Новости истории

18.04.2017
Согласно греческим ученым, фундамент здания гробницы Христа в Иерусалиме опирается на неустойчивые скалистые основания и щебень и поэтому нуждается в существенной реконструкции.

подробнее...

17.04.2017
Российские археологи нашли на территории Брянской области статуэтку женщины, вырезанную из бивня мамонта во времена ледникового периода, пополнив небольшой элитный клуб "идеалов женской красоты" каменного века.

подробнее...

17.04.2017
Шестьсот шестьдесят два человека - таков рекордный состав самого крупного собрания поклонников Чарли Чаплина, нарядившихся в костюм своего кумира. Собрание было приурочено к годовщине открытия Всемирного музея Чаплина и дню рождения самого актера, случившемуся 16 апреля 1889 года.

подробнее...

Древний Китай и его культура

Каждая из великих классических культур Востока уникальна. По своему духовному строю китайская культура разительно отличается от индийской. Ей присущи трезвость, рационализм, высокая оценка жизни и умения жить достойно в соответствии с эталонами высшей добродетели. В отличие от индийцев, китайцев живо интересовали этико-социальные проблемы: древнекитайские философские школы спорили о том, как лучше управлять государством — на основе добродетели или на основе закона. В отличие от Индии, в Китае не было сильной и влиятельной жреческой касты. Китайские жрецы были в первую очередь чиновниками на государственной службе, а ритуал мыслился как неизменная часть государственного порядка.
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому, что получило название "китайские церемонии". Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план, а со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безличное Небо.
Мифология и религия отступили под натиском этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. Самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку - черты китайской культуры, прослеживающиеся в течение многих веков. Эти черты были если не порождены, то по крайней мере усилены и развиты конфуцианством. Конфуцианство – одна из основных религиозно-философских систем Древнего Китая, не столько религия, сколько национально-культурная традиция, образ жизни и социальный уклад китайцев.
Основатель системы — Кун-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н. э.), живший в эпоху кризисов, нестабильности и смут, панацею от всех бед и средство политического и культурного возрождения Китая усматривал в строгом и неуклонном следовании обычаям старины. Сам он считал себя не новатором-творцом, а лишь передатчиком забытой древней мудрости. Преклонение Конфуция перед идеализированной древностью, кропотливое собирание древних обычаев и ритуалов стараниями его учеников и последователей превратились в канонизированные нормы и стереотипы поведения, предусмотренные "на все случаи жизни" и строго обязательные для всех. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, нарочитые скромность и добродетель были сутью конфуцианской "модели поведения". Основу конфуцианского учения составляют пять простых и великих добродетелей: 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество.
Конфуцианские стандарты включали и высокий уровень образованности: хорошего знания древних текстов, умения свободно оперировать изречениями мудрецов и писать сочинения в свободном стиле. Именно такое образование предлагала древнекитайская школа. Все дисциплины негуманитарного цикла, в особенности естественные науки, по мнению конфуцианцев, не заслуживали особого внимания.
В конфуцианстве понятие "ли" ("этика-ритуал"), включающее правила поведения, обряды, обычаи, стало высшим символом ритуализованной этики. "Правитель руководит подданными посредством ли". "Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда люди преодолеют себя и обратятся к ли, Поднебесная вернется к гуманности". Конфуцианство, вначале чисто философское учение, постепенно овладело и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. Конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина. В этом и состояла главная сила "китайских церемоний".
Итак, специфичные для китайской духовной культуры проблемы были связаны с житейской мудростью, нравственностью, соблюдением этических норм и ритуалов. Однако сильное влияние имела и школа даосов. Даосизм - другая существенная религиозно-философская система Древнего Китая. Ее основателем был легендарный Лао-цзы (604 - ? до н.э.). В центре его учения – понятие дао, Великого Пути, Верховного Закона и Абсолюта, господствующего везде, во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него: невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, безымянное и бесформенное. Оно дает начало, имя и форму всему на свете; даже великое Небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.
Великое дао порождает инь и янь — два уравновешивающих друг друга противоположных начала, символизирующие противоборство и союз света и тьмы (темное — светлое; женское — мужское; тяжелое — легкое и т.п.). Вместе они образуют "Великий предел" (Тай-цзи). Даже в китайской медицине здоровье человека объяснялось гармонией между инь и янь в его организме. Лао-цзы приписывается авторство книги "Дао дэ цзин"("Книга о дао и дэ"), трактата о Пути и Добродетели, который является наиболее часто переводимым на иностранные языки произведением китайской литературы. Философские принципы даосизма легли в основу ряда древнекитайских единоборств (у-шу, цигун, тай-цзи-цюань). Даосский идеал — в пассивном следовании дао, природе и недеянии. Правитель ни во что не должен вмешиваться, предоставляя всему идти своим чередом: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует...Когда правительство деятельно, народ становится несчастным", - полагал Лао-цзы.
