Новости истории

20.04.2019
В Северном море обнаружился голландский корабль с грузом меди на борту, затонувший в 1540-е годы.

подробнее...

18.04.2019
15 апреля вспыхнул пожар в парижском Нотр-Даме. Полностью сгорела крыша, и рухнул шпиль.

подробнее...

18.04.2019
Редкую золотую монету, отчеканенную в Константинополе 1600 лет назад, нашли школьники на севере Израиля и передали в Управление древностей.

подробнее...

Архаическая Греция и ее культура

Процесс формирования классового рабовладельческого общества, развивавшийся в конце предшествующего периода (IX—VIII века до н. э.) лишь в наиболее передовых греческих общинах, — в VII и VI веках захватил и другие, более отсталые области, где также стали складываться характерные для Греции полисы. 
С развитием частной собственности и товарно-денежного хозяйства быстро растет рабство, а также имущественное неравенство внутри класса рабовладельцев. В руках евпатридов понемногу сосредоточиваются годные для обработки земли, и широкие слои мелких производителей нищают и разоряются. Обезземеливание мелких хозяйств и развитие торговли послужили толчком к развитию колонизационного движения и возникновению новых греческих полисов на широких пространствах от западной части Средиземного моря, по всему западному побережью Малой Азии и до Северного Причерноморья. 
Колонизация в свою очередь способствовала дальнейшему развитию экономики Греции. В передовых торговых городах Малой Азии уже в VII веке до н. э. началась чеканка монеты. Усовершенствование ремесел (особенно производства керамики, которая быстро становилась важным предметом вывоза) — все более отделяло их от сельского хозяйства. Средоточием экономической и политической жизни в эту эпоху является город, где развивались ремесла и торговля. Возникнув из поселков, образовавшихся вокруг укрепленных дворцов вождей-басилевсов — родовой аристократии, — города естественно становятся центрами многочисленных полисов. Экономический рост их приводит к накоплению больших богатств в руках как родовой аристократии, так и некоторых рядовых членов общины — купцов и ремесленников. 
Параллельно с развитием плутократии (господства богатых как знатного, так и незнатного происхождения) в полисе массовый характер принимает процесс разорения рядовых членов общины. 
Большое имущественное неравенство среди свободного населения греческих полисов, явившееся следствием роста рабовладения и товарно-денежного хозяйства, привело к острой социальной борьбе в VII—VI веках до н. э. не только между рабами (число которых быстро возрастало) и рабовладельцами, но и внутри класса рабовладельцев. Однако основным классовым противоречием был антагонизм между рабами и свободными гражданами. Классовая борьба в обществе свободных граждан часто завершалась свержением власти евпатридов и установлением тираний вождей народных движений, которые получали всю полноту власти в общине. Таким образом, тирания была одной из начальных форм рабовладельческого государства. Тирании сыграли прогрессивную роль в развитии греческого общества, так как укрепляли рабовладельческое государство, разрушая пережитки родового строя. Такие тирании возникли в значительнейших эллинских общинах, — в Коринфе, Самосе, Милете, Митилене, Афинах. Представляя собою общеэллинское явление, тирании тем не менее имели в различных полисах и некоторые местные особенности. 
В своей борьбе с родовыми учреждениями тираны опирались на демократическое население полисов. Главнейшими завоеваниями греческой демократии в социальной борьбе рассматриваемого времени было введение писаных законов, отмена деления населения по родам и введение имущественного ценза в качестве основного критерия при определении гражданских прав. 
Период тираний, являясь важным этапом развития греческого рабовладельческого общества, был также временем значительного культурного расцвета. Дворы тиранов становились средоточием, культурной жизни —около них группировались поэты и художники. Тираны стремились ознаменовать свое правление сооружением замечательных произведений архитектуры и осуществлением больших строительных работ, используя труд сотен тысяч рабов. 
Эллинская культура и художественное творчество VII—VI веков до н. э. значительно богаче и разнообразнее, чем в  эпоху Гомера. Городская жизнь, оживленные торговые связи с древними цивилизованными странами Востока и вновь основанными греческими колониями создавали совершенно иные условия, в корне отличные от патриархального уклада рубежа II и I тысячелетий до н. э. В эту эпоху — в VII—VI веках—достигают большой высоты греческая поэзия и изобразительное искусство, а особенно скульптура. 
Блестящая плеяда поэтов создает эллинскую лирику. Ионические (Архилох, Анакреонт) и эолийские (Алкей, Сафо) поэты воспевают личные душевные переживания. В лирике Солона преобладает политическая тематика. В творчестве дорических поэтов (Тиртей) звучат мотивы, связанные с жизнью гражданской общины. Это — торжественная хоровая лирика. К концу рассматриваемого периода из незамысловатых сельских действ в честь бога вина Диониса постепенно слагается греческая драма. Около того же времени зарождается также греческая проза. 
Одним из самых ярких проявлений роста эллинской культуры VII—VI веков до н. э. было возникновение философии, родиной которой был Милет — самый богатый и сильный из городов Малой Азии. Милетские натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) считали своей задачей установить ту первичную материю, из которой состоит вселенная. В противоположность им Пифагор (VI век до н. э.) основывал свою идеалистическую концепцию мироздания на учении о «гармонических» числовых отношениях. Современник Пифагора, основатель Элеатской школы, Жсенафан выступил против эллинского политеизма, противопоставив ему учение о едином божестве, разум которого управляет миром. 
Эпоха VII—VI веков до н. э. была временем значительного развития эллинской скульптуры, как декоративной, украшавшей общественные здания, так и статуарной. Особое распространение получают прямостоящие обнаженные фигуры юношей-атлетов (куросов) и задрапированных в богатые одежды девушек (кор). 
Эти первые опыты греческих ваятелей еще скованы архаическими приемами изображения (главным образом фронтальностью построения фигуры); тем не менее многие произведения исполнены огромной жизненной силы и в них предугадываются будущие великие достижения греческой пластики в создании реалистического образа эллинского гражданина. 
Греческая керамика, достигшая высокого развития еще в предшествующую эпоху, продолжала процветать. Одним из главнейших центров ее производства в VII и в начале VI века до н. э. был Коринф. Коринфские вазы по 
большей части отличались несколько приземистыми, сочными формами и были покрыты пышным орнаментом.
 
 
  
   
Яндекс цитирования