На сайт    Регистрация    Вход    Форум    Пользователи    FAQ

Список форумов » Мировая история » История и современность




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 12 ] 



Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Пн апр 09, 2018 10:34 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Хронология
Без хронологии нет истории, хотя бытует мнение о второстепенном её значении. Серьёзные хронологические исследования практически не ведутся, хотя именно хронология помогает понять, занимаются ли историки моделированием прошлого или словоблудием вокруг выдуманной ими виртуальной «древней» действительности. Хронологией считают науку о развитии представлений о времени и техники его измерения. Это астрономическая хронология. В другом случае полагают, что хронология – это привязка событий к временной оси, обоснование дат исторического процесса. Это историческая хронология. Традиционная история утверждает, что датировка исторических событий в целом завершена, и заниматься этим серьёзно не имеет смысла.
Календарей в мире создано множество: лунный, солнечный, лунно-солнечный, подекадный, суточный. А есть ещё календари с началом года в марте, сентябре, январе и не обязательно с первого числа, например в Ливонии в тринадцатом веке год начинался 25 марта. И различаются так же эры, к которым эти года относятся. И меняются календари от народа к народу. И это создаёт грандиозные проблемы. Ведь если у народа год состоял из одного месяца, значит, его история может удлиниться в двенадцать раз, если этого не учитывать! При датировке следует различать датирование историческое, то есть, на основе текстов и археологическое. Если в источниках указана дата, или если к дате приходят через цепочку умозаключений, то можно говорить об абсолютном датировании. Опасность этого метода в том, что источники могут давать неверную информацию, или информацию, которую мы, исходя из своих представлений, неправильно интерпретируем.
Историки очень не любят писать об одной стороне хронологии – о происхождении календарей, их развитии, создателях и динамике распространения. Календари «сидят» в голове и заместить один счёт времени другим крайне трудно. У римлян был лунный календарь, а потом появился годовой из 10 месяцев и 304 дней. Как такой год мог возникнуть, историки не говорят, они просто декларируют сообщение. Пользовались таким календарём за семь веков до Ромула, но потом постепенно стали удлинять год и довели до 355 дней. Как и почему это происходило – полное молчание . Согласно Селешникову, начало месяца определялось по появлению молодого серпа после новолуния. Глашатаи сообщали об этом населению. Но поскольку год всё-таки до истинного не дотягивал, его удлинили, добавляя каждые два года 13-й месяц. Поди, разберись в этой белиберде. Римляне давно вымерли, спросить не у кого.
Но в Риме была такая личность, которую звали Марк Туллий Цицерон, которая обожала шляться по судам и форумам и произносить речи, чтобы потом, в эпоху Возрождения, ученики заучивали их как образцы риторического искусства. По его свидетельству жрецы удлиняли сроки своих друзей и укорачивали сроки пребывания на должностях недругов. Время уплаты налогов также зависело от времени, объявленного жрецами. Недаром Вольтер, который был лично знаком со многими жрецами, как-то сказал, что «римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день». Чем это закончилось, известно: пришел Юлий Цезарь и всех выгнал. «Реформа календаря превратилась в острую потребность» пишет Селешников. За первый месяц года был принят январь. И как же распространялся по полям и весям Римской империи этот новый календарь? Селешников ничего об этом не пишет, но замечает, что на первых порах такой календарь применялся только в Риме. И только первый (Никейский) христианский собор (325 г.) признал его. То есть, лет эдак 400 никто об этом календаре слыхом не слыхивал, а затем какой-то собор его признал – и дело сделано. И ведь речь здесь о самых исследованных веках империи. И ни слова о трудностях введения этого календаря, одни басни про переименование месяцев, да переносе 31-го дня и об ошибочном вставлении високосного года через два года на третий тупыми жрецами. «Вот так совершенствовался юлианский календарь, остававшийся неизменным до шестнадцатого века, а в отдельных странах и до начала двадцатого» - пишет Селешников. А ведь большая часть Европы в Римскую империю никогда не входила. Там-то как этот календарь распространился?


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Вт апр 10, 2018 6:26 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Анна Доротея фон Бринкен в книге «Историческая хронология Старого Света» посвятила юлианскому календарю целый раздел. Она указывает, что в Афинах новый календарь приняли только в шестом веке нашей эры, а до этого использовали другой с другим наименованием месяцев. А ведь Афины – древнейшая римская провинция! К тому же это единственная история, которую автор смог рассказать про введение юлианского календаря. Единственный автор, который взял на себя труд выяснить раннюю историю распространения юлианского календаря был Э. Бикерман (Хронология древнего мира, 1976). Он пишет: «На западе Римской империи календарь был введён без изменений, но в восточных провинциях название его месяцев обычно приспосабливалось к местным обычаям. Первым греческим городом, принявшим реформу календаря в 46 году до н.э., был город Саламин (на Кипре). В 26 году Август преобразовал египетский подвижный год, добавив шесть дополнительных дней каждые четыре года. С этого времени Александрийский год, как он назывался, начинался всегда 29 августа. В Азии юлианский календарь был принят в 9 веке до н.э. и начинался в день рождения Августа – 23 сентября. Неюлианские календари сохранялись во многих частях Азии и на западе, где народы не желали отказываться от привычного лунно-солнечного года». Про Александрийский год переводчик этой книги, Л. Ратнер, заметил, что вряд ли египтяне называли свой новый год «александрийским». Но источники утверждают, что во многих провинциях продолжали пользоваться старым календарём ещё и 4-6 веках нашей эры.
