История религии Как появился и развивался протестантизм

Грибулина А.

     Протестантизм — является одним из 3 главных направлений христианства, которое возникло в начале XVI века в результате реформации в Северной Европе. В 1529 году группа людей, представляющая свободные города, и глав малых государственных образований (большинство германских земель), выступила с официальными протестами против сейма. Данный протест был направлен на прекращение движений за реформу, которую проводила Римско-католическая церковь. Все эти делегаты участвовали в работе имперского сейма в городе Шпейере, где большая часть представителей состояла из католиков. Если провести хронологию, то можно заметить, что реформационное движение, которое захлестнуло Западную Европу, совпадает с началом распада феодального строя и появление ранних буржуазных революций. Выступления против феодалов огромного количества народа и движения зарождающейся буржуазии обретали религиозную направленность.

     Оказалось невозможным определить в них религиозные требования и отделить их от требований социально-экономических и политических: все было взаимосвязано. В религиозном плане преобразования привели к глубочайшему спаду в летописи Римско-католической церкви, от латинских традиций западного христианства отделилась многозначительная доля верующих, которые создали новую, северную (или протестантскую) традицию западного христианства. Определение «северная традиция» применяется из-за того, что является направлением христианства  и считается отличительной чертой населения Северной Европы и Северной Америки, несмотря на то, что сегодня протестантские церкви практически распространены по всему земному шару. Слово «протестант» не считается специфическим термином, а сами участники Реформы обычно представлялись реформаторами или евангелистами. Разнообразные протестантские церкви классифицируются по деноминациям, то есть по видам религиозных объединений, у которых схожие принципы организационной структуры и обучения вере, не смотря на то, самостоятельны они или сгруппированы по национальному, религиозному или международному признаку. Деноминации протестантов наделены высшей степенью приспосабливания к конкретным условиям за счет такой же высокой степени распространения. Преобразования, которые вызвали раскол западного христианства, завершились отказом признать верховенство римского папы и от применения латыни на правах официального языка, который считался единственно допускавшимся для общения в религиозной сфере. Строго централизованная иерархическая церковь – это особенность католицизма. В свою очередь, протестантизм выделяется существованием большинства разнообразных и независимых христианских движений. К ним относятся: церковь, община и секта. Эти движения автономны в своей религиозной деятельности.

     Протестантская (Северная) или традиция западного христианства — это национальная традиция, локальная, местная. Исходя из требования наиболее детального и осмысленного восприятия веры всеми верующими, реформаторы престали использовать мертвую и непонятную широким массам латынь и  приступили к процессу переосмысления христианства в области культур наций и государственных языков. Кальвин в наибольшей последовательности определял буржуазное направление Реформации, интересы и настроения буржуазии, которая  боролась за власть. Центром  его учения является доктрина об абсолютном предопределении, из чего следует, что всех людей можно разделить на избранных и осужденных. Во время Реформы уже в протестантской традиции можно проследить два главных направления, которые стремительно развиваются в последующие столетия. Первое (протестантское) направление пыталось подготовить реформированный вариант латинской церкви. Представители этого направления не принимали руководство папского престола, создавали национальные церкви, формируя иное понятие христианской веры в области  культуры нации и их языка и, избавились от того что, по их мнению, расходилось со смыслом Священного Писания.

     Радикальные протестанты преследовались во многих Европейских странах, особенно во время Реформации. Наиболее гостеприимными для них были Нидерланды; недолгий период  XVII века в Англии сами имели преимущественные позиции, и все же настоящей родиной радикального протестантизма считается Америка. Тем не менее, начиная с восемнадцатого века, консервативное и радикальное направления стали сближаться и перемешиваться между собой, образуя иные протестантские церкви, общины и секты. К ним относятся мормоны и пятидесятники. В XVIII веке в рамках протестантских устоев зародились такие религиозно-нравственные учения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение). Указанные движения, во многом среди церквей (евангелистическими), вкладывали особую значимость в различия среди формальными и настоящими христианами, которые брали на себя в силу личной веры известные обязательства. Протестантская, или северная, вера содействовала большому обмирщению западного христианства. Библия в роли  единоличного источника учения о вере и собственная вера в качестве инструмента спасения добротно уменьшили роль духовенства и присутствие таинств в религиозной жизни.

     Обмирщение религиозной жизни в протестантизме содействовало секуляризации (в переводе с латинского означает освобождение от церковного влияния). Впоследствии повод и мотивация для освящения повседневной жизни верующих потеряли свою значимость. И все же, если в странах, где доминирует протестантское влияние, скорость секуляризации общества выше, то в странах, где доминирует латинская традиция, мощнее атеистические и антиклерикальные движения. Убеждения, которые лежат в основе протестантской традиции, содействовали энергичному созданию протестантскими богословами понятий, сопряженных с такими терминами, например, «откровение», «вера», «психология веры». Протестантское мировоззрение в век Просвещения оказало влияние на происхождение и прогресс рационализма. Позднее протестантская идея влияла на философию либерализма, в XX в. протестантские богословы воздействовали на формирование экзистенциализма и диалектического учения. К числу влиятельных протестантских богословов двадцатого века можно отнести К. Барта, Р. Бультмана, Д. Бонхёффера и П.Тиллиха. Большинство протестантских церквей активно участвуют в процессе объединения всех христианских конфессий. Данному движению присвоено название экуменического (в переводе с греческого «экумена» означает мир, Вселенная) и преследует цель восстановить христианское единство, которое было утрачено во время средневековья. В современном мире сторонники данной ветви христианства могут пользоваться практически всеми благами цивилизации и достижениями научно-технического прогресса, например, могут без всяких ограничений выбрать тарифы безлимитных линеек. Они активно используют новейшие технологии, ресурсы Интернета (социальные сети, форумы, чаты), имеют свое радио и телевидение, да, в общем, практически ничем не отличаются по внешнему виду и поведению от обычных «светских» людей.

 

 

 

 

Автор: Грибулина А.