На сайт    Регистрация    Вход    Форум    Пользователи    FAQ

Список форумов » Мировая история » История религий




 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 16 ] На страницу 1, 2  След.



Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Древний Египет
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 1:09 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Египет - греческие название страны Кем (на самом деле К’м, поскольку в древнеегипетском языке фонемы «е» нет). Смысл этого сакрального названия сейчас неизвестен. Древнегреческие путешественники отмечали труднодоступность получения знаний египтян для постороннего исследователя. Все знания можно было получать только в рамках храмового обучения. Причем процесс обучения носил ступенчатый характер, включающий посвящение в знание при переходе на следующую ступень обучения. Такие посвящения позволяли непосредственно переживать обретаемые знания, словесная сторона которых при формальном изучении может показаться либо скучной, либо путанной. Поэтому при изучении источников необходимо сопереживать их содержание и вместе с тем обладать смелостью непредвзятого взгляда.
Посвящение подразделялось на три степени (допуска к тайным знаниям):

1 – большая часть младшего храмового персонала имела первую ступень посвящения. Их душа Ба хотя бы раз в жизни испытывала спонтанный выход, странствие в инобытие и возвращение, запоминая все, виденное там;

2 – вторая ступень достигалась упражнениями, дававшими способность посредством воли отправлять свою душу Ба в странствие-исследование инобытия;

3 – третья ступень, именуемая чудотворцами, магами (волхвами), Иерофантами, Адептами, Великими Посвященными одарялась способностью не только самостоятельно отправлять свою душу Ба в иные миры, но и руководить душами Ба других людей в странствиях-познаниях инобытия.
Большая часть мистического опыта египтян оставалась неизреченной, малая часть высказывалась или записывалась символически (или аллегорически), и ничтожная доля обнародовалась для профанов («профан» др. греч. = мирской человек, мирянин) в виде мифов и легенд. При этом мистический опыт получения знаний не противопоставлялся эмпирическому опыту, но дополнял его до гармоничного целого. Здесь можно провести параллель между лево- и правополушарными путями познания, или школами Правого и Левого глаз Гора.

Все что наверху подобно тому, что внизу - один из основополагающих принципов в Древнем Египте: закон подобия. Египет земной считался отображением Египта небесного. Местом единения считался Нетер. Причем Нетер мог пониматься как смысле состояния души, так и в смысле храмовых построек. Символически Нетер изображался в виде секиры. Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуат небесный на Земле. Дуат - царство Осириса. Согласно египетской Книге Мертвых (книге Амдуат) - именно здесь выносится окончательный вердикт душе умершего, если она смогла достигнуть Дуат. Иероглиф Дуат - круг со звездой в центре. Астрономически Дуат соотносится с районом звезды Ал-Нитак созвездия Ориона. Отображением этой же звезды является пирамида Хуфу. Таким образом, Мемфисский некрополь есть Дуат земной - отображение Дуата небесного. Остались также свидетельства, утверждающие, что Дуат земной находится в Мемфисе. Возникновение Дуата связывается с основополагающим сказанием Древнего Египта об Осирисе и Изиде. Любопытно, что хотя упоминаний об этом сказании огромное количество, до нас не дошло ни единого полного изложения.

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 1:12 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.
Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.
Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.
Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 1:15 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Характерной чертой египетской мифологии является обожествление животных. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты. С приручением животных некоторые стали божествами скотоводов.
К числу наиболее почитаемых животных - божеств относились бык (Апис, Мне-аис, Бухис, Бита) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот). Например прилёт ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила.
Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т. д.
РА - бог солнца, который воплощался в образе сокола. Изображался человеком с головой сокола и солнечным диском на голове.
Изображение
НЕЙТ - богиня войны и охоты, создательница семи богов и людей. Она изображалась в виде женщины в короне Нижнего Египта.
Изображение
ХОНСУ - бог луны, имел функции бога времени и его счета.
Изображался юношей с серпом и диском луны на голове, иногда - ребенком с пальцем у рта и с "детским локоном"
Изображение

