Новости истории

18.01.2018
"Воскрешенная" ДНК двух древнеегипетских мумий, найденных в окрестностях Каира в начале 20 века, помогла ученым раскрыть их родословную и выяснить, что они были двоюродными либо единоутробными братьями

подробнее...

18.01.2018
В этот день, 18 января 1943 г., ровно 75 лет назад немцы вновь начали высылать евреев из Варшавского гетто в Треблинку.

подробнее...

11.01.2018
Чернокожий раб Джеймс Хемингс, принадлежавший Томасу Джефферсону, американскому президенту, был непревзойденным мастером французской кухни. Недавно археологи обнаружили помещения, в которых Хемингс готовил блюда для своих хозяев.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
Подписаться письмом
 
 

Героические образы в музыке

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

 

Героические образы очень характерны для исторической темы, композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

 

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

 
 

Александр Невский. Современная икона

 


Александр Невский. Современная икона

 
 

Из образов русских героев, особенно любимых в музыкальном искусстве, можно назвать: князя Игоря Бородина, Ивана Сусанина Глинки, Александра Невского и Кутузова из опер Прокофьева. Во многих музыкальных произведениях выведен собирательный героический образ русского народа, например, в операх «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского.

 
 

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

 


Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

 
 

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт, Лист.

 

Глинка был первым русским композитором, написавшим оперу, он жил в сложный исторический период – во время Отечественной войны 1812 г. Эта борьба русского народа не на жизнь а на смерть, желание во что бы то ни стало защитить свое отечество, вдохновила Глинку на написание оперы «Иван Сусанин».

 
 

 
 

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном, в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

 
 

Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург. Фото: 1900-е гг.

 


Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург. Фото: 1900-е гг.

 
 

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

 
 

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

 


Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

 
 

В опере «Иван Сусанин» Глинка создал и героический образ народа, который исполняет партию хора и как бы подтверждает слова главного героя, который, не боясь смерти, готов отдать жизнь за спасение Родины. Весь русский народ прославляет подвиг Сусанина и сам, не колеблясь, пойдет на смерть, во имя жизни.

 
 

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

 
Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

 
 


В основу сюжета оперы Бородина «Князь Игорь» положена история борьбы древнерусских князей с кочевниками-половцами. Сама история была описана в «Слове о полку Игоревом», которым пользовался композитор при написании своего произведения. В опере Бородина, как и в опере Глинки, большое внимание уделено народным мотивам, особенно в хоровых партиях. Князь Игорь – подлинный герой, он горячо любит свою родину – Русь и готов огнем и мечом оборонять ее от врагов.

 
 

 
 

Опера «Князь Игорь» представляет собою величественную народную эпопею, правдиво воссоздающую в обобщенных, ярких и жизненно-убедительных образах один из трагических периодов прошлого русского народа в его борьбе за единство и национальную независимость. В героической концепции оперы, в ее главных музыкальных образах Бородин воплотил наиболее типичные черты национального характера и душевного склада русского народа: беззаветную любовь и преданность Родине, моральную стойкость и героическую сплоченность в борьбе с врагом, сопротивление деспотизму, насилию и произволу.

 

В операх «Хованщина» и «Борис Годунов» их автор – М. Мусоргский рисует героический образ народа.

 

Работа над «Хованщиной» продолжалась до последних дней жизни композитора, можно сказать она была делом всей его жизни.

 
 

 
 

В центре оперы «Хованщина» – идея трагического столкновения старой и новой Руси, исчезновение старого уклада и победа нового. Содержание составляют подлинные исторические события конца XVII века, борьба реакционной феодальной знати во главе с князем Хованским против партии Петра I. Сюжет дан в сложном, многоплановом развитии, показаны различные социальные группы – стрельцы, раскольники, крестьяне («пришлый люд»), грубый крепостник-феодал Хованский и «полуевропеец-полуазиат» Василий Голицын. В опере далеко не все соответствует фактическим событиям, но с поражающей глубиной дана драма русского народа, показана его духовная сила и его стойкость. В «Хованщине» Мусоргский создал образы русских людей (Досифей, Марфа), поражающие величием души.

