История России в стальных машинах
Древние города имеют свою, только им свойственную особенность — старинные архитектурные и исторические памятники соседствуют с не менее удивительными объектами современности. Нижний Новгород — один из первых российских городов, в нем сохранилось до наших дней множество культурных ценностей, рассказывающих о его героическом прошлом. Но есть в нем и такие, которые повествуют об современной истории России.
Музей Истории Железнодорожного Узла Горький-Сортировочный
Это необычное учреждение представляет собой скорее простую открытую площадку, где установлены необычные памятники — паровозы. От традиционного музея его отличает не только это, в нем нет:
- экскурсоводов;
- охраны.
А самое главное – вход на его территорию свободный и что удивительно на сегодняшний день бесплатный.
Но не следует думать, что это просто лужайка с разбросанной тут и там старой техникой. Между музейными экспонатами, которые установлены на специальных постаментах-рельсах, обустроены удобные тротуарные дорожки, засеяны травяные газоны, территорию отделяет симпатичный забор и освещается она антивандальными фонарями. Вход находится под аркой с названием музея «Паровозы России».
Натуральные экспонаты
Вся железнодорожная техника, представленная в экспозиции, не бутафорная, а что ни на есть самая настоящая. Еще буквально несколько десятков лет все эти паровозы были в ходу и трудились на железных дорогах нашей страны. Всего в музее под открытым небом выставлено 15 пассажирских и грузовых локомотивов, доставленных в Нижний Новгород со всех уголков нашей необъятной страны.
Каких только паровозов здесь нет:
- старинный дореволюционный серии b;
- немецкий трофейный «Эр», выпущенный в 1921 году;
- румынский;
- локомотив из Швеции;
- советский с 50-х годов XX века.
Гордостью выставки является пассажирский паровоз Су 253-33, выпущенный Сормовским заводом. Он известен тем, что на нем в 1995 году совершила ретро-поездку из Тулы в Москву знаменитая принцесса Диана. Раритет из Петербурга модификации «Э» - Эн-01 не просто большая редкость, а единственный уцелевший экземпляр. Большой популярностью у посетителей пользуется огромный пассажирский локомотив П36-0071, который можно не только рассмотреть изнутри, но и подняться на его высокую крышу.
Возле экспонатов установлены таблички, в которых подробно описываются их достоинства и технические характеристики. На паровые машины можно взобраться, постоять у котла или на тендере, сфотографироваться внутри кабины, если дверь не закрыта. У некоторых паровозов окна и дверные проемы наглухо заварены, это сделано для защиты паровых котлов и другого оборудования от бомжей и вандалов.
Расположен этот уникальный музей «Паровозы России» на территории Канавинского района, невдалеке от действующей платформы «Нижний Новгород — Сортировочный».