Итак, картина реального распространения юлианского календаря отсутствует. Появляется мысль – а не был ли юлианский календарь просто частью процесса распространения солнечного года? А вот с введением нового григорианского календаря через шестнадцать веков, в эпоху книгопечатания и централизованной власти, римским папам в течении веков не удавалось навязать новое летоисчисление. Россия приняла его только в веке двадцатом. И это притом, что переход на новый календарь никаких трудностей не представлял – просто сдвинули даты на пару недель. На самом деле григорианский календарь широко распространился в Восточной Европе и в Азии только в двадцатом веке.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Вт апр 10, 2018 7:07 pm 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Можно уверенно говорить, что весь этот календарный хаос существует только на бумаге и в головах историков-фантазёров. Вообще, точное измерение солнечного года представляет практический интерес. Но следует учитывать, что кроме непонятного написания цифр, существует множество разных точек отсчёта, от которых ведётся счет лет. Например, долгое время вёлся счёт от сотворения мира, а поскольку это время рассчитывалось исходя из Библейских указаний, крайне неясных, то существовало около двухсот различных эр «от сотворения мира», причем разброс в датировке достигает более трёх тысяч лет. А ведь дело эрами от сотворения мира не ограничивается, их развелось бессчётное количество – по великим завоевателям, от правления каких-то династий, от дат революций, побед, основания городов и так далее. Прокштейн в своей книге перечисляет 32 эры, а Скалигер в своей книге 50 страниц посвятил описанию главных эр. Л.В. Черепнин в брошюре «Русская хронология» в разделе «Ошибочные даты в древнерусских актах» пишет: «… в древнерусских документах мы часто находим неверные цифровые обозначения годов. …часто встречаются искажения действительных дат при переписке и других случайных причин. Цифры стирались при длительном хранении, переписчики не обращали на это никакого внимания, меняли даты, вообще пропускали, искажая смысл источника». И далее в разделе «Неточности хронологических данных в русских летописях и их проверка»: «надо учитывать, что и летописные данные часто грешат неточностями. Особенно это относится к Начальной летописи – наиболее раннему дошедшему до нас памятнику летописного типа. Исследованием ряда специалистов (главным образом Шахматова) доказано, что первоначальный текст (или предшествовавший ей и не дошедший до нас летописный свод) в основном представляет собой сплошное литературное изложение лишенное хронологической сетки. Основные даты наиболее раннего периода вставлены уже позднейшей рукой и не имеют под собой твёрдой почвы. Они появились в результате домыслов и соображений сводчика, сопоставлявшего события русской истории с известными ему из греческих источников хронологическими данными, относящимися к истории Византии».


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Ср апр 11, 2018 7:28 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Не следует считать, что эра вводится сразу после некоего события. Когда в хлеву в Бетлехеме появился на свет младенец, никакой «эры от Рождества Христова» не существовало. Скорее всего, эра просто выдумывалась и относилась в такое далёкое прошлое, что в неё укладывались все известные события. Как возникла наша эра? Данных по этому случаю у историков почти нет. На протяжении нескольких сот лет после пребывания Христа на этой земле никто и не думал пользоваться счётом лет «от рождества Христова», даже когда христианство уже широко распространилось. Вот собрались в Никее самые мудрые христиане и постановили вести ввести юлианский календарь, даже не вспомнив о Христе. Сегодняшние даты пребывания пап и королей на престоле и даты жизни святых пришлось пересчитывать из разнообразных эр значительно позже. Селешников пишет, что христиане более пяти веков обходились без своего летоисчисления, не имели ни малейшего понятия о времени рождения Христа и даже не задумывались над этим вопросом. Перелом совершил никому не известный и вряд ли вообще существовавший монах Дионисий. Вот что писала в наше недалёкое, очень антирелигиозное время, Каменцева: «Фиктивной эрой является наша современная эра. Она ведёт счёт лет от несуществовавшего события – появления на свет Иисуса Христа. Эта эра была предложена монахом, скифом по рождению Дионисием Малым в 525 году н.э. в связи с вычислением пасхалии. Дионисий высчитал год рождения Христа с помощью расчётов, ничего общего с наукой не имеющих. Даже церковники признавали полную несостоятельность этих расчётов. В Евангелиях нигде нет сведений о дате рождения Христа. Принятие эры Дионисия было связано в первую очередь с необходимостью расчёта пасхальных таблиц. Сегодня эра Дионисия стала своего рода абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий».