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 1:17 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
БАСТЕТ - богиня солнечного света и плодородия.
Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки (львицы).
Изображение
МАНТУ - бог войны.
Почитался в виде человека с головой сокола солнечным диском на голове.
Изображение
ХОР - бог неба, олицетворение царской власти. Изображался в виде сокола, человека с головой сокола (часто в двойной царской короне) или крылатого солнца.
Изображение

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 1:19 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
НЕФЕРТУМ - бог растительности. Изображался в виде юноши с цветком лотоса на голове.
Изображение
СОХМЕТ - богиня войны и палящего солнца. Священное животное - львица. Изображалась в виде женщины с головой львицы.
Изображение
СЕБЕК - бог воды и разливов Нила. Почитался в образе крокодила или человека с головой крокодила.
Изображение

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 7:47 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Вера древних египтян в загробную жизнь.
Могильные сооружения Древнего Египта на протяжение четырех тысяч лет претерпевали изменения, хотя представления о загробном мире, в котором, как верили древние египтяне, покойный продолжал жить, не менялись. В IV тысячелетии до нашей эры всех хоронили в яме, вырытой в земле, куда покойного клали на боку с согнутыми ногами. Туда же опускали скудный скарб и жертвенные приношения, необходимые для продолжения жизни. С начала III тысячелетия, когда в Египте произошло социальное расслоение и возникло классовое государство, бедных продолжали по-прежнему хоронить в ямах, а богатые еще при жизни начинают строить себе гробницы, а затем и фараоны - пирамиды. Сначала гробницы были небольшими, четырехугольными из кирпича-сырца с камерой для гроба и с несколькими помещениями. Со временем, однако, размер гробниц (матаба) увеличивается, и строительным материалом служит уже камень, а по своему плану они походили на жилые дома со многими комнатами и кладовыми и отличались лишь тем, что были наполовину опущены в землю.

Они стояли правильными рядами вокруг пирамиды фараона, так как придворные и знать желали оставаться и после смерти поблизости от своего повелителя. В результате возникли целые города мертвых. С конца III тысячелетия многие состоятельные люди начали сооружать себе скальную гробницу, а во второй половине II тысячелетия и фараоны перешли к скальным гробницам. Они высекались в малодоступных ущельях гор, расположенных на западном берегу Нила, напротив древних Фив, ныне Луксора. Там возник огромный некрополь, получивший название "Долины царей". При устройстве скальных гробниц старались всемерно обезопасить их от покушений грабителей, поскольку в гробницу, помимо саркофага (гроба), вносили и много ценных предметов, начиная с мебели и кончая украшениями. Поэтому и вход в гробницу не имел никакого оформления, и отверстие после погребения тщательно замуровывали, и для маскировки заваливали камнями. План гробниц тоже бывает замысловатым. В одном случае сразу после входа вдруг начинается вертикальный спуск, из которого затем идет горизонтальный коридор, ведущий к погребальной камере. В другом случае, с целью ввести в заблуждение грабителей, высекали ложный коридор, а истинный вход в погребальную камеру находился совсем в другой стороне. В глубине скалы находилось несколько камер, из которых самая большая, часто украшенная двумя-четырьмя колоннами, предполагалась для мумии.

Центром религиозного представления о загробной жизни являлась идея загробного Суда Осириса, часто изображаемого на стене гробниц. Бог мертвых Осирис восседает на троне, и к нему подводят покойного. Тот (бог мудрости) и Атум (бог подземного царства) производят взвешивание сердца покойного, отягощенного грехами. В другой чаше весов сидит фигурка Маат (богини правды и справедливости). Рядом на полу сидит чудовище, готовое расправиться с покойным, если результат взвешивания будет неблагоприятным для умершего. Сердце его по весу должно быть равным весу богини правды, и в этом случае он попадает в свиту Осириса, то есть будет жить на "полях блаженных", как называли древние египтяне свой рай. Специальные словесные формулы должны были освободить богатых от тяжелого труда и повинностей на том свете. Кроме того, они брали с собой в гробницу еще и статуэтки "ушебти" (по-древнеегипетски - "ответчики"), которые и должны были откликаться при вызове на имя покойного и идти на работу вместо него.