Довольно скоро даосизм превратился в религиозное течение. Одной из забот даосов было достижение бессмертия, к чему даосы подошли практично и деятельно. Подготовка "кандидата в бессмертные" проходила с явным использованием элементов системы йогов: она включала в себя воздержание в пище (в идеале даос должен был научиться питаться собственной слюной), физические и дыхательные упражнения. Особый упор делался на моральные факторы: кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных акций, причем одно безнравственное деяние перечеркивало все былые труды. Достижению заветной цели служили и особые препараты, порошки и микстуры, изготовлявшиеся даосами. Увлечение волшебными эликсирами вызвало бурное развитие алхимии. Китайской алхимией в ходе бесчисленных экспериментов совершались и действительно ценные открытия, в частности, был изобретен порох.
В круг даосских наук входила и астрология; при этом упор делался не на астрономически-календарный, а на гадательно-предсказательныи аспект. Без учета гороскопа китаец не начинал ни одного серьезного дела, а женитьба начиналась с присылки гороскопа невесты в дом жениха. Не менее популярной была геомантия, наука о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа. Только при благоприятном сочетании всех факторов участок земли считался пригодным для сельского хозяйства или строительства. В недрах геомантии появился компас — одно из величайших изобретений китайцев.
В Китае же был произведен и первый удручающий "социальный эксперимент". Императором Цинь Ши-хуаном был введен единый свод законов, единая письменность, создана имущественная и социальная градация, а также проведена реформа культуры. В первую очередь было запрещено существование разнообразных философских школ. Большинство книг было сожжено, сотни философов утоплены в нужниках. За утайку книг кастрировали и направляли на строительство Великой Китайской стены.
Стену, ставшую символом культурной изоляции Китая, строили более 2 миллионов заключенных. Она простирается более чем на 4 тысячи километров: как и все тоталитарные режимы, диктатура Цинь Ши-хуана тяготела к архитектурному гигантизму. Известный психоаналитик Эрих Фромм отмечал, что система абсолютной власти имеет параноидальный характер. Вспомним Наполеона, Бисмарка, СталинаГитлера и др. Эта же участь постигла и Цинь Ши-хуана. Император заболел манией преследования.
Тоталитаризм, враждебный любой культуре и любой традиции, исторически обречен: империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет. Новая династия Хань возобновила прерванную традицию: уничтоженные книги были восстановлены по памяти. Конфуцианство с его идеалом высокоморального человека вновь стало господствующей идеологией, одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом. Однако пятнадцать лет террора и подавления культуры не прошли бесследно: плюрализм мнений, расцвети борьба школ, невмешательство властей в духовную жизнь и мировоззренческие споры так и не были восстановлены. Любопытно, что Цинь Ши-хуан стал одним из любимых героев Мао Цзэ-дуна, а в 1973 году "Женьминь Жи-бао" дословно повторила лозунг: "Книги — в огонь, ученых — в яму".
Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью и конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных направлений мировой религиозной мысли — чань-буддизм (в Японии - дзэн-буддизм). Буддизм оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (изящные пагоды стали традиционным типом древнекитайского храма). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Своеобразно и изобразительное искусство Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Такого типа здания стали называться пагодами и использовались как храмовые постройки. Распространены были резьба по камню, лаковые миниатюры, известна была и фресковая живопись.
Интересно и то, что поэзия, живопись и каллиграфия в Китае были неразрывно связаны. В основе всех трех видов лежит специфика иероглифического китайского письма, а произведения всех трех направлений искусства создаются с помощью одного и того же инструмента - кисти. Главная цель китайской эстетики - в отражении гармонии жизни, а единение трех видов художественного творчества отражает реализацию этой цели. Считается, что китайская каллиграфия - искусство написания иероглифов - отражает состояние души через искусно воспроизведенные знаки. Графическая красота иероглифов соответствует красоте поэтического текста. Текст же в свою очередь сопровождается живописным эквивалентом. Живопись как бы объединяет все три вида искусства. Поэзия же в свою очередь неразрывно связана с музыкой. Уже в начале I тыс. до н.э. были созданы наиболее ранние памятники древнекитайской литературы - "Книга песен", содержащая более 300 песен и стихов, и "Книга перемен". Ярким выражением утопических представлений о счастливой стране является "Персиковый источник" Тао Юань Мина, ставший воплощением мечты о прекрасном, радостном, безбедном обществе.
Конфуцианство наложило глубокую печать на все стороны жизни китайского общества, в том числе и на функционирование семьи. Семья считалась сердцевиной общества, ее интересы намного превосходили интересы отдельного человека, который рассматривался лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных интересов. Подрастающего сына женили, дочь отдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом не вставала.
Многие важнейшие изобретения, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришли из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. В Китае были изобретены пушки, порох, бумага и приспособления для печати, в том числе и подвижной шрифт. Китайские целители открыли кровообращение. Там в VII веке были изобретены механические часы. Совершенствуя художественную керамику, в IV веке н. э. китайцы изобрели фарфор. Не представляется возможным перечислить все значительные открытия катайских ученых в области математики, механики, биологии, медицины, астрономии. Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов, барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров.
Существенную роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыфал Великий шелковый путь, который был проложен во II в. до н. э. посольством Чжан Няня. Китай стал известен в Европе как "Serica" ("Страна шелка"). Но по торговым путям из Китая в Европу шли не только рулоны шелка, ящики с фарфором и чаем. Распространялись различные нравственные, философские, эстетические, экономические и педагогические идеи, которым суждено было оказать воздействие на Запад.
 
 
 
 
 
   
Яндекс цитирования