Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Эрехфейон

Эрехфейон — последняя по времени постройка Акрополя, завершившая весь его ансамбль. Этот мраморный храм ионического ордера расположен в северной части холма, возле места древнего Гекатомпедона, впоследствии сгоревшего. Эрехфейон был посвящен Афине и Посейдону. Площадка, отведенная под храм, была связана с рядом реликвий, относящихся к культу. 
Постройка Эрехфейона начата в 421 году до н. э., и, прерываясь трудностями военного времени, она была окончена около 406 года до н. э. 
В конце I века до н. э. внутренние помещения Эрехфейона были повреждены пожаром. В византийский период Эрехфейон был обращен в церковь. В XII веке, при крестоносцах, он был присоединен к выстроенному на Акрополе дворцу и, наконец, в эпоху турецкого владычества служил помещением гарема местного правителя. В начале XIX века храм подвергся разрушениям при военных действиях. Раскопки и изучение его начались с 1837 года; первые попытки реставрации относятся еще к сороковым годам XIX века. Большие реставрационные работа были произведены в 1902—1907 годах под руководством Н. Баланоса; в частности разысканы многие из недостававших камней и восстановлены важнейшие части храма. Теперь наружный вид Эрехфейона можно считать в основном выясненным. 
 
 
 
В устройстве внутренних частей храма, ввиду многих позднейших перестроек, многое еще остается неясным. 
Особенностями Эрехфейона являются его асимметричный план, не имеющий аналогий в эллинском храмовом зодчестве, а также очень сложная пространственная композиция его помещений и трех портиков, расположенных на разных уровнях (рис. 136, 137—144; табл. 66—74). 
Основное ядро здания представляет собой прямоугольную в плане постройку с размерами по стилобату 11,634 x 23,50 м (рис. 136).  Крыша — двухскатная, крытая мраморной черепицей; на восточной и западной стороне — фронтоны. С востока целла завершается шестиколонным ионическим портиком во всю ширину здания, подобно храмам простильного типа (рис. 137 внизу; рис. 142, фиг. 1—8; табл. 70—71). Необычно был решен западный конец сооружения. Здесь имелось два своеобразно расположенных портика, завершавших не торцовую, а продольные стороны целлы и ориентированные на север и юг (северный портик и портик Кор). 
С западной стороны храма имелся высокий цоколь, над которым подымались четыре колонны в антах. Промежутки между колоннами были забраны решетками (рис. 138 вверху; табл. 67, фиг. 2). Решетки были поставлены в V веке до н. э., как это видно по отчету строительной комиссии. В римское время решетки были заменены каменной кладкой оконными проемами, вследствие чего колонны стали полуколоннами (рис. 143, фиг. 1—4) 
Высота колонн и антов западного фасада составляет 5,61 м. Высота цоколя, на котором они стоят,—4,80 м. Профилированная база проходит на 1,30 м выше аналогичной базы южного портика. Поднять западную колоннаду так высоко пришлось, быть может для того, чтобы она была полностью видна из-за деревьев и ограды сада, расположенного перед ней. Кроме того, это дало возможность поместить в цоколе дверь из Пандросейона внутрь целлы. Эта дверь расположена асимметрично, ближе к южному углу. 
 
 
 
 
Предполагают, что во время стройки у Юго-западного угла Эрехфейона, под фундаментами Гекатомпедона, была обнаружена древняя могила. Ее признали за могилу Кекропса и, чтобы сохранить неприкосновенной, фундамент Эрехфейона передвинули к западу, а над могилой положили большую мраморную балку в 1,5 м шириной и 4,83 м длиной. 
Южная стена стоит на трехступенном основании и сложена из тщательно пригнанных отполированных квадров (рис. 137 вверху; табл. 67, фиг. 1). Орфостаты (квадры нижнего ряда кладки) поставлены на профилированную базу, служащую продолжением базы анта восточного портика. Широкая лента орнаментальной порезки, переходя с шейки этого анта на южную стену, тянется по ее верху. Мотив этого орнамента, скомпонованный из пальметт и лилий, называется анфемием и в менее развитых формах встречается еще на архаических капителях, найденных в Навкратисе и на Самосе. В Эрехфейоне его усложнившийся рисунок приобретает особенное изящество и законченность. Отдельные элементы более расчленены, сильно развиты извивающиеся усики, соединяющие пальметты и лилии (рис. 142, фиг. 2). Анфемий применен в Эрехфейоне с чрезвычайной щедростью — он встречается на антах, под капителями колонн, в верхней части наличника двери. 
 