Внутренние стены, как построенные из камня, так и выбитые в скале гробниц, часто покрыты великолепными фресками (росписями) и раскрашенными рельефами со сценой из частной и общественной жизни и культовых обрядов, таких, как только что рассмотренный суд Осириса. В одних гробницах видим сцены полевых работ, начиная с обработки земли и кончая уборкой урожая и доставкой его в закрома. В других гробницах представлены картины охоты на травоядных животных с лассо, на птиц с бумерангом и на рыбу с гарпуном. Далее показана разделка туш животных, предназначенных для жертвоприношения. Видим также, как умерший, будучи на государственной службе, восседает на суде, осуществляет сбор налогов и податей, сопровождающийся иногда и суровыми наказаниями в виде битья плетьми тех, кто уклоняется от уплаты подати. Пышно представлены и военные сцены, где египетские воины непременно побеждают чужеземцев. Особое место занимают пиры в кругу семьи и друзей, где можно рассмотреть не только детали туалета пирующих, но и украшения и прически, включая локоны!

Вследствие всего сказанного, можно с уверенностью утверждать, что эти рельефы и росписи сами по себе являются шедеврами древнеегипетского искусства. По ним можно судить и о высочайшем мастерстве художников и ремесленников Древнего Египта.

Написанные на стенах пирамид магические формулы, заклинания и заговоры, которые имели, по мнению древних египтян, колдовскую власть, составляют огромную литературу, вошедшую в науку под названием "Тексты пирамид". Позднее, когда в гробницы стали класть свитки папирусов с аналогичными текстами, они получили название "Книги мертвых".

С возникновением понятия греха тоже появились формулы-заклинания: что покойный "не убивал священных животных", "не отводил воду с соседа" (это означало, что не наносился ущерб основе земледелия Древнего Египта - ирригации), "не замышлял плохого против фараона", "не уменьшал жертвы богам". Всего таких грехов насчитывалось 42.

Особое место уделялось вопросу о пище, поскольку это было необходимо для продолжения жизни после смерти. В случае прекращения жертвоприношений, пищи, покойный вынужден будет, как они считали, есть свои экскременты, после чего уже наступит окончательная смерть. Этого они боялись больше всего. Было несколько способов обеспечения надежности жертвоприношений, не считая обязанности родственников совершать их. В одном случае покойный передавал в храм документ, определяющий право на владение землей, урожай с которой обеспечивал отправление ежедневного культа и жертвоприношения. В другом случае покойный в иероглифической надписи, вырезанной на каменной плите (стеле), прикрепленной к внешней стене гробницы, обращается к жиивущим: ...О вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть, проходя мимо моей гробницы, скажите: "Тысячи хлебов и пива, тысячи быков и гусей, тысячу воскурений и одеяний, тысячу всяких вещей для почтенного Хене, сына Хевит". Смысл этого обращения заключается в том, что произнесенное является заклинанием и будет иметь магическую силу, превращающую все перечисленное в реально существующее.

Интересно отметить, что и саркофаг с мумией в гробнице часто клали так, чтобы глаза, прорисованные на "лице" мумии, а иногда и глаза, нарисованные на внешней стенке саркофага там, где находилась голова мумии, как бы созерцали все, изображенное на стенах гробницы. Делалось это, чтобы все увиденное превратилось в реально существующее.

Обезопасив себя от трудностей и случайностей, умерший, как полагали древние египтяне, обеспечивал себе вечную блаженную жизнь после смерти.

Связь с жизнью на земле все же продолжалась. Находки писем живых, "адресованных" мертвым, подтверждает это. Так, вдова на черепке глиняной посуды (папирус не всем был доступен) в иероглифическом письме обращается к покойному с просьбой помочь ей, поскольку ее обижают...

