Новости истории

03.08.2017
Уникальное захоронение воина с кинжалом и ножом в боевом положении времен перехода от бронзового к железному веку обнаружили археологи в Омске при реставрации исторического здания.

подробнее...

03.08.2017
Сорок шесть археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных, были обнаружены в пустыне Нефуд (Саудовская Аравия) рядом с высохшими ложами древних озер.

подробнее...

02.08.2017
В отчете, опубликованном недавно японскими историками, утверждается, что походная раскладушка необычной формы, найденная в гробнице фараона Тутанхамона, сделана по революционной для своего времени технологии.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

Новое время


Россия XVIII века- 04.02.2017

Ценности и нормы культурного процесса в России XVIII века были обусловлены несколькими системными факторами. Во-первых именно этот период развития характеризуется усилением внешнеторговых и внешнеполитических связей России со странами Западной Европы и вхождением Российской империи в мировой историко-культурный процесс. Соответственно, ценности и нормы культуры начинают тяготеть к общемировым. Именно XVIII век назван в России эпохой просвещенного абсолютизма. То есть самобытность (абсолютизм) оставалась, но в то же время дополнялась новыми феноменами, характерными для эпохи Просвещения. Во-вторых, в этот период в недрах феодальной экономики, что в Западной Европе, что в России формируются новые капиталистические отношения, которые несут с собой фундаментальные изменения в ценностной системе общества. Опять-таки, специфика России XVIII века в том, что государственный строй, административное деление сохраняется феодальным, а экономика уже худо-бедно становится на рельсы капиталистического производства, на арену выдвигается и новый класс – буржуазия – купцы, заводчики и промышленники. И все это на фоне сохранения рабства.

подробнее...

Войны «крестьянские» или гражданские?- 11.10.2016

Статья «Войны «крестьянские» или гражданские?» посвящена восстаниям под руководством Болотникова, Разина, Булавина и Пугачёва, которые именуются «Крестьянскими войнами». Её цель – показать, что это были гражданские войны при участии внешних сил, и участие крестьянства в них было не большим, чем других слоёв населения. Автор считает, что специфические требования крестьянства руководители этих восстаний не учитывали или во всяком случае не ставили на первое место. По мнению автора, термин «Крестьянские войны» был изобретён советскими историками искусственно - для того, чтобы идеологически обосновать «вечную борьбу эксплуатируемых против эксплуататоров». История России в изложении советских учёных, в соответствии с марксистской теорией, состояла из непрерывного противостояния между властью и народом. Основными вехами этого противостояния были так называемые крестьянские войны, первая из которых – под руководством Ивана Болотникова – произошла в 1606-07 гг. Через полвека произошло восстание под предводительством Степана Разина, ещё полстолетия спустя – восстание Кондрата Булавина, а спустя шесть десятилетий после него – крестьянская война под руководством Емельяна Пугачёва.

подробнее...

Модели дворянского поведения (представление о чести и службе во второй половине 18 века).- 24.10.2011

История русского дворянства в последнее время вызывает повышенный интерес у историков, так как это было правящее сословие в России, игравшее решающую роль в политической, экономической и духовной жизни страны. Русские писатели XVIII века А. Кантемир, М. Ломоносов, А. Сумароков, В. Капнист, Д. Фонвизин, Г. Державин, А. Радищев, Н. Карамзин внесли свой вклад в формирование поведенческой культуры общества, освещая быт и нравы русского народа, вскрывая негативные явления русской действительности, знакомя с особенностями жизни других стран, тем самым содействуя распространению в обществе новых социокультурных традиций.

подробнее...

Шестьдесят шестой сонет У. Шекспира как исторический источник- 04.03.2015

Шестьдесят шестой сонет выделяется в сборнике из 154 сонетов великого английского драматурга и поэта социальной заостренностью. Но Шекспир, разумеется, обличает пороки общества не с позиции политика, предлагающего рецепт более совершенного устройства общества, но с позиции поэта-лирика, удрученного социальной стихией, в которой зло преобладает над добром. Поэт видит обитель спасения в любви. Как соотносится мироощущение автора сонетов с реальной политической и социально-экономической обстановкой Англии второй половины ХVI – начала ХVII века? Казалось бы, Шекспир писал свои сонеты в не самый худший отрезок истории Англии. Его называют «золотым веком». Это время победы над испанской армадой, время правления блистательной королевы Елизаветы I Тюдор, покровительствовавшей искусствам. На что здесь жаловаться?

подробнее...

Культура Московской Руси- 13.12.2014

Культура Московской Руси, преемницы Киевской Руси и предшественнице Руси Петровской изучена в настоящий момент довольно серьезно. Другое дело, что количество дошедших до нас письменных источников рассматриваемого периода сравнительно невелико, в основном они представлены записками иностранных путешественников или дипломатов, посевшавших страну или изучавших материалы посольств. Однако, их недостаток восполняется данными археологических изысканий и архивной работы с иностранными и русскими летописями того времени. В настоящей статье, опираясь на работы таких исследователей как Л. А. Беляева, известного археолога; Б. Башилова, Л. А. Щербаковой, И. Е. Забелина, Костомарова Н. И. и других, будет проанализирована культура Московской Руси с бытоописательной позиции, с применением методов сравнительного анализа и ретроспективы. К сожалению, изучение московского периода российской истории не имеет сегодня того интереса, который отмечается в отношении Древней Руси с ее многочисленными героями, былинами и легендарными событиями, ни Российской Империи, романтизированной династией Романовых. Из научно-популярных работ можно отметить книги Р. Скрынникова, всесторонне рассматривающего период правления Ивана Грозного, но и только.