 
 
На всех стенах Эрехфейона, за исключением западной, под трехчастным антаблементом тянется широкая полоса того же орнамента — анфемия, увенчанная поясом ов и лесбийским киматием. Этот декоративный пояс составлял изысканное и нарядное обрамление великолепной глади стены, усиливая ее самостоятельное художественное значение. 
Фриз Эрехфейона заслуживает особого внимания: он был выполнен из темного (фиолетово-черного) элевсинского мраморовидного известняка, на фоне которого подчеркнуто выделялись отдельно высеченные из светлого (белого) мрамора и затем прикрепленные скульптуры. Выше тянулся увенчанный овами карниз. Этот фриз вместе со всем антаблементом переходил на восточный портик и другие фасады сооружения. 
К западному концу южной стены примыкает небольшой портик — знаменитый портик Кор, в котором колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек — кариатид (или кор) — несколько выше человеческого роста (2,10 м) (табл. 68). 
 
 
 
Высокий цоколь, с профилированной базой, на котором стоят кариатиды, опирается на трехступенчатое основание. Сложенный из больших плит и увенчанный тягой с круп, ной порезкой ов, он служит массивным основанием для фигур девушек, несущих антаблемент портика (рис. 141). Промежуточным звеном между скульптурой и архитектурой являются капители над головами кариатид, состоящие из эхина, покрытого крупными овами, и узкого абака (табл.69). Стремясь зрительно облегчить антаблемент, чтобы избежать впечатления напряженности кариатид, зодчий с большим тактом применил исконную форму ионического антаблемента, сведя его к двум частям: архитраву и карнизу с зубчиками. Фриз отсутствует. На верхней фасции архитрава видны небольшие, чуть выступающие кружки, из которых, возможно, предполагалось вырезать розетки. 
В северо-восточном углу портика Кариатид находится неширокий проход и за ним лесенка, соединявшая портик с целлой. Когда зритель приближается к Эрехфейону со стороны Пропилеев и храм открывается перед ним с юго-западного угла, небольшой, но богатый светотенью портик Кор четко выделяется на блестящей глади южной стены, сильно сокращенной с этой точки зрения. Портик по-новому оживляет композицию при взгляде с площадки перед Парфеноном (т. е. с востока). 
 
 
 
Обходя вокруг храма и достигнув площадки перед восточным фасадом, зритель видит неглубокий шестиколонный портик очень легких пропорций (табл. 70, 71; рис. 137, 142). Высота его колонн составляет 9,52 D (6,58 м), при интерколумнии 2,05 D. В задней «стене находились украшенная богатым наличником дверь и два (частично сохранившихся) окна. Выйдя к северо-восточному углу здания, зритель оказывался на верхней ступени лестницы, спускавшейся к северному дворику с алтарем Зевса. Две нижние ступени поворачивали к цоколю северной стены и тянулись вдоль ее основания, вплоть до ступеней северного портика. Северный портик служил входом в целлу Посейдона. Здесь, у стены, помещался алтарь Зевса, и через отверстие в полу посетитель мог увидеть на скале след трезубца, которым, согласно преданию, бог Посейдон ударил в скалу Акрополя. Над этим местом в потолке была вынута кассета, чтобы священный знак был под открытым небом (рис. 144). 
Северный портик имеет по нижней ступени по ширине и глубине размер 12,035 х 7,45 м. По его периметру стоят шесть колонн (рис. 138, внизу). Они тяжелее колонн восточного портика (их высота — 7, 63 м, т. е. 9,20 D ) и расставлены шире (интерколумнии 2,32—2,27 м, или 2,80 D). 
 