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Сб янв 06, 2007 10:18 pm 
Не в сети
Историк-любитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 1:35 pm
Сообщения: 22
Откуда: Питер
Василиса писал(а):

Особое место уделялось вопросу о пище, поскольку это было необходимо для продолжения жизни после смерти. В случае прекращения жертвоприношений, пищи, покойный вынужден будет, как они считали, есть свои экскременты, после чего уже наступит окончательная смерть. Этого они боялись больше всего.
.


Интересно каковым же они тогда представляли потусторонний мир? Мне в голову почему-то приходит мусульманский рай с его 70-ю девственницами и всевозможными явствами. неужто египтяне не могли себе тоже придумать какую-нить из вариаций Эдема, чтобы не нужно было всю свою жизнь таскать еду своим усопшим? :o :D


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Вс янв 07, 2007 1:06 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, эта вера зафиксирована многократно в текстах и рисунках.
Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ (душа не точное, но единственное определение). Причем каждая из
этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию,
поэтому о каждой " душе" заботились,что отражалось в погре-
бальном обряде.
Краткая характеристика каждой "души":
1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее; Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и
жить в любой его оболочке.
Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений.
Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и
поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым ( в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение,ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке; здесь, однако сердце рассматривается как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово " совесть".
4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотьемлимой частью человека. Подобно Ка питалось подношениями и передвигалась где ей вздумается.
5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба; по-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека, Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах
упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали
чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали что без
имени человек и его душа исчезают.
И последнее: Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души.
Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов исполняемых у могилы или в каком либо другом месте,
должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое
дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.
Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне
иногда не понимали назначений некоторых из " душ " ( судя по
противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении.

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Вс янв 07, 2007 1:13 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в "Книге мертвых", "Книге о вратах", "Книге о подземных пещерах", "Книге о том, что есть в другом мире", в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую - страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов - а их было более 40 - задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. "Я не причинил людям зла", - должен был сказать праведный египтянин, - "Я не мучил животных", "Я не богохульствовал", "Я не совершал насилия над бедными", "Я никого не убил", "Я ни к кому не посылал убийц", "Я чист". Взвесив все "за" и "против", Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит - Пожирательницы - существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса. Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга - их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной - следствием ее становилось полное небытие человека. Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Пн янв 08, 2007 12:42 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт ноя 14, 2006 1:17 pm
Сообщения: 4288
Василиса писал(а):
Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в "Книге мертвых", "Книге о вратах", "Книге о подземных пещерах", "Книге о том, что есть в другом мире", в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков.


Интересно, древние египтяне не страдали никакими нервными заболеваниями?.. Я просто на секундочку представила, что если бы окоромя забот о хлебе насущном, меня бы ещё беспокоил вопрос загробной жизни, разучивание разного рода гимнов и запоминание методов борьбы с крокодилами, я бы точно давно уже головой тронулась.. :D


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Пн янв 08, 2007 2:10 pm 
Не в сети
Историк-любитель

Зарегистрирован: Ср ноя 15, 2006 5:03 pm
Сообщения: 19
Откуда: мАсквА
Не надо с кракадилами боротся :x Они вкусные


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Пн янв 08, 2007 5:35 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Кому интересно, можно посмотреть:
Египетские священные книги:
http://religion.vpti.vladimir.ru/cour/degkm.pdf
Книга мертвых (Амдуат):
http://www.bibliotekar.ru/vostok/65-2.htm
http://demon.2mcl.com/Link/Norfolk/Norf ... ertvuh.doc
Для интереса можно сравнить с Тибетской книгой мертвых:
http://ariom.narod.ru/Literatura/2003-h ... dbook.html

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Ср янв 17, 2007 9:57 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Египет и Библия

