Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Достопримечательности Тулы

     История Тулы начинается в глубине веков, и многие историки до сих пор не сходятся во мнениях о том, когда же был основан этот славный город, оказавший такое значительное влияние на историю России. Тулу сейчас называют и щитом, и арсеналом России – и надо заметить, эти названия весьма справедливы. За свою многовековую историю город не раз доказывал свое право на эти аллегории. В самые тяжелые времена Российской истории, начиная с татарских нашествий и заканчивая Великой Отечественной войной, Тула была одним из оплотов мужественной борьбы с захватчиками. Недаром тульские мастера-оружейники славились по всей стране.
     Но нельзя сказать, что история Тулы была лишь чередой войн и оборон города, ограждавшего южные подступы к Москве. Тульские самовары и тульские пряники стали не менее знамениты, не говоря уже о баяне, который мгновенно завоевал популярность в народе до такой степени, что без него и в наши дни не обходятся ни одни деревенские посиделки. Тула подарила России множество ярких, запоминающихся образов, которые навсегда вошли в культурное наследие страны – и в повседневный быт, который жив и по сей день в некоторых уголках нашей страны. Тот же самовар стал уже классическим образом деревенского быта, он запечатлен во множестве картин, книг, фильмов и мультфильмов. А в феврале 2008 года тульские кондитеры отпраздновали день Тульского  печатного пряника представлением рекордсмена среди этих сладостей, который был торжественно зарегистрирован в книге рекордов России.

 

 


                           Тульский кремль

 

 

     Великий князь Иоанн Васильевич в 1503 году получил во владение часть рязанских земель и городов. В их числе была и Тула, которая с того времени навсегда связала свою судьбу с Московским государством. Времена были неспокойные, на юге неуклонно увеличивалась опасность вторжения Крымской орды, и для того, чтобы преградить татарам путь к Москве, Василий III повелел заложить на левом берегу реки Упы, оставив нетронутым старое городище возле ручки Тулицы, дубовый острог. План крепости представлял собой вытянутый полукруг, напоминающий веретено. Тульский кремль был не первым среди тех, кто был основан по геометрически правильному плану, однако можно сказать, что только в нем принципы симметрии и точности нашли совершенное воплощение.
     Его вооружение составили пищали и пушки немецкого и московского производства. Строительство крепости было закончено в 1509 году. Но ее обороноспособность казалась Василию III недостаточной, и немного позже, в 1514 году по его приказу в стенах дубового острога была заложена каменная крепость, законченная в 1520 году.
     В отличие от подавляющего большинства прочих русских кремлей, Тульский был расположен не на возвышенности, а в низине. Однако природной защитой ему служили, во-первых, воды Упы и Тулицы с северо-востока, Ржавское болто с юго-запада и речка Хомутовка с юго-востока.
     Во второй половине XVI века каменная крепость обросла с внешней стороны посадским острогом, площадь которого в десять раз превышала площадь каменного города. Границы нового острога и стали границей самой Тулы в те времена. В XVII веке в кремле размещались Воеводский, Таможенный и Кружечные дворы, Архиерейское подворье, Приказная и Губная избы. Также там была обустроена богадельня для нищих, а простых дворов насчитывалось до сотни.

 

 

 

 

 

 


     Каменный кремль видел немало событий за свою жизнь. Именно его колокол в 1605 году возвестил жителям о прибытии самозванца Лжедмитрия, который на две недели превратил Тулу в псевдостолицу Московского государства.  Сюда же, в кремль, стекались бояре и дворяне, решившие присягнуть самозванцу. Во время крестьянского восстания в 1607 году в кремле нашел себе убежище и закрепился в нем на долгих четыре месяца. Царь Василий Шуйский осадил кремль, но каменные стены, не раз за свою историю отражавшие атаки татарских полчищ, могли выдержать и не такую осаду. Захватить предводителей восстания – Ивана Болотников и самозваного «царевича Петра», за которого выдавал себя Илейко Муромец, удалось лишь с помощью хитрости. Войско Василия Шуйского запрудило течение Упы, закидав ее мешками с землей. Поднявшаяся вода затопила кремль, и мятежникам ничего не оставалось, кроме как сдаться. В 1953 году в память об этих событиях в Тульском кремле был воздвигнут обелиск.

