Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Город архаической эпохи

Развитие греческого полиса было вызвано ростом производительных сил родового общества. По мере того, как углублялись классовая диференциация общества и  дальнейшее разделение труда между ремеслом и сельским хозяйством, греческие города быстро росли, превращаясь в центры городских рабовладельческих общин, постепенно складывавшихся в города-государства. 
Население возникавших городов составляли свободные ремесленники, торговцы, моряки (в приморских городах) и аристократия, управлявшая полисами. Развитие греческого города в некоторых общинах было связано с так называемым синойкисмом, т. е. объединением жителей ряда тяготеющих друг к другу общин в поселения. Часто вновь избранным хозяйственным центром общины был древний укрепленный родовой поселок, превращавшийся в город. Процесс слияния отдельных, в прошлом родовых общин, по-видимому, закончился в основном уже в начале VIII века до н. э. 
Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение — гибелью: побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство. 
Гражданскими правами пользовалось все свободное население («демос» —  народ). Однако в рассматриваемый период, в VII—VI веках, особое значение в управлении играли родовая аристократия и близко с ней связанная знать из разбогатевших купцов и владельцев ремесленных мастерских. 
Особое значение в эту эпоху приобретают приморские промышленные города, как Коринф, Афины и др. Впрочем, размер этих городов был еще весьма невелик. Например, Коринф при Периандре и Афины при Писистрате насчитывали не более 20000 жителей. 
Центром культурной и хозяйственной жизни общины становятся города, нередко стоявшие на местах древних поселений микенской эпохи. Средоточием политической и религиозной жизни города служит акрополь (кремль)—укрепленный холм, господствующий над окружающей местностью и являющийся надежным укрытием жителей на случай осады. Иной раз акрополями становились холмы, укрепленные еще правителями микенской эпохи; в рассматриваемый период на них высились не дворцы вождей—базилевсов, а храмы богов —  покровителей новой гражданской общины. Акрополь — это священное место полиса, обычно, вероятно, служившее и хранилищем государственной казны. 
У подошвы крутого холма акрополя располагались жилые и ремесленные кварталы города, разраставшиеся стихийно и потому не имевшие правильной планировки. Ремесленники селились отдельными слободами. Примером может служить Керамик— гончарная слобода в Афинах (наименование ее происходит от греческого слова керамос — глина). 
Если в древнейщую героическую эпоху агора — место собраний — помещалась у двора царя, как, например, в Трое, то теперь в полисах агора располагается в нижнем городе. 
Городская агора превращается в главную общественную площадь, где свободные граждане полиса собираются для обсуждения важных вопросов выслушивания решений буле (совета). 
Агора становится политическим центром каждого полиса и часто располагается в центре города. В приморских городах агора располагалась по возможности близко к гавани. В дальнейшем агоры обрастают большим числом общественных зданий, храмов, портиков и т. п., постепенно приобретая характер архитектурно-организованного целого. На этом раннем этапе сложения классового общества в нем еще не получили развития те противоречия, которые характерны для последующих этапов. В древнейшем греческом городе не наблюдалось резкого различия между жилищами отдельных свободных граждан. В них еще нет того контраста между кварталами богачей и трущобами, которые стали характерной особенностью города в более развитом классовом обществе. 
Остатки одного поселения, которое можно целиком отнести к архаике, обнаружены раскопками около современного селения Калабак-Тепе близ Милета. Они дают представление об общей планировке и благоустройстве и сравнительно мало данных об отдельных домах. Поселок, расположенный по склону холма, имел незастроенную площадь перед большим зданием, возможно храмом. Обнаружена дорога общей шириной в 4,3 м, из которых на проезжую незамощенную часть приходилось 2,7 м, а на каждый из выложенных плитами тротуаров — по 0,8 м, ширина боковых переулков достигала 2 м. Внутри кварталов друг к другу примыкали дома со стенами из небольших, хорошо притесанных камней. В одном из домов сохранилась до высоты 2 м каменная лестница шириной 78 см, со следами деревянной балюстрады с одной стороны. Она могла вести во второй этаж или на плоскую крышу. 
На примере Афин лучше всего можно проследить развитие застройки большого античного города. Возникновение Афин относится к глубокой древности. Миф приписывает Тезею объединение царских и влиятельных городов Аттики в Афинах, ставших с тех пор единым политическим центром страны. 
К VI веку до н. э. Афины представляли большой город, раскинувшийся вокруг первоначального ядра — Акрополя ( рис. 182). Помимо этой древней цитадели в городе выделились и другие общественные центры, и в первую очередь Пникс — вероятно, место древнего культа, а затем афинского народного собрания. Здесь сохранились следы террасы, частью высеченной в скале, частью поддерживаемой массивной полуциркульной подпорной стенкой (дошедшие до нас остатки относятся к IV веку до н. э., но имеются следы и более ранней стены). 
Ареопаг (холм Арея) — ныне голая скала, сохранившая мало следов строительной деятельности — был местом сбора древнего аристократического совета. 
Агора, первоначально находившаяся, вероятно, между Акрополем и Пниксом, затем передвинулась в район севернее Ареопага. Расширение города происходило в северо-западном направлении, вследствие чего одновременно с ростом значения агоры последняя стала центром, а Акрополь оказался в стороне. При Солоне город был обнесен стенами, но по имеющимся у Фукидида (VI, 7) указаниям можно заключить, что он имел прежде более древние укрепления. 
В конце VI века до н. э., при Писистрате, город украшается многими культовыми и общественными зданиями. На холме Акрополя перестраивается древний храм Афины—Гекатомпедон, на южном склоне Акрополя устраивается театр Диониса, на агоре воздвигается алтарь «Двенадцати Богов», и во многих местах города основываются новые святилища. Писистрат провел в город водопровод, подводивший воду с далеких Гиметских гор, почти за 12 км. Канал частью был высечен в скале, частью проложен по каменному акведуку и снабжал водой главный городской водомет или фонтан — Каллирою, названный с этого времени Эннеакрунос, т. е. Девятиструйный. Местоположение его до сих пор остается спорным. 
В этот период весь участок в пределах городских стен был тесно застроен, и его жалкие жилища и кривые улочки представляли резкий контраст с богатством и величиной общественных зданий. Однако кое-какие попытки регулирования застройки имелись: например, был издан закон сначала о штрафе, а затем о запрещении строить вторые этажи в жилых домах так, чтобы они нависали над первыми, затемняя узкие улицы. 
 
 
 
Рис. 182