Как известно, термин «Библия» представляет собой перевод еврейского ha sepharim, что значит «писания». «Как исторический источник, Библия представляет высокую ценность: уже давно доказано, что те места ее, где говорится об Египте и Вавилоне, написаны людьми, хорошо осведомленными в жизни этих монархий; новые открытия все больше и больше убеждают, что эти люди были настоящими представителями господствовавшей в их время культуры; их сведения постоянно подтверждаются и выясняются».
Текст Библии, состоящий из целого ряда «книг», был составлен в разные времена, древнейшие части Библии были написаны не позже XII-XI вв. до н. э., так как само поселение евреев в Палестине не могло иметь места раньше: из клинописных документов тель-амарнского архива (XIV в. до н. э.), в частности из писем правителя Иерусалима, по имени Абдхиба, фараону Эхнатону, известно, что евреев ни в Иерусалиме, ни в Палестине в то время еще не было, а в страну вторглись и частично опустошили ее хабири.
В конце VII в. до н. э. на острове Элефантина на Ниле, близ Асуана, появилось поселение евреев, существовавшее и в VI и V вв. до н. э. Еврейские поселения были также в Саккаре, Эдфу, Гермополе. Большое количество деловых писем и документов на арамейском языке, обнаруженных в этих местах при раскопках, являются бесспорным свидетельством самых тесных еврейско-египетских отношений в то время.
Множество точек соприкосновения обнаруживают египетское и еврейское религиозное мышление, очевидна перекличка библейских и египетских литературно-религиозных образов.
В еврейских общинах на территории Египта, поддерживавших тесную связь с иерусалимским храмом, под влиянием окружающей среды прививались культы египетских богов. В одном остраконе из Элефантины, написанном на арамейском языке, говорится: «Я благословляю тебя во имя Яхве и Хнума». Иными словами, верующие евреи почитали здесь не только «единого» еврейского бога Яхве, но и владыку Элефантины, искони египетского бога Хнума. Египетские религиозные обряды и обычаи, естественно, могли распространяться и на еврейского бога Яхве и таким образом внедряться в религию евреев.
Наиболее очевидные заимствования библейским текстом непосредственно из египетских текстов выявляются при сопоставлении Библии с вышеупомянутым «Поучением Аменемопе».
В библейской книге Притчей Соломоновых (23, 4-5) сказано: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои, устреми твои глаза на него - и его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу». В «Поучении Аменемопе» (9/14-19, 10/4) читаем: «Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут и ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уже нет... они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу».
В Библии нашли отражение и египетские воззрения на загробную жизнь, в частности представления о психостасии. Библейские книги неоднократно упоминают о взвешивании как о методе (книга Иова, 31, 6; книга Притчей Соломоновых, 16, 2: «Господь взвешивает души», 21, 2: «Господь взвешивает сердца»).
Наконец, следует отметить, что иудеи, жившие в Египте, вовсе не гнушались погребальных обрядов египтян, о чем прямо говорится в Библии. Изложение истории Иосифа в книге Бытия заканчивается описанием его смерти: «И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет» (50, 26). Таким образом, одно из положительных лиц библейской истории, Иосиф, был погребен в Египте и по египетскому обычаю. Сто десять лет, по представлениям египтян, идеальная продолжительность человеческой жизни.
В 1932 г. английский ассиролог Сейс опубликовал очень интересную заметку, в которой тонко подметил общие моменты между библейской космогонией и одним из вариантов египетской.
Систематизировав приведенные и разобранные К. Зете египетские тексты, Сейс составил схему гермопольской космогонии:
1) водная бездна, водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) появление из бездны «первозданной суши».
На основании библейского текста Сейс составил аналогичную схему библейской космогонии;
1) водная бездна, водный хаос;
2) витающий над ней дух;
3) сотворение света;
4) появление из бездны суши.
Сейс вполне резонно отмечает, что тождество словесных моделей космогонии двух народов не может быть случайным. Далее Сейс подчеркивает, что религиозная реформа Эхнатона в конце XVIII династии успешно, хотя и временно, утвердила монотеистический культ Атона в стране, и культы других богов были либо преданы забвению, либо оттеснены. Гимн богу Атону, как известно, одно из лучших произведений египетской литературы, а 103-й псалом Библии, несомненно, эхо этого гимна. Ученый совершенно справедливо подчеркнул близость христианских сказаний к древнеегипетским, т. е. Египет он рассматривает как один из ареалов, и притом очень важных, в недрах религии которого зародились элементы, предвосхитившие религию христианства (эбониты, кумраниты, гностики, манихеи и т. д.). [5, 7, 12, 13, 14]