Итак, наша эра - чисто условная точка. Но так ли уж это важно? До Дионисия счет лет велся от времени правления императора Диоклетиана и никого из христиан это не смущало, а вот Дионисия, простого монаха, смутило. Как водится, предложенное им новшество было принято не сразу. Тот же Селешников пишет: «впервые официальное упоминание «от рождества Христова» появилось в документах лишь через два века после Дионисия, в 742 году. И только с XV века все папские документы в обязательном порядке стали использовать эту дату, правда, одновременно указывая и счет лет «от сотворения мира»». Вот так! Двести лет о предложении Дионисия не было ни слуху не духу, да и потом мало кто, кроме папского двора вообще ею интересовался.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Ср апр 11, 2018 5:39 pm 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Не следует думать, что только русские историки не обращают внимания на несуразицы «нашей эры». Запад – не исключение. В уже упомянутой книге фон ден Бринкен, расчёт пасхалий был произведён Августином из Кэнтербри в Англии, принёсшим их из Рима (где они ещё не использовались, согласно Селешникову). Однако основной расчёт пасхалий сделал Беда Достопочтенный (673-735), который в Хрониках 703 и 725 года довел эти расчёты аж до 1063 года. правда, сначала в своих расчётах он пользовался эрой от сотворения мира, и только по том в своей истории церкви в Англии он использовал эру от рождества Христова. Уве Топпер считает Беду вымыслом гуманистов, а даты «от рождества» ввёл Дени Пето (Петавиус) в XVII веке. Беда пишет в своей «Церковной истории народа англов», (2003): «В шестидесятом году до воплощения Господа Гай Юлий Цезарь первым из римлян пришел с войной в Британию». Так могли писать только в веке семнадцатом. Топпера смущает использование Бедой сравнений с Византийской хронологией – говоря о 603 годе, он подчёркивает, что это был третий год царствования византийского императора Фоки. Топпера также смущает то, что Беда предпринимает серьёзные усилия, чтобы уверить англичан в существовании римлян в Англии, причем относит их пребывание там к гораздо более позднему времени, чем в действительности. Он утверждает, что христианство распространено в Африке и в Египте, хотя в его время там господствовал ислам. Много и других несоответствий. Селешников утверждает, что Беда Достопочтенный Англии никогда не покидал. Тогда где он набрался идей вести счёт лет от рождения Христа, если этого счёта ещё и в Риме не было? Основной труд Беды «Dе tеmроribus ratione» сохранился до настоящего времени в 81 рукописи. Не многовато ли для восьмого века? Уве Топпер цитирует Гертруду Бодманн, исследовавшую в своей диссертации «Летоисчисление и возраст мира» представления о времени в средневековье и утверждающую, что счет лет «от рождества Христова» начал распространяться с одиннадцатого-двенадцатого веков, а счет лет «до новой эры» - только с семнадцатого-восемнадцатого. Интересно, что в 12-ти томной «Истории Германии» Адам Бременский даже не упомянут. Не разобрались ещё традиционные историки во всей этой хронологической каше.
Насчет «распространения эры от рождества Христова настораживает тот факт, что фон ден Бринкен кроме упомянутой «Истории» Беды никаких более примеров использования этого летосчисления не приводит. Но зато она указывает, что на рубеже первого тысячелетия от рождения Христа эра Дионисия не являлась практикой датирования, вовсю использовались различные эры от сотворения мира, Ватикан датировал документы от начала правления очередного папы, французские короли датировали свои документы от начала своего правления, а христианская эра встречается в поздних копиях и не исключается её более позднее вставление. А если учесть, что большинство документов, относящихся к той эпохе, самими историками считаются подделками (Фаусснер к поддельным отнёс 6 тысяч документов из 6200!), то вопрос о введении нашей эры запутывается окончательно.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Чт апр 12, 2018 10:08 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Надо сказать, что в старых документах абсолютные датировки встречаются очень редко. В основном, это относительные датировки по отношению к какому-то событию. Это вызывает противоречия, которые зачастую разрешить невозможно. Если же противоречий в тексте нет (его называют «непротиворечивым»), описываемые в нём события можно распределить по порядку появления, не привязывая к временной оси. Если таких текстов несколько, то их можно распределить между собой по тому же принципу. Таким образом, мы получаем непротиворечивое распределение событий во времени, и если хотя бы для одного события удаётся определить дату на временной шкале, мы получаем абсолютную хронологическую шкалу событий. Это идеальный вариант. На самом деле временное распределение событий – это вариативный пасьянс, в котором очень много неточностей и неопределённостей. Но в современной исторической науке оставлять событие без точной привязки к хронологической шкале считается неприличным. В такой обстановке вероятность хронологического мифотворчества весьма велика.
