Новости истории

20.04.2019
В Северном море обнаружился голландский корабль с грузом меди на борту, затонувший в 1540-е годы.

подробнее...

18.04.2019
15 апреля вспыхнул пожар в парижском Нотр-Даме. Полностью сгорела крыша, и рухнул шпиль.

подробнее...

18.04.2019
Редкую золотую монету, отчеканенную в Константинополе 1600 лет назад, нашли школьники на севере Израиля и передали в Управление древностей.

подробнее...

Древний Рим и его культура

Культура античного Рима, пожалуй, самый сложный и даже тяжеловесный период в истории Античности. Здесь нет полета мысли и гуманистической гражданственности Древней Греции, нет смелого экспериментаторства и формотворческой изощренности эллинистического периода. Культура Рима слишком сильно обусловлена социальной и политической конкретикой, а та в свою очередь слишком противоречива, а зачастую и просто груба. Это вовсе не умаляет тех достижений в области культуры, которые у римлян были. Но в целом культура античного Рима, при всей ее грандиозности, с точки зрения духовной наполненности уступает предшествующим этапам.
Начинается история Древнего Рима с Рима царского, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян с центром в городе Риме. В сравнении с греками римляне всегда были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Не принимая во внимание сказочные мифы об Энее и братьях-близнецах Ромуле и Реме, можно использовать для обоснования происхождения воинственного настроя культуры Рима, например, предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение, с которым соседние общины не желали иметь никаких дел, и римлянам приходилось прибегать к хитрости и силе.
В конце VII в. до н.э. в Риме установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале I тыс. до н. э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима. Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников, созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов - древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, – Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н. э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками.
Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III-II вв. до н. э., силой оружия подчинил себе огромные территории. Это совпало по времени с периодом, когда на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, многочисленное, что не могло не повлиять как на развитие древнеримской культуры, так и на характер ее носителя, свободного римлянина. Класс рабов оставался самым многочисленным на протяжении всей истории Древнего Рима. Свободные люди составляли меньшинство, к тому же во многом зависимое от своих рабов. Класс рабов, естественно, не представлял собой однородной массы ни в этническом, ни в экономическом, ни в религиозном, ни в культурном отношениях. Все это приводило к хаосу в общем состоянии культуры, которая никогда не была однородной и монолитной. Рабство, в тех масштабах и формах, которые оно приобрело в Древнем Риме, отрицательно влияло на психологию господина, давая простор для развития жестокости, высокомерия и презрения к труду как занятию низменному ("рабскому"). Особенно позорным считался труд одного человека на другого, труд за плату. Исключением, возможно, являлся лишь труд юриста. Для оплаты труда этой категории служащих было введено особое слово "гонорар", что в переводе означает "почетное вознаграждение".
Для древних греков подобное не было типичным. Гесиод, который является основоположником древнегреческой этики, искренне советовал всем трудиться, потому что "человек праздный внушает отвращение и богам, и людям". В Греции пользовались почетом и уважением и скульпторы, и художники, и архитекторы, и ремесленники. Их имена греческая история бережно сохранила. В Риме хотя и было создано немало великолепных образцов скульптуры, живописи и архитектуры, мы знаем лишь имя одного Витрувия, жившего во времена Августа, архитектора-теоретика, автора труда "Об архитектуре". Но на то он и был теоретиком: труд интеллектуальный считался вполне престижным, но вознаграждения за него не причиталось. Рабовладельческий Рим эпохи республики и империи мог гордиться своей великой культурой, однако создателями ее были в первую очередь не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Среди них было много вольноотпущенников и рабов. Рабом, например, был основоположник древнеримского театра и первый римский драматург Ливий Андроник, вольноотпущенниками были и великие комедиографы Плавт и Теренций и т. д.
Диапазон трудовой активности свободного, полноправного римского гражданина был крайне ограничен, что неизбежно толкало его на путь поисков личной славы и почестей на поприще государственной деятельности. Римляне считали честолюбие не пороком, а нормальным качеством свободного человека. Честолюбие ни в какой мере не сдерживалось римской языческой религией, которая была в высшей степени формалистична и не включала в себя понятия морали. Отношения с богами носили характер откровенной сделки по принципу "я дал тебе, чтобы ты дал мне": я приношу тебе жертвы с соблюдением формальностей ритуала, а ты должен выполнять мои просьбы; если ты этого не будешь делать, то я не буду тебе приносить жертвы и буду искать себе других богов. Чужим богам римляне поклонялись охотно, если считали это для себя выгодным, и презирали лишь религиозный экстаз. Таким образом, в Риме создались условия, при которых честолюбие легко могло перерасти в безудержное властолюбие. Борьба за власть часто становилась смыслом и целью всей жизни.