Доктор Г. Бругш выбрал из текстов всех периодов большое количество эпитетов, которыми египтяне наделяют богов. Они явно показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичны еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Вот что мы увидим, если классифицируем все эти эпитеты:
«Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не существует; Бог Единственный, Который все сотворил».
«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».
«Бог изначален, и Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было. Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он - отец начал. «Бог - Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки. «Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для Своих творений».
«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».
«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины, Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
«Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он - создатель Своего образа и ваятель Своего тела».
«Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множества членов».
«Бог сотворил вселенную и все сущее в ней; Он творец всего сущего в мире, того, что было, того, что есть, и того, что будет. Он - Творец мира, и Он - Тот, кто придал ему форму руками Своими прежде, чем было какое-либо начало; Он его утвердил тем, что от Него изошло. Он - Творец небес и земли, Творец небес, земли и глубин; Творец небес, земли и глубин, и вод, и гор. Бог распростер небеса и основал землю. То что сердце Его замыслило, - сразу сбылось, и, когда Он говорит, слово Его сбывается и пребудет вовеки».
«Бог есть отец богов и отец отцов всех божеств; Он заставил Свой голос звучать - и появились божества, и боги стали существовать после того, как Он заговорил устами Своими. Он создал людей и изваял богов. Он есть великий Мастер, изначальный Гончар, который сотворил людей и богов руками Своими, и Он изваял людей и богов на гончарном круге».
«Небеса покоятся на голове Его, и земля служит опорой Его ногам, небо скрывает дух Его, земля скрывает образ Его, и подземный мир заключает в себе тайну Его. Его тело - как воздух, небо покоится на голове Его, и новое русло [Нила] содержит образ Его».
«Бог милостив к тем, кто Его почитает, и слышит того, кто призывает Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. Он - судья между сильным и слабым. Он знает того, кто знает Его; Он награждает того, кто служит Ему, и защищает того, кто следует за Ним». [11]
Обращает на себя внимание сходство православной трактовки христианской Троицы и солнечной триады Эхнатона (или Нефертити?). Отец и Сын равноипостасны. Святой Дух, в своем качестве силы, которая одушевляет мир, сближается с образом Феникс - творящей солнечной души. Феникс - «ба» отеческого солнца, Ра или Атона, - и в православии Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как в католичестве.
А двенадцать безмолвных молитв, произносимых священником в православной литургии? Не напоминают ли они о двенадцати часах ночного пути солнечной барки в сокровенных книгах Египта, о двенадцати ризах, в которые облачали посвященного в мистерии Изиды, как их описывает Апулей?
Философы Древней Руси для разъяснения сущности Троицы подчас привлекали примеры из окружающей жизни. Удивительный образ встречаем у Максима Грека: «Якоже глаголем дискос, свет, луча - едино солнце три сия, а не три солнца, сице и таинство святыя Троицы: аще бо глаголем Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог Всесвятый Дух, но не три Бози». Так раскрывается образ «тресветлого солнца». «Дискос», диск сопоставляется с Отцом, но ведь «дискос» - это буквальный перевод имени египетского солнца-отца, Атона! Богу-сыну у Максима Грека соответствует «свет», а Духу - «луча». В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре века назад это были разные понятия. Примечательно, что «луча» слово женского рода. [9, 15]
Переворот Эхнатона значительно повлиял на основы христианской религии что было, так или иначе отражённых в Библии. Не будет преувеличением сказать, что не случись такого «переворота » (не случись на Санторине взрыв), наш сегодняшний мир был бы существенно иным... (оригинал "Египет и Библия" www.egypty.ru)