Именно к таким поправкам и следует отнести все датировки относительно эры «от рождения Христа» до пятнадцатого века. Приведём пример такого явного анахронизма. Пётр из Дусбурга в своей «Хронике земли Прусской» (1997) которая якобы написана в первой трети четырнадцатого века, использует как само собой разумеющиеся даты от рождества Христова и при этом использует арабские цифры, но встречаются и римские обозначения и несколько выражений «Христос в год от Воплощения Своего 1254 послал …» что говорит о том, что писалась работа в период замещения одной хронологической датировки другой. Но никаких оригиналов этой работы не сохранилось, а сохранились копии шестнадцатого-семнадцатого веков. Так может и писалась работа в это же время?
Наша современная хронология чисто религиозная по характеру, основана на вере, а не на знании. Читая исторические книги, предназначенные для широкой аудитории, нигде не обнаруживаешь и намёка на сомнения в истинности современной хронологии. Не бывает в мире такого совершенства! Если бы историки традиционалисты честно признавались, что сами они никогда датировку описываемых ими событий не проверяли, а просто опираются на другие авторитеты, можно было бы вести с ними диалог. Некоторые историки всё-таки отваживаются делать замечания о некотором несовершенстве хронологии, не решаясь трогать всё здание. Но быть может такое религиозное отношение, не имеющее к науке никакого отношения, вызвано чем-то другим? Может человека больше устраивает вера, чувство спокойствия и уверенности, что всё вокруг изучено и измерено?


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Пт апр 13, 2018 7:28 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Не исключается вероятность того, что новая система летоисчисления авторам Ветхого Завета знакома не была, либо система от рождества Христова до 1627 года не использовалась.
У истоков современной хронологии стоит ведущий учёный конца шестнадцатого – начала семнадцатого века Жозеф (Йозеф) Жюст (Юстус) Скалигер (1540-1609). Он был сыном итальянского врача и филолога Жюля (Кая Юлия) Цезаря де ла Скала (1484-1558). Итальянская приставка «де ла» равноценна немецкому «фон» и указывает на дворянское происхождение. Это был в своё время могущественный дворянский род, некоторое время правивший в Вероне. Но на самом деле Скалигеры к этому роду никакого отношения не имели, а происходили от бедных дворян не то Бурденов, не то Бордони. Вольность в отношении собственного происхождения была, вероятно, первой, но не последней выдумкой этой семьи. В возрасте 22 лет молодой Скалигер примкнул к реформаторству, участвовал в двух войнах на стороне гугенотов, бежал в Женеву и остаток жизни провел в Лейдене в лютеранстве в качестве профессора университета. Вот что писали о его создании хронологии в начале двадцатого века (Мищенко): «В основу своей хронологии Скалигер положил труды Евсевия и его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация. За текстами древних хронографов, восстановление которых само себе является чудом дивинаторской критики, даются примечания к хронике Евсевия, в которых библейская история освящается с помощью многочисленных источников. Затем следует изложение начал хронологии. Силой воображения и точных знаний С. Построил мировую историю, синхронистически сопоставив события от начала ассирийского царства до половины XV века нагей эры».
Вышедшее из употребления прилагательное «дивинаторский» в то время обозначало «божественное предвидение» - определение говорит само за себя. Поговорим же об этом божественном предвидении. Скалигер, впрочем, на хронологии не остановился, а издал ещё труд о важности монет для исторической науки. Здесь следует отметить удивительный факт: несмотря на такие высокие оценки, труды Скалигера ни на один современный язык не переводились. Единственным исключением является его автобиография и некоторые письма, изданные на французском в 1873 году. Кроме того, на латыни выходили, после смерти Скалигера, его письма. Все древние и средневековые тексты переведены на основные языки мира, а труды Скалигера – нет. В отношении гениального учёного, блистательного гуманиста своей эпохи, такое отношение крайне подозрительно. Скалигер оставил краткую, но вполне информативную биографию, которую знали последующие поколения. Правда, последние 15 лет своей жизни он не описал. Кроме того, известны две речи произнесённые на его похоронах и записанные его учениками. Правда, всё это было переведно с латыни на английский только в 1927 году (Робинсон). В предисловии к этому переводу, автор (Робинсон) сравнивает Скалигера с Аристотелем. «Светоч мира», «безбрежный океан науки», «победитель времени» - вот некоторые эпитеты, которыми награждали Скалигера современники.