Римский народ (populus Romanus) официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание. В соответствии с законом 73 г. до н. э. каждый неимущий гражданин, проживающий в городе Риме, ежедневно получал полтора килограмма хлеба. Впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда устраивали раздачу денег. Во II-I вв. до н. э. число иждивенцев государства доходило до 200 000 человек.
"Хлеба и зрелищ!" - в эти три слова укладывалось своеобразное "мировоззрение" этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Вот что, например, пишет о римских плебеях Аммиан Марцеллин: "А теперь я перехожу к праздной и ленивой черни. Всю свою жизнь эти люди проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Великий цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний. На площадях, перекрестках, на улицах и в гостиницах собираются они группами, ссорятся и спорят друг с другом. Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конских ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться". Оценка хотя и однобока, но достаточно точно отражает существовавшие нравы и порядки.
К театрам, где зрелища были более интеллектуальные, публика была довольно равнодушна, и театр никогда не имел в Риме того высокого общественного значения, какое он имел в Греции, хотя у сельских жителей пользовались большой популярностью сатурналии, театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год и собиравшие множество зрителей. По художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции.
Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации. Заключалась она в почтительном отношении к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески. Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы нарочито использовали декоративные элементы греческих ордеров, хотя функциональной необходимости в этом уже не было.
Из греческой философии в Риме были особенно распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара "О природе вещей", которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни.
Древнегреческая поэзия также пользовалась большой популярностью в Древнем Риме. Римские поэты охотно развивали любовные мотивы древнегреческой любовной лирики. Особенно хорошо это удавалось любимцу римлян Катуллу, который впервые решился поднять любовь на такую высоту, где не имеют уже значения ни Рим с его прошлым, ни традиции предков, ни все прочие проблемы. Образцы древнегреческой культуры стали тем объединяющим моментом, тем стержнем, который стал основой культуротворческих процессов в сложнейший период тяжелейших гражданских войн и потрясших Рим восстаний рабов (II cep. l вв. до н. э.). Подражая высоким древнегреческим образцам, римская культура застраховала себя от падения.
В конце эпохи Республики римская культура становится двуязычной - высшие римские фамилии по-прежнему говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов активно развивается латинский язык. В результате получилось, что Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий — по-гречески.
Немалую роль в том, что римская культура смогла выстоять в эпоху смут и сомнений, сыграл и интерес непосредственно к истории Рима. Предания старины, легенды, по мнению римского историка Саллюстия, стали лекарством от тяжелой болезни, которой болен Рим. Для него было очевидно, что государство приходит в упадок, причиной чего является порча нравов, а изучение наследия старины может способствовать излечению общества от этой порчи. Было очевидно, что спасти римское общество от разложения может лишь общая вдохновляющая идея, идея величия и вечности Рима.
Подобную идею попытался воплотить Октавиан Цезарь Август, преемник Юлия Цезаря, заложивший основу государства, которое фактически было монархией, но сохраняло еще республиканскую внешность. В течение своего долгого правления он 21 раз получал почетный военный титул императора, который тогда еще не был синонимом высшей власти. (Императором в Древнем Риме называли полководца, добившегося существенных побед и признанного войском "повелителем".) Спасительная идея была выражена в краткой формуле "паке Романа", т.е. "мир Рима". Слово "паке" имело несколько значений. Это и мир как противоположность войне; и мир как отсутствие внутренних распрей, смут и гражданских войн; и мир как единение вокруг Рима земель, образующих Империю.
"Сэкулюм Августум" - так называлось время правления Августа. "Век Августа" стал "золотым веком" римского искусства. Этому способствовали личные качества самого императора. Воспитанный на идеях и образах греческой культуры, он покровительствовал поэтам, живописцам, скульпторам не только из-за желания прославить себя и свое правление. Это было скорее способом приобщения художников к идее "паке Романа". Те же, кто не разделял взглядов Августа, попадали в немилость. Так, поэзия Овидия, существенно отличавшаяся от официально признанного канона, не внушала симпатий Августу. Возможно, была какая-то и личная причина, но фактом остается то, что величайшего поэта Рима Август обвинил в подрыве моральных устоев общества и попросту выслал на поселение, лишив даже права свободного передвижения. Август поставил ему в вину поэму "Искусство любви", где Овидий наставлял читателей по самым разным вопросам любовных отношений.
Среди приближенных Августа своим неподдельным интересом к литературе выделялся некто Меценат. Он выполнял поручения в сфере политики, дипломатии. Меценат, который и сам писал, организовал кружок литераторов, многих из которых он рекомендовал Августу. Император принимал их у себя, читал их сочинения, давал советы.
Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа стал 142-томный исторический труда Тита Ливия. В творчестве Ливия в наиболее завершенной форме представлена полная нравственных поучений история Рима "от основания города". Истории Рима были посвящены труды Публия Корнелия Тацита. Свои симпатии Тацит отдавал германцам, образ жизни которых он противопоставлял римскому обществу. Известен труд Гая Светония Трансквилла "Жизнь двенадцати цезарей", который остается ценнейшим источником сведений о Римской империи в эпоху Юлиев - Клавдиев и Флавиев. До сих пор пользуется популярностью труд жившего в Риме греческого историка Плутарха "Сравнительные жизнеописания", в котором сопоставляются знаменитые греки и римляне. Творчество Плутарха выразило тесную взаимосвязь культурного развития Греции и Рима, характерную для ранней империи.
Выразителями идеологии эпохи были поэты Вергилий и Гораций. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, отчасти сохранившимся в деревне, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия "Энеида", повествующую о создании Рима, ставят рядом створеннями Гомера, поскольку она является не только "национальной эпопеей", но и своего рода "библией" культа Рима и Августа.
По ходатайству Вергилия в кружок Мецената был принят талантливый поэт Гораций. Вершина творчества поэта — четыре книги "Од", где он показал себя достойным наследником древнегреческих лириков. Не были чужды творчеству Горация и философские размышления, что подтверждают его "Послания". Среди них выделяется "Послание к Пизонам", известное также под названием "О поэтическом искусстве". Гораций изложил в нем свои взгляды на принципы поэзии. Он считал, что поэт не смеет довольствоваться малыми удачами, обязан сочетать талант и культуру, изучать философию, чтобы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями.
Новым и весьма популярным жанром стал роман — латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из "Сатирикона" Петрония и роман Апулея "Метаморфозы". В первом из них даны хотя и шаржированные, но вполне реалистические зарисовки римской провинциальной жизни середины I в. н. э. В романе "Метаморфозы" ("Золотой осел") обыгрывается расхожий сюжето юноше, превращенном в осла, который с помощью богини Исиды вновь превращается в человека. Эротические и сатирические сценки из этого романа часто использовались писателями в более поздние времена.
Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I-II вв. были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Первый был сановником и богатым человеком, второй — рабом, а затем вольноотпущенником, третий императором. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат "Нравственные письма к Луцилию", ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду.
Эпиктет ничего не писал. В этом он брал пример с Сократа. Как и Сократ, Эпиктет проповедовал стоическую мораль в уличных беседах и спорах. Жил он в нищете, полагая, что нужно довольствоваться малым. Человеку, учил он, нельзя считать что-либо своим, поскольку в этом мире ему ничего не принадлежит. Эпиктет сравнивал жизнь с театром, людей - с актерами. Человек должен играть роль, предназначенную ему богом. Существующий порядок изменить нельзя, поскольку он не зависит от людей. Человек не может изменить и других людей. Можно лишь изменить свое отношение к существующему порядку и к людям. Человек должен жить, сознавая, что всякую пользу и всякий вред он может ожидать только от себя самого.
Выдающимся стоиком времен ранней Империи был император Марк Аврелий (время правления 161-180 гг.). После смерти у него были найдены записки, которые составили философское сочинение, условно названное "К самому себе". Они представляют собой размышления и беседы императора-стоика с незримым собеседником. Марк Аврелий благодарил бога за то, что полюбил философию. Философия научила его умению смотреть на каждый свой поступок как на последний в жизни. Благодаря ей он смог почитать и хранить живущего внутри гения. Марк Аврелий считал, что в душе человека есть две общие с богом черты — способность не смущаться внешними обстоятельствами и видеть свое благо в праведных мыслях и делах, ограничивая ими свои желания. А на огорчения и обиды, которые доставляют нам люди, нужно обращать внимания не больше, чем на толчки или случайные удары, которые мы можем получить во время спортивных тренировок. Лучший способ мстить – не походить на обидчика. Как и Эпиктет, Марк Аврелий был убежден, что изменять других людей, желать, чтобы они улучшились, и что-то делать для этого — пустое занятие. Полезнее заняться исправлением в самом себе того, что не нравится в других.
Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена известного оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики. Цицерон в начале 46 г. до н.э. в диалоге "Брут" связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в "чистое искусство". Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли "аудиториум", а преподавателя красноречия — "профессор". Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова, а не "культуры духа", как того хотел Цицерон. По его мнению, ораторское искусство необходимо сочетать с занятиями философией. Во второй половине I в. римский оратор и теоретик риторики Квинтилиан написал трактат "Об образовании оратора". Он развил мысль Цицерона о том, что ораторское искусство должно стать частью программы всестороннего философского образования.
