропорций и рядом индивидуальных особенностей. Так, колокол капители покрыт внизу двумя рядами аканфовых листьев, а угловые волюты  выходят из-под них, одетые в каннелированную оболочку, подобно позднейшим, развитым образцам. Но расстояние между угловыми волютами необычно велико и занято не центральными завитками и пальметтой, а одним большим аканфовым листом, достигающим абака (табл. 101, фиг. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 101