Пытаясь, при таких эпитетах, объяснить, почему никто не изучал его биографию, Робинсон объявляет, что такая грандиозная задача по плечу фигуре, равной по масштабам самому Скалигеру. Первая книга о Скалигере (Бернайс) написана наполовину по латыни и состоит в основном, из отрывков его писем и немецких пояснений к ним. Правда, почему-то данный автор оценивает Скалигера как незаурядного писателя, а не учёного, но это вполне понятно – в девятнадцатом веке история рассматривалась как часть литературы, а не науки.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Пт апр 13, 2018 6:36 pm 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Наиболее солидный труд, посвященный хронологии, это книга Иделера, вышедшая в девятнадцатом веке. Он отмечает ошибки Скалигера, возникшие от пропуска знаков препинания, его живом, склонном к фантазированию характере и ограниченности астрономических знаний. Далее Иделер говорит, что многие ошибки Скалигера были исправлены его последователем и критиком Петавиусом (он же Дени Пето), который обладал теми же достоинствами, что и Скалигер, плюс весьма основательными астрономическими знаниями. Впрочем, это явилось, скорее, результатом бурного развития астрономии в семнадцатом веке, в то время как во время Петавиуса астрология ещё считалась ведущей естественнонаучной дисциплиной. Из книг таких авторов как Иделер, Бикерман, следует, что они считали Скалигера и Петавиуса отцами-основателями современной хронологии. Однако ко времени написания книг о Скалигере, разрабатывать тему было уже не нужно, достаточно было выбирать непротиворечивые сведения из других книг.
Так подробно освещается вопрос о Скалигере, потому что надо закрыть огромную дыру, образовавшуюся от вранья традиционных историков о том, что хронология началась тогда, когда спустившиеся с деревьев обезьяны додумались считать до трёх. У истоков современной хронологии стояли сложные фигуры, и приходилось им творить в сложное время. Наши сегодняшние критерии честности, объективности и порядочности не применимы к тем временам. В двадцатые годы исследованием эпохи Скалигера и его деятельности занялся американский профессор из Принстона Энтони Грэфтон. О переводе его книг на русский язык, мне ничего неизвестно. Часть своего двухтомника Грэфтон посвящает жизни и деятельности Скалигера. Поэтому взглянем на него глазами Грэфтона. Он признаёт, что классическая филология и хронология возникли в шестнадцатом веке, но не может избавиться от мысли, что хронология была известна и в Александрии и отцам церкви. После скромной оценки хронологии тех времён, Гэфтер сразу перескакивает в пятнадцатый век. Автобиографию Скалигера он называет чрезмерно высокомерной, в которой слишком выпячивалось проявление смолоду оригинальных способностей юноши. После смерти отца Скалигер занялся изучением греческого и достиг в этом немалых успехов. В 1564 году он уже эксперт в вопросах литературного греческого и латыни. Затем он обращается к языкам Востока, привлекая этимологию для анализа текстов. Но хотя его лексические знания признавались бесспорными, переводы его выглядят незрелыми. С 1565 года Скалигер путешествует, проводя большую часть времени в Северной Италии вместе со своим покровителем Луи Частенье де ла Рошпозе. Он интересовался стариной, но никакими рукописями в Италии не пользовался, а только теми, которые хранились во Франции и в Германии. Вообще итальянцы ему не понравились. Он также удивлялся той свободой, которой пользовались в Италии евреи. Евреи, в свою очередь, восхищались его библейским еврейским, хотя Скалигер сам признавал, что его знание библейского, который он выучил по книгам, слабовато. Он побывал со своим покровителем и в Англии, в которой половая распущенность аристократии произвела на него отталкивающее впечатление. И хотя его отношение к Англии было продиктовано французским воспитанием, его оценки бедности культуры и исторических сведений находятся в разительном контрасте с баснями об интеллектуальной жизни и Беде Достопочтенном. Это можно объяснить тем, что в шестнадцатом веке в Англии ещё не была налажено производство исторических фальшивок.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Сб апр 14, 2018 7:48 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
В 1567 году он сменил гражданское платье на форму солдата. Его протестантство было хорошо известно, его имущество было разграблено, а многие друзья убиты. В 1570 году он осел в Валенсии, где изучал римское право и начал восстанавливать работу юриста и историка Африкануса. Он становится учеником Куяса, широко известного во Франции учёного, который много поспособствовал росту известности Скалигера. После страшной Варфоломеевской ночи в 1572 году он покидает Францию и переезжает в Женеву, где получает предложение стать профессором. Однако через три года он возвращается во Францию и живет у своего покровителя де ла Рошпозе. В деньгах он не нуждается, благодаря наследству, оставленному матерью и помощи покровителя и друзей. О женщинах в его жизни ничего не известно, однако, о женитьбе он не задумывался и мог посвятить себя всего науке. Этим объясняется его скорость, с которой он писал свои работы, хотя этому вполне можно дать и другое объяснение.