Для культуры эпохи ранней Империи было характерно оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Август принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. Император, власть, сама Империя - этим мотивам была подчинена вся культурная политика. Человеку все вокруг должно было напоминать об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима. Строятся форумы, прославляющие деяния императоров, возносятся к небу колонны с памятниками в их честь (колонна императора Траяна, высота которой достигает 60 метров, покрыта рельефом, изображающим военные подвиги императора, и увенчана скульптурным портретом императора в рост). Сооружаются триумфальные арки (по обычаю, в честь победителя римляне устраивали триумфы - церемонии торжественного въезда полководца-победителя в город). Август построил величественный Алтарь Мира, а Веспасиан, явно подражая ему, соорудил Форум Мира и т.д.
Римская империя впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не духовность, факт, а не воображение доминируют в римском искусстве. Не удивительно, что римский скульптурный портрет беспощадно реалистичен. Важна не идеализированная красота, а личностная конкретика. "Сила, облеченная в величие", – вот римский идеал скульптурного произведения. Впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в соответствии с собственной логикой, заимствуя лишь то, что этой логике не противоречит. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство - архитектурные приемы: круглую форму плана и арки. Арочной архитектурой принято называть способ возведения крупных фундаментальных построек, внедренный в практику древними римлянами. С помощью арочных перекрытий римляне могли создавать колоссальных размеров здания, такие как огромный амфитеатр Флавиев (Колизей), вмещавший до 50 тысяч зрителей. Впечатляли и базилики, огромных размеров здания, представлявшие собой прямоугольные в плане конструкции, разделенные внутри на продольные части (нефы). В базиликах вершился суд и проводились сделки. Строились форумы, бани (термы), амфитеатры, дворцы, храмы, акведуки, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
В области оригинальной скульптуры, не воспроизводящей греческие творения, римляне также являются последователями этрусков. Римский скульптор не создавал идеализированные образы современников, как это делали скульпторы греческие. Он изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства, что было принято у этрусков, делавших портреты на основе снятой с лица маски. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян. Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу. Это представлялось в большей степени соответствующим идее величия. Культура Древнего Рима представляла собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными традициями.
Сложные отношения между патрициями и плебеями вынудили последних к активной борьбе за свои права. Они буквально вырывали у противников различные законы, гарантирующие им более прочное положение в обществе. Это и обусловило особую роль права в культуре древнего Рима. Значительным достижением римской юриспруденции был факт равенства граждан перед законом, при отсутствии равенства в политической и социальной сферах. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни. Право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую демонстрируют Институции Гая. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, способным адекватно реагировать на изменения социальной действительности.
В Риме тратились на никчемные развлечения фантастические суммы денег. Император Вителлий за год "проел" 900 млн. сестерциев. Для Нерона был построен гигантский Золотой дворец, весь разукрашенный золотом и драгоценными камнями. Сенека, описывая привычки знати своего времени, приводил множество примеров утонченной извращенности. Деньги становились главной жизненной ценностью, а духовные ценности явно шли на убыль. Но в то же время сохранялись и жили старинные представления о нравственном и должном, коренящиеся в натурально-общинных формах жизни. Денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца. Некоторые из принцепсов (императоров) проводили законы против роскоши. Веспасиан экономил по грошу, Плиний старший в своем энциклопедическом труде "Естественная история" славил древнюю бережливость. К тому же по традиции свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнявшей Форум, базилики, термы, собиравшейся в амфитеатре или цирке. Такое пребывание в толпе не было вынужденным. Напротив, оно воспринималось как ценность, как источник коллективной положительной эмоции, ибо создавало ощущение общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшее из реальных общественных отношений, но гнездившееся в самом основании народной культуры. Именно в этой внутренней предрасположенности жителей Рима к единению, равенству, скромности, противостоящей извращенным нравам властьимущих, рождалась потребность в новой идеологии, способной заменить уже утратившую какую-либо реальную силу религиозную идею прошлого. И такая идея пришла в Рим с проповедниками христианства, системы религиозных воззрений, основанной на вере в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Многие религии соперничали между собой, но победила религия, в которой провозглашалось равенство всех людей перед Богом, посмертное воздаяние за праведную жизнь. Император Константин вынужден был признать христианство равноправной религией наряду с другими (313 год), существовавшими в Империи. В 392 г. император Феодосии официально запретил языческие культы. Единственной государственной религией Древнего Рима стало христианство.
В конце V в. (478 год) Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Оно и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры.
 
 
 
 



   
Яндекс цитирования