 
 
Стволы колонн имеют легкий энтазис и небольшое утонение (разница нижнего и верхнего диаметров 0,104 м). 24 каннелюры имеют овальные закругления. Колоннам портика соответствуют анты, лишь немного выступающие из стены (табл. 72, фиг. 2). Угловые колонны слегка наклонены внутрь по диагонали. Мраморный потолок кассетирован. 
Декор северного портика повторяет мотивы орнаментики других частей храма, выделяясь нарядностью баз (рис. 140). В базах его колонн верхний вал покрыт резной плетенкой, чего нет у колонн восточного портика. В капителях изящно обрисованные двойным валиком спирали волют, с небольшим прогибом посредине, заканчиваются выпуклым глазком, некогда украшенным золотой розеткой. Балюстры капителей каннелированы; по краям каждой из семи неглубоких каннелюр проходят ниточки бус. Узкий абак покрыт овами и язычками, эхин украшен резьбой (овы) и подчеркнут снизу бусами астрагала; от подушки он отделен, в свою очередь, плетенкой. Ниже проходит широкая лента анфемия. 
 
 
 
Общая высота капителей северного портика составляет 0,613 м, из которых на анфемий и эхин приходится 0,279 м и на подушку и абак — 0,334 м. 
Из всех трех разновидностей капителей Эрехфейона капитель северного портика имеет наиболее богатую трактовку (табл. 74, фиг. 1). 
Антаблемент северного портика расположен несколько ниже антаблемента целлы (рис. 138, 144; табл. 72). Поверх легкого архитрава (0,72 м), разделенного на три фасции и увенчанного ионическим киматием и астрагалом, шла темная полоса фриза, аналогичного фризу восточного портика и целлы. Увенчанный поясом из ов, карниз имел незначительный вынос (0,31 м). Сима была украшена водометами в виде львиных голов, а перекрывающие черепицы крыши заканчивались антефиксами (с пальметтой и волютами). 
 
 
 
Особенно богато декорирована в северном портике дверь в пронаос (табл. 73). Ее сужающийся кверху проем (высотой 4,88 м, шириной понизу — 2,42 м и поверху—2,34 м) обрамлен наличником с розетками и сандриком на консолях, украшенным анфемием. Обрамление дверного проема хорошо сохранилось и является лучшим образцом наличника классического периода (лишь сандрик реставрирован в римское время). 
В отличие от портика Кариатид, северный портик значительно сдвинут к западу, выходя за пределы северной стены, так что его ось совпадает с осью узкого пронаоса. Северная стена заканчивается на западе антом, имеющим две лицевые стороны и напоминающим такие же анты западного фасада северного крыла Пропилеев. 
Таково сложное и разнообразное построение внешнего облика Эрехфейона. 
Внутреннее помещение Эрехфейона разделялось на две части глухой поперечной стеной. 
 
 
 
Восточная, несколько меньшая,  являлась святилищем Афины; там стояла древняя, вырезанная из дерева, особо чтимая статуя богини. Перед ней горел неугасимый огонь в золотом святильнике работы знаменитого мастера Каллимаха. Это помещение представляло собой «недоступное святое место богини», куда могли входить только жрецы; поэтому двери в него были всегда закрыты и для освещения понадобилось устроить два окна. 
Западная часть храма являлась собственно храмом Посейдона. Она разделялась на несколько помещений: не доходившая до потолка стенка отделяла вытянутый с севера на юг пронаос, и, вероятно, такой же высоты стенка разделяла две примыкавшие к нему с востока комнаты. По словам Павсания, в храме находились три жертвенника:  Посейдона и Эрехфея, героя Бута, Гефеста; на стенах были картины из жизни рода Бутадов. Под полом целлы находилась крипта, в которой жил священный змей Эрихфоний; под полом пронаоса находился колодец соленой воды («Эрехфеево море»), появившийся, согласно преданию, от удара Посейдона трезубцем о скалу. 
Западная часть здания лежала на 3,206 м ниже пола: восточной части (приподнятой над уровнем площадки, прилегающей к юго-восточному углу, примерно на 1 м).  Разница уровней вносила в композицию Эрехфейона не меньшую необычность, чем асимметричность плана (табл. 74, фиг. 3). 
 