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Ср янв 17, 2007 10:01 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Семь претендентов на золотой гроб

Последним из агрессоров XVIII династии фараонов Египта был Тутмос IV. При нем империя разрослась до самых больших в истории пределов. Его сын Аменхотеп III отказался от завоевательских войн и мирно правил Египтом более тридцати лет. Его жена- царица Тейе первая из египетских фараонш удостоилась участия в правлении. Его сын Аменхотеп IV стал знаменитым фараоном-еретиком Эхнатоном. Жена Эхнатона- знаменитая царица-красавица Нефертити.
Золотой гроб был найден Теодором Девисом, американским археологом. Ему очень повезло потому, что в почти полностью раскопанной Долине царей он нашел нетронутую могилу.
Так кто же был погребен в знаменитой могиле, в знаменитом золотом гробу? Эта загадка мучит археологов уже 90 лет!
Все в этой могиле несет неопределенность, то есть нельзя определить кто был похоронен: мужчина или женщина. Над гробом в стене была выдолблена ниша, в которой помещались четыре алебастровых сосуда с внутренностями покойника. Они были выполнены в виде человечьих голов, но определить пол было невозможно. Накладные волосы, изображенные в алебастре, окаймляли четыре молодых безбородых лица. Но именно такие волосы то время носили и мужчина, и женщины. Все надписи на сосудах подверглись «цензуре». Несомненным было то, что изобразили особу царствующую, но этот признак- змея на лбу- был тщательно сбит. Археологи установили, что надгробная сень точно принадлежала царице Тейе.
Еще раз осмотрев мумию, Дэвис не обнаружил ничего нового. Тогда он пригласил известных врачей-хирургов. Изучив мумию, хирурги сделали заключение: ширина таза не оставляла сомнений, что скелет женский. Дэвис обрадовался: это царица Тейе.
Но когда останки были перевезены в Каирский музей и тщательно изучены профессором анатомии Дж. Э. Смитом, археологи получили странное и неожиданное заключение: скелет принадлежал молодому мужчине двадцати пяти- двадцати шести лет. Было высказано предположение, что это фараон Сменхкара, преемник Эхнатона, поскольку тот не могу умереть в таком юном возрасте.
Ученые все больше задумывались над находкой. Заявление Масперо придало значения вопросу. Он заявил, что погребение принадлежало Эхнатону. Ведь по погребальной камере были расставлены золотые кирпичи с надписями, по содержанию совпадающими с письменами на гробе. А на двух из них четко прочти имя Аменхотепа III (Эхнатона) !
В том, что погребение принадлежит Эхнатону, многих убеждало то, что телосложением Эхнатон как раз подходил под описываемый скелет. Узкая с выступающим затылком голова, тонкая шея, тонкие руги, голени, стан Профессор Смит признал череп мертвеца водяночным. Все совпадало и все объяснялось. Кроме одного: мужчина в гробу был очень молодым.
Все в гробнице говорило о том, что она принадлежала Эхнатону. Только четыре алебастровых сосуда повергали ученых в сомнение. Они были выполнены очень тонко, но на их крышках был изображен не Эхнатон. И тогда мир потрясло новое открытие. Х. Шеффер в 1919 году заявил, что гробница принадлежит царице Нефертити! Но эта версия быстро исчерпала себя. Тип лица не походил на Нефертити.
Наконец, мертвец, возраст которого насчитывал не более 28 лет, возбудил сомнения ученых именно своей молодостью: неужели реформу такого масштаба, какую осуществил Эхнатон за 17 лет царствования, провел... мальчик 11 лет? Ну пусть 12... В этом было что-то не так. Но тогда сразу стали искать доказательство, что в силу своей болезни, Эхнатон выглядел на десять лет моложе.
Но в 1931году Дерри, изучив останки, сделал вывод, что скелет принадлежит молодому человеку 23-24 лет. Тождество с Эхнатоном было исключено: 6- или 7- летний ребенок если и мог теоретически «проводить» реформы, то уж детей родить не мог никак! Надо было искать другого претендента на золотой гроб.
Однако Г. Масперо предполагал, что в гробу лежит Сменхкара, зять Эхнатона. Но в 1940 году Энгельбах признал, что останки в гробу принадлежат женщине, но не царских а простых кровей.
Американец К. Сил предположил, что гроб готовился для дочери Эхнатона- Микетатон, умершей очень рано. Но в 1955 году Олдред предположил, что в гробу покоится старшая дочь Эхнатона- Меритатон.
В 1961 году Фэермен заявил, что гроб принадлежал неведомой жене Эхнатона- Кийа.
В 1966 году возраст мертвеца снизился до 20 лет. Признаков болезни на костях не оказалось. Харрисон пришел к выводу, что в гробу- Сменхкара.
До сих пор ни одна из версий не имеет достаточно доказательств. Версия о принадлежности останков Эхнатону считается самой предпочтительной. В нынешнем году исполняется 91год с момента открытия усыпальницы.
Кто знает, может в усыпальнице действительно был похоронен Эхнатон? Или эту неразрешимую пока загадку предстоит разгадать в XXI веке? По крайней мере, в числе наиболее вероятных «кандидатов» на обладание золотым гробом называются четыре лица -Эхнатон (Аменхотеп VI), Кийа, Сменхкара, Нефертити...
Может, разрушенный и на много веков забытый город Ахетатон когда-нибудь поможет разгадать эту загадку?
(оригинал "Семь претендентов на Золотой Гроб" на www.egypty.ru)