Отточив свои таланты на ниве филологии. Скалигер обратился к хронологии. Первой его жертвой стал некий Марк Манилий, римский астроном, сочинивший в 22 году до н.э. стихотворение по астрономии для императора Тиберия. Стихотворение состояло из пяти томов. Скалигер сразу понял, что Манилий с задачей не справился, ибо расставил строки в неправильном порядке. Включив свой дивинатор на полную мощность, и не заботясь о восстановлении текста, Скалигер превратил «Астрономику» (так называлось стихотворение) в работу, призванную проложить его путь к собственной хронологической системе. Издана была работа в 1583 году и встречена весьма холодно. Удивляет и то, что никакой полемики Скалигер по поводу своей работы не вёл. А вот через десять лет его полемика по поводу его системы была весьма активна. Пфистер полагает, что год публикации «Исправление хронологии» был подогнан под григорианскую реформу. Подробно рассматривая второе издание «Исправления», Пфистер указывает, что оно содержало 850 страниц со множеством хронологических таблиц и подробными указаниями, как ими пользоваться. Принцип изложения материала таков: сначала описывает календарь, затем его привязка к хронологической шкале, а затем пересчёт дат событий, с этим календарём связанных. Ясно, что ошибка в привязке календаря к временной оси ведёт и к ошибкам в датах всех с ним связанных событий. А что таких ошибок немало, показал потом Петавиус. При этом Скалигер занимался в основном датированием правлений известных из литературы правителей, за реальность которых поручиться никак нельзя.
Таблицы свои Скалигер основывает на Евсевии и Плутархе, а также на многочисленных древнееврейских и арабских писателях. Проверить правильность цитирования ещё никто не удосужился. В Лейдене Скалигер создал второй свой труд «Сокровищница времён», призванный упорядочить все известные даты и факты. Он показал, как с помощью хронологии можно восстанавливать утраченные события, особенно в отношении древней истории, от которой сохранились лишь отрывочные сведения. С большим успехом этот метод был применён к «Хронике» Евсевия для проверки приведённых в ней данных. Попутно Скалигер обновил латынь, не менявшуюся со времени Цицерона, но каким образом отсюда следует вывод Бернайса, что он абсолютно верно изложил историю, мало понятно. Бернайс также замечает, что в отношении Евсевия Скалигер совершил несколько крупных ошибок и объявляет вторую часть «Сокровищницы времён» абсолютно негодной к употреблению. Скалигером владело явное желание закрыть белые пятна прошлого и у него в дело шло всё, даже если ему самому было ясно, что речь идёт о фальшивке.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Сб апр 14, 2018 4:38 pm 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Одним из соратников Скалигера в деле составления второго издания «Улучшенной хронологии» был Исаак Козобон. Именно Казобон открыл список античных правителей, который был привязан к греческим олимпиадам. Скалигер предварительно высказал предположение о существовании такого списка и удивление, что его нет у Евсевия. Козобон собрал по крупицам сведения о правителях, время правления которых совпадало с временем проведения олимпиад. Он нашел в Парижской библиотеке длинный список (который хранился там с тех времён, когда и библиотеки ещё не было), лежавший на полке и никому неизвестный до того времени, как понадобился Скалигеру. Этот парижский список удалось найти только через 200 лет англичанину Крамеру. Список был на бумаге, пожелтевшей от времени и Крамер отмечал, что Скалигер внёс в него много «улучшений». Скалигер приводил тексты и других древних хронографов, нимало не смущаясь тем, что непонятным образом эти тексты хранились веками никому не известные, а в нужный момент оказывались в его руках.
Надо сказать, что нигде ни слова нет про список победителей олимпиад, который нашел Козобон. Правда, упоминается, что имена победителей заносились в специальные списки, но самих списков нигде нет. В отношении рукописи, найденной Козобоном, надо сказать, что он работал библиотекарем в Парижской королевской библиотеке, и вполне мог просто положить туда эту рукопись, а потом «найти». Разумеется, это предположение, но основанное на слишком стандартном пути «обнаружения» очень многих античных текстов. Попытайтесь найти в широком доступе истории обнаружения известных древних произведений. Ничего не выйдет. Незачем широкой публике знать подробности, сомнения возникнут. Если на эту тему и пишут, то несколько общих слов, без акцентированиях на деталях. Историки не в состоянии объяснить, почему все рукописи античных авторов, обнаруженные в эпоху Возрождения, таинственным образом исчезли, хотя сотни и даже тысячи лет до этого хранились. Почему эти античные авторы, до того совершенно неизвестные, вдруг косяками выплывают из глубин прошлого и, дав себя скопировать, снова исчезают. А не потому ли, чтобы не разоблачили фальшивки?