 

 

 

 


     Несмотря на неспокойную обстановку, кремль все это время являлся сердцем Тулы и убежищем для всех ее жителей. По сведениям из писцовых книг, в конце XVII века внутри каменных стен насчитывалось сто семь дворов и почти двести жителей. Самая первая улица Тулы брала начало в кремле.
     В середине XVII века произошло присоединение к России левобережной Украины, и южная граница отодвинулась от Тулы. Поэтому Тула как опорный пункт охраны южных рубежей потеряла свое значение, и в петровские времена Тульский кремль уже не числился в реестрах крепостей.   
     План каменного кремля представляет собой правильный прямоугольник, по периметру которого расположены девять башен. Четыре из них являются проездными. Стены кремля стоят на цоколе из белого камня, расширяющемся вниз. Вверху их венчают двурогие зубцы, получившие название «ласточкин хвост». По сравнению с XVI веком, по причине нарастания так называемого культурного слоя, уровень земли поднялся на полтора-два метра. Стены и башни оказались частично утопленными в нем, и теперь выглядят несколько ниже, чем есть на самом деле. Общая высота стен, с учетом и высоты зубцов, теперь не превышает десяти метров. Самыми внушительными стены являются на северной и восточной стороне, их толщина там составляет более трех метров. На южной и западной стороне стены тоньше: 2,8 метров.  Общая протяженность стен составляет более километра. На высоте шести с половиной метров по стенам тянется так называемый «боевой ход» шириной два с половиной метра, откуда защитники города могли отбивать атаки нападающих и вести огонь из легкого ручного оружия. От ответных атак обороняющихся защищал глухой парапет и сами зубцы, в каждом втором или третьем их которых наличествуют специальные бойницы. В общей сложности в зубцах кремля насчитывалось около 300 бойниц. Башни, стены и фундамент, уложенный на вбитые в прочный глинистый грунт дубовые сваи, были сложены из белого камня и большемерного кирпича, скрепленного известковым раствором. В саму толщу стен укладывался бутовый камень.
     Общее число башен кремля, как уже было сказано выше, девять. Они сильно выступают из линии стены, обеспечивая, таким образом, возможность обстрела нападающих с флангов, и изолированы друг от друга. Этим достигается то, что каждая башня представляет собой своеобразную «крепость в крепости», и захват одной из них не является решающим в сражении. Внутри башни делятся на отдельные ярусы мостами, которые, в свою очередь, связаны между собой каменными лестницами, ведущими не только в верхние помещения, но и на боевой ход. Именно башни обеспечивали основную огневую мощь кремля. Нижние ярусы некоторых их них использовались также и для хранения оружия, пороха, пушечных ядер. В ходе реставрационных работ, помимо прочего, были найдены также чугунные и каменные ядра  и своеобразные «ежи», использовавшиеся, по всей видимости, против татарской конницы. «Ежи» были коваными, небольшого размера – около пяти-шести сантиметров в диаметре. По всей видимости, их разбрасывали по дорогам на подступах к Туле: лошадь, наступившая на острие этого примитивного, но эффективного средства обороны, выходила из строя.
     Наверху башен, кроме обычных зубцов и бойниц, использовалось еще и такое новшество, как дополнительные бойницы навесного или косого боя. Это позволяло защитникам кремля не только обстреливать подошву башен, но и поливать штурмующих варом или кипящей смолой. Позже это нововведение начало широко использоваться при строительстве других русских кремлей, поскольку его эффективность превзошла все ожидания.
     Каждая из башен имеет свое название и свое назначение.
     Спасская башня, расположенная напротив Спасской церкви, раньше называлась Вестовой. Над ее шатром находился набатный колокол и смотровая вышка. Оттуда набат предупреждал туляков о грозящей опасности, будь то приближение врагов или пожар. Под башней также хранился запас пороха. Круглая и глухая, эта башня расположена в западном углу кремля.
     Казанская башня, или башня Одоевских ворот, получила свое название в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая была помещена в нише на внешней стороне башни. Через нее пролегала дорога в Одоев.
     Никитская башня получила имя по названию Никисткого конца, к которому она непосредственно прмыкала. Никитский конец, в свою очередь, получил название по расположенной в нем церкви Никиты Великомученика. Мнения исследователей кремля сводятся к тому, что здесь же в XVII веке размещалась пыточная камера, в которой заплечных дел мастера пытали воров и разбойников. Никитская башня находится в южном углу кремля. Так же, как и Спасская, она глухая и круглая.
     Башня Ивановских ворот ранее называлась Никитской, как и её соседка, поскольку располагалась в непосредственной близи от Никитской слободы. Располагается в  центре юго-восточной стены кремля.
     Ивановская башня, также круглая, расположена в северном углу кремля. Она не имеет бойниц. В XVI веке ее называли Тайницкой. В ее подвале начинался семидесятиметровый проход, спускающийся к Упе. Он предназначался для обеспечения водой защитников кремля в период осады, для крепости был обложен дубовым срубом. В XVII веке сруб сгнил и обвалился. Восстанавливать его за ненадобностью не стали. Впоследствии башню переименовали в Предтеченскую, поскольку вблизи нее был поставлен монастырь в память защитников, погибших во время осады Тулы ханом Девлетом. Ивановской ее стали называть значительно позднее по имени расположенных по соседству Ивановских ворот.