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения:
 Сообщение Добавлено: Пн апр 02, 2007 4:28 pm 
Не в сети
Хомо-историкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 16, 2006 1:28 pm
Сообщения: 3293
Археологи сообщили о последних находках в Саккарском некрополе или так называемом "городе мертвых", находящемся к югу от столицы Египта - Каира.
Они обнаружили две древние гробницы, в которых захоронены писец и дворецкий фараона. Возраст гробниц, как полагают, от 3000 до 4200 лет.

Кроме того, археологи обнаружили саркофаги с мумиями жреца и его жены. Эта находка относится к периоду правления 12-ой династии египетских фараонов (1991-1786 до нашей эры).

По оценкам египетских властей, в Саккарском некрополе пока раскрыто около 30% всех его сокровищ.

Гробница писца фараона относится к периоду правления фараона Эхнатона, который известен тем, что отказался от старых египетских богов.

Он правил между 1379 и 1362 годами до нашей эры, незадолго до фараона Тутанхамона.

Глава Высшего совета по делам древностей Египта Захи Хавас рассказал подробности.

"Гробница выглядит небогато, поскольку она была сделана не из известняка, а из необожженого кирпича. Но я уверен, что это очень важное захоронение", - сказал он.

На сделанной из черного дерева двери в гробницу выбиты иероглифы, обозначающие имя и положение при дворе писца фараона и его жены.

Во второй гробнице был похоронен дворецкий, который умер 3350 лет назад. Она покрыта картинками с изображением ритуалов и сцен из жизни животных. Все краски очень хорошо сохранились.

Судя по всему, эти находки свидетельствуют о том, что расположенный рядом город Мемфис в то время все еще функционировал в качестве столицы Египта, хотя официальная столица уже была перенесена в Луксор на юге.

Другая находка - это деревянные гробы в форме тела человека, в которых покоятся жрец и его жена. Саркофаги, которым 4000 лет, расписаны светло-оражневыми и синими иероглифами, внутри находятся мумии. Пока их еще не раскрывали.

Деревянный гроб в форме человеческого тела считался вместилищем для души (или заменителем тела) умершего человека, находящегося в загробном мире.

_________________
Если вы спорите с дураком, то дураков уже двое.


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 2 [ Сообщений: 16 ] На страницу 1, 2  След.




Список форумов » Мировая история » История религий


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Русская поддержка phpBB