Скалигер был незаурядной личностью, организовать такое перекрытие пустых мест в истории и увязать такие противоречия – нужен был гений. Но и гении ошибаются. Скалигер был человеком своей эпохи, пропитанным её заблуждениями, предрассудками и ошибками, которых он просто не видел. И созданная им хронология вобрала в себя все эти характеристики. Она является виртуальной картиной, призванной скрыть наше незнание прошлого и отражающей примитивное представление о человеческой цивилизации.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Вс апр 15, 2018 8:05 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
Имя Скалигера принято произносить вместе с другим именем родоначальника современной хронологической системы – Петавия (он же Петавиус, Пето и Петау). Петавиус уточнил систему Скалигера, улучшил и немало поспособствовал популяризации. И что немаловажно, сделал её приемлемой для католических стран. Мало кому известно, что был и третий автор хронологии – немец Сета Кальвизий. Его упоминают часто, но о нём практически ничего неизвестно. Кальвизий был преподавателем музыки, математики и астрономии Кальвизием с египетским именем Сет. На самом деле его фамилия была Кальвиц, жил он в 1556-1615 годах и был церковным кантором в Лейпциге. Прославился он как реформатор хорового искусства и составитель многоголосых аранжировок церковных гимнов. Благодаря музыкальной одарённости, он стал директором университетской школы Святого Павла в Лейпциге, затем он проработал 12 лет в княжеской школе вблизи Наумбурга и снова вернулся в Лейпциг. Родом он был из небогатой семьи. Он занимал должность кантора церкви Святого Фомы – должность, которая потом перейдёт к Иоганну Себастьяну Баху. В 1605 году Кальвизий выпустил огромную по объёму книгу «Opus chronologicum». Эта книга пользовалась большой популярностью и несколько раз переиздавалась. Именно у Кальвизия хронология ближе всего к той, которую применяют сегодня, но имя его практически не упоминается, хотя именно таблицы из его труда бессовестно копировались многочисленными авторами, без упоминания его имени. Оба автора сотрудничали. Кальвизию принадлежит идея 12 эпох, которую развил и уточнил Скалигер, а Кальвизий затем использовал этот уточнённый вариант. И тот и другой не делали ничего, кроме как распределяли по хронологической шкале данные многочисленных авторов, понаделавших в своих трудах множество ошибок. Сущность ошибок заключается в том, что к временной шкале «приклеены» события, но не описание событий. Это неверно, можно говорить только о частичной упорядоченности описаний, а полное упорядочивание практически невозможно.
Стараясь распределить события по временной шкале, Скалигер и Кальвизий неизбежно ошибались, и последующие поколения хронологов вынуждены были постоянно их корректировать. Когда эта хронология окостенела, к ней стали просто присоединять дополнительные колонки новых археологических данных и расшифрованных и неправильно датированных текстов.
Так же мало известно современникам имя Петавия. Ему повезло меньше, чем Скалигеру, хотя и больше, чем Кальвизию. Лео Каррер, немецкий теолог в книге «Исторически-позитивный метод Дионисиуса Петавиуса» даёт его краткую биографию. Родился он в 1583 году, когда Скалигер опубликовал свой труд «Исправление хронологии». Ребёнка назвали Дени, но более он известне под своим латинским именем Денисиус. Он до сих пор известен в среде теологов как исследователь церковных догм и деяний «отцов церкви». Отец сына придавал большое значение образованию и Дени с юных лет выучил греческий и латынь, математику и философию. В Париже, где он продолжил обучение, он познакомился с Исааком Козобоном, который посвятил его в тайны гуманистического ремесла. Подозрение о том, что основной деятельностью гуманистов было создание апокрифов, накладывает тень и на Дени Пето. Казобон и рекомендовал Петавию заняться изданием текстов некоего Синезиуса, жившего в 370-413 годах в Греции и Верхнем Египте философа, ученика знаменитой Гипатии. Её отец Теон и сама Гипатия препадавали математику, что является чистым апокрифом, так как сведения о них появились только тогда, когда основные математические законы были уже открыты. Просто гуманисты, боясь обвинений в колдовстве, публиковали свои труды под псевдонимами и «погружали» их в античность. И вот в провинции Бурже, где нет лучших условий в изучении трудов Синезиуса, Петавиус погрузился в исследования. Правда, Бурже славен своим собором, о котором Бальзак писал, что весь Париж не стоит одного этого здания и одно время был столицей Франции, но ни о каком собрании античных авторов в его библиотеках и речи не шло.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: История хронологии
 Сообщение Добавлено: Пн апр 16, 2018 7:29 am 
Не в сети
Знает, что пишет

Зарегистрирован: Ср дек 06, 2017 9:45 am
Сообщения: 91