 
 

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

 


Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

 
 

В центре действия «Хованщины» находится народ. Особенностью этой оперы Мусоргского является то, что автор показывает народ не как единое целое, но выделяет различные социальные группы, которые и получают особую музыкальную обрисовку, причем характеристика каждой группы дана в развитии. Так, характеристика стрельцов резко отличается от характеристики раскольников; особо стоит группа «пришлых людей», крестьян; иные черты подчеркивает Мусоргский, изображая крепостных Хованского. Различные характеристики даются отдельным группам при помощи различных песенных жанров и различных характеров песен. Хоры буйных стрельцов построены на интонациях молодецких, плясовых песен с энергичными, плясовыми ритмами; в песне «про Сплетню» отразились черты городского частушечного фольклора. Контраст представляют молитвенные хоры стрельцов и хоры стрелецких жен в сцене «шествия на казнь» – где основой служат народные плачи, вопли, причитания. Хоры раскольников звучат архаично, в них сочетаются черты народнопесенного склада с суровостью знаменного распева (хор «Победихом», в котором переработана мелодия народной песни «Стой, мой милый хоровод»); в V действии («В скиту») в музыке широко использованы старинные раскольничьи молитвы и песнопения. Хоры «пришлого люда» и крепостных девушек используют непосредственно крестьянскую песню – лирическую, протяжную, величавую.

 
 

Ф. Шаляпин в роли Досифея в «Ховащине» Мусоргского. Большой театр, Москва. Фото: 1912 г.

 


Ф. Шаляпин в роли Досифея в «Ховащине» Мусоргского. Большой театр, Москва. Фото: 1912 г.

 
 

Героическая тема находит отражение и в творчестве С. Прокофьева. Можно сказать, что вся, написанная им музыка буквально пропитана героикой. Большинство произведений композитора создано с использованием исторических сюжетов, а там, где история, там и герои. Особенно ярко образы героев проявляются в его знаменитой опере «Война и мир», написанной по мотивам одноименного романа-эпопеи Л. Толстого. С особой тщательностью композитор прорабатывает образ Кутузова, вынужденного оставить Москву на разграбление врагу, и собирательный образ русского солдата, воюющего за свою Отчизну.

 
 

 
 

Замысел оперы «Война и мир» возник у Прокофьева весной 1941 года. Начало Великой Отечественной войны сделало эту тему особенно близкой и актуальной. Композитор писал: «...Уже тогда приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы» .

 

Стойкость русского характера, который выдержал, не сломался перед лицом суровых испытаний, выпавших на его долю в тяжелые годы вражеского нашествия, показана в опере в сценах на поле брани, народных образах (солдат, ополченцов, жителей Москвы, партизан) и в образах отдельных героев. Особенно выделяется величавая фигура полководца – фельдмаршала Кутузова, музыкальная характеристика которого складывается из неторопливых, разделенных паузами фраз, речитативов, его основной темы и завершающей образ арии-монолога. В опере Прокофьева сконцентрированы два начала, обобщенно выраженные в теме войны, народного бедствия, и в теме Москвы – Родины. Первая тема, с ее настойчивым резким звучанием трубы и валторн на фоне остинато трубы и фаготов, образует симфоническое вступление. Эта грозная и тревожная «заставка» играет важную драматургическую роль, звучит как набат, возвещая о смертельной опасности, нависшей над Москвой и Россией. Вторая тема – символ бессмертия Родины – звучит в арии Кутузова. Величавый, структурно завершенный монолог Кутузова – кульминация 10-й картины. Эта ария, написанная в сложной трехчастной форме с декламационным вступлением и средней частью, выделяется как могучая вершина над «текучей» речитативной музыкой предшествующих диалогов участников военного совета . Она создана по принципу эпической портретной характеристики русского героя в операх Глинки и Бородина, о которых говорилось выше. Помыслы и чувства Кутузова обращены к судьбе Москвы и Отчизны.

 
 

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

 


Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

 
 

Из зарубежных композиторов стоит выделить Бетховена, написавшего знаменитую увертюру «Кориолан». Кориолан был римским полководцем и жил в I веке до нашей эры. Имя Кориолан ему было дано в честь завоевания им города вольсков Кориолы. Бетховен написал свою музыку для постановки пьесы Коллина. В увертюре композитор рисует психологический «портрет» Кориолана, показывает трагический конфликт его души. Согласно Бетховену именно большое несчастье позволяет человеку стать мужественным, что мы и наблюдаем в «Криолане». Вся увертюра – внутренний монолог героя, становление его героического образа.

 
 

 
 


Подводя итог вышесказанному заметим, что русские композиторы в своем творчестве часто обращались к героико-патриотической теме, поскольку она была актуальна во все времена. Главное, что героические образы, созданные в музыке, отражают идею защиты Родины, прославляют мирную жизнь и показывают, что герои только обороняют Отчизну от врага, но никогда не нападают. Герой вообще несет людям только добро, защищает и оберегает их и сам по себе принадлежит к народной среде. Таков Иван Сусанин, образ которого нарисован в опере Глинки, таков народ из «Хованщины» Мусоргского, таков Кутузов Прокофьева, вынужденный сдать столицу врагу, во имя спасения всей страны.

 

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

 
 

Автор: Санникова Ю. chaika2@yandex.ru

 
 

Обсудить статью на форуме

 
 
 
 
   
Яндекс цитирования