Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Европейская культура XIX в.

Романтизм (франц. romantisme, от ср.-век. romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке на рубеже XVIII-XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII-XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е годы XIX в.
Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763-1885), Генрих фон Клейст (1777-1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, "Эликсир дьявола"). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть "Золотой горшок", сказки "Крошка Цахес", "Повелитель блох"). Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтические опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет "Клейслериана"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковского (балет "Щелкунчик"). В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797-1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.
Гениальным испанским живописцем-романтиком был Франциско Гойя (1746-1828). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты "Каприччос" (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиции художника направлены против бесправия, суеверия, невежества, тупости.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788 - 1824). Его поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Китс и П. Б. Шелли. Дж. Китс (1795-1821) - автор патриархально-утопической идиллии "Эндимион", в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах "Огонь", "Психея" поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы "Гиперион".
Перси Бишу Шелли (1792-1822) - автор аллегорической поэмы "Королева Маб", разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме "Восстание Ислама" Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии "Ченчи" и в лирической поэме "Освобожденный Прометей" он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.
Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824). Одна из его главных работ - полотно "Плот Медузы". Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр - картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".
Значительнейшим представителем романтизма в театре и литературе был французский поэт и драматург Виктор Гюго (1802-1885). Предисловие к написанной им в 1827 году драме "Оливер Кромвель" стало значительным вкладом в теорию романтизма. В русле идей романтизма создавали свои литературные и драматические произведения Александр Дюма (1808-1870), Альфред де Виньи (1797-1863), Альфред де Мюссе (1810-1857) и др.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810-1856). Он создатель программных фортепьянных циклов ("Бабочки", "Карнавал". "Фантастические пьесы", "Крейслериана"), лирико-драматических вокальных циклов, оперы "Геновена", оратории "Рай и Пери" и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803-1869). Ему принадлежат "Фантастическая симфония", "Траурно-триумфальная симфония", опера-дилогия "Троянцы", Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813-1883). Знамениты и широко известны его оперы "Риенци" "Летучий голландец",
"Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" и многие другие музыкальные произведения.
Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория "Фауст-симфония", 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70-ти других музыкальных произведении. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.
Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.
Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.
Реализм утверждается в 30-40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие как Оноре де Бальзак (1799-1830), написавший 95-томную "Человеческую комедию", Виктор Гюго (1802-1885), автор романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821-1880), автор романов "Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX").
В 30-40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения ("Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие ожидания"), являющиеся вершиной реализма.
Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж. Ф. Милле (1814-1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Гюстава Курбе (1819 -1877). Творчество этих художников было знаменательным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.
Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. стало творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901). В знаменитых операх 1850-х гг. "Риголетто", Трубадур", "Травиата" простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Наиболее значительные творения Верди - оперы "Дон Карлос" (по драме Ф. Шиллера, 1867) и "Аида" (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцского канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные, Верди на сюжеты Шекспира.
Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, вошла в репертуар многих театров мира.
В конце XIX в. реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д. Голсуорси в трилогии "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX вв. Д. Б. Шоу - один из учредителей "Фабианского общества", создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социальных этических проблем, например "Дома вдовца", "Профессия госпожи Уоррен", "Тележка с яблоками". Г. Д. Уэллс - классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества. В романах "Машина времени", "Человек-невидимка", "Война миров" Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генриха Ибсена (1828-1906), Бьёрстерне Мартинуса Бьернсона (1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах "Кукольный дом" ("Нора"), "Приведения", "Враг народа" Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности свободной от лицемерной морали. Его произведения - одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма - Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах "Банкротство", "Свыше наших сил", а также в стихах. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы "Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория", в которых изображен бунт личности против обывательской среды.
В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.
Начиная с конца Зи-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30-60-е гг. - увлечение готикой, итальянским ренессансом, а затем барокко и рококо. В 70-90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.
В архитектуре в последней трети XIX в. новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А. Г. Эйфелем (1832-1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.
В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве широкое распространение в эти же годы получает художественный стиль "модерн", который в европейских странах назывался "арт нуво", "сецессион". Его особенности: смелое использование новых материалов, комбинации разных материалов: металла и стекла, дерева и стекла, камня и дерева и др; широкое применение новых линий и форм в оконных и дверных проемах, в оформлении поверхности стен. Изысканные, капризные линии, утонченность, почти воздушность форм предметов.
С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в.
Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1908). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов "Ругон Маккары" - Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны.
Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858-1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1836-1912).
В конце XIX - начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве - символизм, которое сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842- 1898), Артюр Рембо (1854-1891), Жан Мореас.
Символизм получил распространение и в других странах: в Германии - Стефан Георге (1868 - 1933), в Австрии - писатель Гуго Гофмансталь (1874-1923) и поэт Райнер Мария Рильке (1873-1926), в Бельгии - М. Метерлинк, Ж. Роденбах, в Польше - С. Пшибышевский.
Под влиянием представителей живописи критического реализм (Курбе, Домье) сложилось новое направление в искусстве - импрессионизм (от франц. Impression - впечатление), появившийся в последней трети XIX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Его история сравнительно кратковременна - всего 12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830-1903), Берта Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.
Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека (скульптуры "Граждане Кале", "Поцелуй", "Мыслитель" и др.).
Импрессионизм оказал определенное влияние на творчество живописцев основных европейских стран: А. Либермана ( 1847-1 935) в Германии, К. Л. Коровина (1861-1939), В. А. Серова (1865-1911 ), И. Э. Грабаря (1871-1960) в России.
Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван-Гог и П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. XX век в Европе - время интенсивного поиска новых форм и возможностей. Но, часто кажущееся новым, оказывается основательно забытым старым. Пожалуй, лишь первые три десятилетия нашего столетия открыли абсолютно новые направления в художественной культуре. Одно из главных - авангардизм. Его кредо - полное обновление художественных форм и выразительных средств, полный отказ от каких-либо художественных традиций. Причем, нередко авангардисты начинали вполне традиционно, а лишь испытав все существующие приемы и формы, уходили от них. Это произошло и с П. Пикассо (1881-1973), который успел испробовать самые разные способы самовыражения в искусстве (реализм, кубизм, абстракционизм), и с С. Дали (1904-1988), который пройдя через серьезный основательный реалистический период, нашел себя в направлении, которое теперь мы называем сюрреализмом - основа этого авангардистского направления в умении и стремлении реально и точно показать совершенно нереальное, невозможное.
Несомненный интерес представляет экспрессионизм, сформировавшийся в начале века в Германии и призывавший к отражению в произведениях искусства не явлений и предметов реальной действительности, а чувств и переживаний автора в максимально соответствующей им форме. Естественно, что единых правил здесь быть не могло, так как всякий раз ощущения и переживания имеют разную основу, а следовательно - и форму фиксации. Группой художников-экспрессионистов "Голубой всадник" руководил В. Кандинский (1911).
В литературе авангардизм также имел своих сторонников. Одним из первых стал знаменитый ирландец Джеймс Джойс (1888-1941) автор написанного в жанре "потока сознания" "Улисса".