 
 
На более низкой отметке находятся и два примыкающих к Эрехфейону дворика. Один лежал между северной стеной храма, стеной Акрополя и широкой лестницей у северо-восточного угла Эрехфейона. Другой, обнесенный оградой, прилегал к западной стене храма; это было святилище Пандросы, дочери легендарного царя Кекропса. В нем росла священная олива Афины. 
Это расположение храма, а также его расчлененность, вероятно, были продиктованы стремлением создать сооружение, контрастирующее с монументально-простым,  величавым Парфеноном всей своей сложной архитектурной композицией, — но не соперничающее с ним. Таков был новый принцип свободно и живописно компоновавшихся ансамблей V века. Место реликвий, располагавшееся в углублении скалы за Гекатомпедоном, оказалось теперь в пределах храма. 
Ионический ордер в Эрехфейоне отличается легкостью, изяществом и многообразием форм; три варианта его близки один другому. Каждый из фасадов, получивших свой индивидуальный облик, вместе с тем искусно связан с целым. Этому служат общий антаблемент со своеобразным общим фризом вокруг всего здания, общая профилированная база, протянутая по низу всех стен храма, ступени основания, сращенные со ступенями северо-восточной, лестницы. Этой же цели служит подобие отдельных частей (например: планов и расстановки опор северного и южного портиков; цоколей портика Кор и западной колоннады, и т. д.), а также система соотношений, связывающая формы портиков и членения стен. Так, квадры южной стены строго согласованы с высотой цоколя портика, которая равна высоте орфостата и одного ряда кладки, высота Кор — пяти рядам кладки, высота антаблемента — высоте двух рядов, расстояние- между антефиксами —  половине длины квадра и т. д. Все эти приемы создают впечатление гармонического единства, несмотря на разнообразие отдельных элементов. 
 
 
 
 
В Эрехфейоне было меньше раскраски. Ее в большой степени заменила полихромия различных материалов (камень разных цветов). Отчет строительной комиссии упоминает о раскраске энкаустикой лишь частей внутреннего орнамента (например, лесбийского каблучка архитрава), зато часто идет речь о позолоте. Белый, с теплым желтоватым оттенком пентелийский мрамор, темная лента фриза из элевсинского известняка, с выделяющимися на ней фигурами, и позолота орнаментированных частей — такова, возможно, была цветовая гамма наружных частей Эрехфейона. 
Автор Эрехфейона не известен. Упоминаемые строительной комиссией в качестве наблюдающих за постройкой архитекторы Филокл и Архилох вряд ли могут считаться авторами сооружения. Между окончанием постройки Парфенона и началом сооружения Эрехфейона прошло менее двадцати лет, а между тем эти два памятника резко отличаются между собой по своему идейному содержанию. Возвышенная героика предшествующих десятилетий отходит на второй план: в образах искусства и литературы начинают преобладать не монументально-героические темы, а углубленно-психологические мотивы, с одной стороны, и стремление к утонченному изяществу формы, — с другой. Автор Эрехфейона уже не держится традиционных форм греческой культовой архитектуры и, получив задачу объединить под одной крышей целый ряд древних реликвий, применяет приемы смелого новаторства: многие черты сооружения в плане напоминают не установившийся тип греческого храма, а парадные ворота Акрополя —  Пропилеи. При этом он объединяет в свободной асимметричной композиции ионические портики с портиком кариатид (кор), в котором классическая колонна заменена скульптурным изваянием. 
 
Таблица 68 
 
Помимо родства планов Эрехфейона и Пропилеев, на общность ряда архитектурных приемов в этих двух сооружениях указывают следующие примеры: 1) форма антов — с двумя лицевыми сторонами, в северном портике Эрехфейона и на углах восточного фасада Пропилеев; 2) применение оконных проемов для освещения (восточный портик и Пинакотека); 3) использование сплошной каменной кладки в качестве художественного элемента архитектуры (южная стена Эрехфейона и правое крыло Пропилеев; 4) применение элевсинского камня в полихромии здания; 5) решение композиции в разных уровнях, и, наконец, 6) уравновешенность частей средствами свободного художественного сочетания вместо простой симметрии — общий принцип всего ансамбля Акрополя.
 
***
 
Созданием замечательного ансамбля афинского Акрополя отнюдь не ограничивается аттическое зодчество середины и второй половины V века до н. э. В эту эпоху был построен еще целый ряд памятников как в самих Афинах, так и вне их. 
 
Таблица 69
 
 
Таблица 70