В 1603 году Петавиус издал свой труд: некую речь Синезиуса о греческом писателе Дионе Хризостоме, труды которого незадолго до этого издал Фридрих Морель. «Морель» в переводе с греческого означает «Златоуст». Сомнительно, чтобы древние греки давали такие имена своим детям, поэтому на этого Хризостома также падает подозрение, что это очередная выдумка гуманистов. Лучшего повода для подтверждения реальности античного автора публикацией его речей другим античным автором и быть не может. В Бурже Пето установил контакты с иезуитами, и это вскоре привело его в этот орден. В 1612 году он публикует «Собрание сочинений Синезиуса, епископа Киренского», которое он лично перевёл (а скорее, сочинил) на латынь. В Париже существовала иезуитская Коллегия Клермонт, где преподавал знаменитый теолог Мальдонат, оставивший после своей смерти обширный архив, которым и поручили заниматься Петавиусу. Одновременно он работал профессором в коллегии Ла Флеш. Это провинциальное захолустье, где вообще нет никаких библиотек, но, тем не менее, Петавий умудрился раздобыть и издать на греческом и на латыни три речи императора Юлиана и семь речей Фемистиоса. В 1616 году Петавий, совместно с коллегами Яковом Сирмондом и Ле Дюком публикует книгу о константинопольском патриархе Никифоре. В 1618 году Петавиус окончательно обосновывается в Париже в колледже Клермон, где работает профессором теологии. Здесь он несколько лет работает над ранним христианским автором Епифанием. Вопрос о том, каким образом речи и письма этого святого сохранялись около 1000 лет, никто не задавал. Декан Домского собора Орлеана Матурин Симон обвинил Петавиуса в присвоении материалов Мальдоната, архивом которого занимался Петавиус. До конца 1621 года Петавий преподавал риторику, публиковал стихи и оды, работал над переизданием своих книг. В некоторых работах он затрагивал вопросы хронологии, но вплотную занялся ими после 1622 года. В 1627 году вышел его объёмистый труд «Наука о времени». В русском переводе его весьма вольно перевели как «Книга о познании времени». В 1630 году Петавий издаёт дополнение к своей «Науке о времени» под общим названием «Уранологеум». В первой части своего труда он опубликовал работы античных авторов по хронологии (стоило Петавиусу заинтересоваться хронологией, как античные авторы засыпали его своими работами по астрономии). Иделер утверждал, что в «Науке о времени» многие последующие авторы находили основу для своих изысканий. Профессора, которые возжелали преподавать хронологию по книгам Петавиуса, жаловались, что основную часть своего трёхтомного труда он посвятил полемике с оппонентами и детализированным расчетам, в которых не разобраться. Но никакой особой системы он не предложил.
После выхода его книг, к Петавиусу приходит слава. Даже большая, чем к Скалигеру. Выполняя заказ на создание учебника хронологии, он выпускает небольшую книгу «Обзор времени» в 1633 году, в которой сравнительно кратко изложил принципы определения дат, как это представлялось в первой половине семнадцатого века. Иделер считал эту книгу лучшей в своём жанре. В первой части книги излагаются сверхдостоверные даты от сотворения мира до Адама и Евы. В издании 1703 года Петавий, уже давно отошедший в мир иной, с того света дополнил издание до восемнадцатого века. Подозрительна детальность списков античных правителей и вселенских соборов, два из которых – в 1639 и 1642 годах проходили в Константинополе, который с 1603 находился под властью турок. Деньги на проведение, видимо, выделял султан. Все римские правители представлены одним списком – и императоры Священной Римской Германской империи и даже Людовик XIV как видим, ещё в семнадцатом веке античность и Римская Германская империи не разделялись так резко, как делают сегодня историки.
Из всего списка Петавий выбрал несколько характерных дат: -3983 – сотворение мира из ничего. -1209 – падение Трои, -975 – распад древнего Израиля и появление Иудеи; -754 – основание Рима; -4 – рождение Христа; +33 – казнь Христа. Последние две даты удлиняют жизнь Христа.
В 1635 году Петавий публикует на французском работу «Хронологический пробный камень», в котором даёт наставления о проведении хронологических изысканий. Отметим, что в основном Петавий просто декларировал многие даты, даже не обсуждая их. Сделав своё дело, Петавиус отошел от хронологии и посвятил всего себя теологии. Умер он в 1652 году. Последние девять лет своей жизни он занимал должность библиотекаря Клермонской Коллегии.
Итак, у истоков современной хронологии стояли филолог Скалигер, музыкант Кальвизий и теолог Петавиус. Ни один из них не защищал диссертацию на звание кандидата исторических наук и не был сотрудником Института Истории АН СССР. Тем не менее, созданный ими монстр воспринимается как солидное научное достижение, не нуждающееся в проверке и доказательствах.


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 12 ] 




Список форумов » Мировая история » История и современность


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2

 
 

 
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Русская поддержка phpBB