подробнее...

Американская диета испанских конкистадоров- 18.11.2014

Несмотря на то, что недавно открытый американский континент представлялся европейцам «золотой жилой» в прямом и переносном смысле, испанские конкистадоры вынуждены были приспосабливаться к местной пище, а также терпеть голод и холод. Когда в апреле 1493 г. католические короли с немым восторгом взирали на пришвартовавшиеся в Барселоне корабли Христофора Колумба, наполненные диковинными вещами и драгоценностями, привезенными из Нового Света, их советники провозгласили, что золото из новых колоний покроет финансирование всех экспедиций, направленных на обращение язычников в католичество и на установление власти христианских монархов. Генуэзец устроил настоящее шоу при дворе: он показал настоящий рог изобилия из Америки, наполненный экзотическими фруктами, вокруг которого стояли обнаженные индейцы-дикари, а по залу с криками летали разноцветные попугаи. Придворные кастильские географы сразу же заключили, что изобильная флора и фауна Нового света, созданная Господом, позволит досыта накормить и обеспечить пропитанием на долгие годы всех испанцев.

подробнее...

Отмена Нантского эдикта- 17.09.2014

Французская республика всегда провозглашала разделение Церкви и государства. В отличие от других европейских стран, где религия является неотъемлемой частью жизни политической и общественной, Франция стремилась принимать законы руководствуясь в первую очередь светскими мотивами. Однако, так было не всегда. Еще 400 лет назад отмена Нантского эдикта (1685 г.) повлекла за собой жестокие репрессии протестантов. Возможность проведения такой политики свидетельствует о том, что в XVII веке церковь была неотделима от государства. 18 октября 1685 г. Людовик XIV подписал эдикт Фонтенбло, который запрещал отправление протестантских обрядов на территории всего французского королевства. Отныне обязательной становилась одна единственная религия, религия, которую исповедовал сам король – католицизм. Таким образом, Нантский эдикт, подписанный в 1598 г. был отменен.

подробнее...

Маркиз де Сад – бурная жизнь революционера-извращенца- 12.09.2014

Январь 1957 года. Париж. Молодой редактор обвинен в оскорблении нравственности и религиозных чувств. Полиция конфисковала и уничтожила выпущенные издательством книги, которые охарактеризованы как развращающие умы. Это дело, всколыхнувшее послевоенную Францию, касалось произведений известного литератора конца XVIII века – маркиза де Сада. Его труды – апология порнографии, разврата, сексуального насилия, инцеста и педофилии в одном флаконе больше потрясли век ХХ, чем современников. Что за личность скрывается за всем этим? Кто этот человек, прозванный почитателями его трудов «дивным маркизом»? Донасьен Альфонс Франсуа де Сад появился на свет в Париже 2 июня 1740 года в одной из старейших фамилий Прованса. Сначала ребенок воспитывался в отеле принца Конде, фаворитом которого был его отец, затем в семье своего дяди аббата Жака-Франсуа де Сада в замке Соман.

подробнее...

Тайна гения Леонардо да Винчи- 07.09.2014

Художник по образованию и ученый по призванию, Леонардо да Винчи воспользовался возможностями, открывшимися перед пытливым умом в эпоху Ренессанса. В Италии и Франции, наиболее прогрессивных государствах того времени, он пестовал свой гений художника, сценографа, военного и гражданского инженера. Мы попытаемся приоткрыть завесу тайны, которая окутывает всю жизнь и творчество мэтра, нам хочется понять, что явилось побуждающим мотивом в создании механизмов и аппаратов, великолепных картин и философских трактатов, которые до сих пор вызывают восхищение и бурную полемику. Благодаря дневниковым записям Леонардо да Винчи, мы знаем жизненную программу, которую он себе установил. «Железо ржавеет, если им не пользуются,- писал мэтр, - вода застаивается и гниет, а в холоде замерзает и превращается в лед. Так и праздность подрывает силу ума». Одно только это может дать ответ на вопрос, в чем загадка гения Леонардо – неустанно давать пищу уму, анализировать происходящее и мир вокруг, искать причину всего и сущность всякой вещи.

подробнее...

Кухня Ренессанса- 15.04.2014

ХХ век стал свидетелем молекулярной кухни, пищевых красителей, усилителей вкуса и отдушек, а Ренессанс инициировал новый кулинарный этикет. Новая традиция стремилась оттенить вкус популярных продуктов, которые от долгого хранения часто были с душком и придать изысканности жесткой дичи, которую теперь стали тушить в большом количестве соуса. В ходе приготовления многие блюда посыпались сахаром и тертым миндальным орехом. Сеньоры и аристократы, употреблявшие мясо каждый день, предпочитали птицу или водоплавающую дичь. Водрузив птицу, украшенную ощипанными ранее перьями, на огромный поднос, повара обрамляли ее кусками жареного мяса и подавали с кисло-сладким соусом на основе агресто.

подробнее...