 

 

 

 

 

     Башня На погребу из пяти глухих башен – единственная, имеющая квадратную форму. Бойницы на ней отсутствуют. Рядом с ней в толще стены кремля имеется узкий проход к реке. Под ней, по сведениям исследователей, находился погреб воеводы с запасами оружия, пороха и пищи. Именно он и дал башне название.
     Башня Водяных ворот служила для прохода к Упе из кремля крестного хода, который спускался к реке на Богоявление для водосвятия. Из-за церкви Воскресения, находившейся на острове, в XVIII веке она называлась Воскресенской. Как и прочие проездные башни кремля, она квадратная. Ее верхний ярус не был связан со стенами самого кремля, так что проникнуть внутрь можно было лишь через боковой ход. Башня расположена в северо-восточной стене кремля.
     Наугольная башня в прошлом была занята торговым складом. Она расположена ближе всех прочих к Упе, поэтому и названа Наугольной, или  Наугольной к реке.
     Башня Пятницких ворот была названа по церкви Параскевы Пятницы, расположенной возле башни. В воротах башни предусмотрены ниши для хранения оружия и припасов. По сведениям из писцовых книг, в 1568 году в Туле вспыхнул крупный пожар, и находившаяся на Пятницких воротах «казна с зелием», то есть с порохом, взорвалась, сильно повредив башню. Эту версию подтверждает и тот факт, что башня Пятницких ворот единственная из всех остальных лишена белокаменных деталей.
     Архитектурные особенности Тульского кремля как оборонительного сооружения дают повод предположить, что он был возведен по школе  итальянского зодчества. Раздвоенные зубцы стен кремля имеют вид «ласточкиного хвоста», а этот элемент особенно характерен именно для итальянской дворцовой архитектуры. Никитская башня имеет сферический купольный потолок, что весьма нехарактерно для русского зодчества того времени.
     В целом до нашего времени не сохранилось документальных сведений о ходе планировки и застройки территории кремля. Однако, основываясь на сведениях о застройках других городов, можно предположить, что до момента организации тульского посада за стенами кремля в нем проживало все население Тулы, как гражданское, так и военное. Поскольку кремль был единственной защитой от регулярных нашествий татар, его территория застраивалась по максимуму, использовался каждый клочок земли. Кроме жилых строений, предназначенных для войска и постоянных жителей, здесь были оборудованы осадные дворы для окрестного населения, находившего в кремле приют во время татарских набегов.

 

 

 

                            Успенский собор   

 

 

     Исследователи предполагают, что в центре каменного кремля изначально находилась деревянная церковь, которая в 1626 г. носила название Архангельского собора. Первая каменная церковь была возведена в 1684—1685 гг и названа Успенским собором. При нем имелась небольшая колокольня и два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.
  Существующий ныне Успенский собор был построен в 1762—1766 гг. Имя его талантливого создателя, к сожалению, история для нас не сохранила. К западу от собора была возведена колокольня с часами – высокая, четырехъярусная, с позолоченным шпилем. Ее архитектором стал Праве. Строительство началось в 1772 г и закончилось почти десять лет спустя, только в 1781 г. Но да наших дней она не дожила – после пожара она была разобрана в 1936 г.

 

 

 

 

 

     Архитектурный план храма поражает своей предельной ясностью и монументальностью. Пять восьмигранных световых барабанов, широко и свободно поставленных, возвышаются над мощным, почти кубическим объемом. Венчают их луковичные главы с простыми коваными крестами. С востока к храму присоединяется низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой.
     Богатое оформление храма выгодно контрастирует с простым и объемным построением. В стиле нарядных форм русского барокко, фасады собора сплошь покрыты насыщенным декорированием. Высокий, наполненный воздухом, светлый зал с четырьмя несущими столпами, на которые опускаются своды, представляет собой внутреннее пространство собора. Большая высота и правильные пропорции придают ему величественный, торжественный вид.
     Однако не только архитектурное решение, но и уникальная внутренняя стенная роспись являются примечательными особенностями собора. Собор был расписан в 1765—1767 гг. «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Эти фрески представляют собой не только пример изумительной техники исполнения, но и образец глубочайшего раскрытия содержательной тематики. Роспись Успенского собора – последнее и прекраснейшее творение мастеров русского фрескового письма. Основой для мотивов изображений послужили удивительные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии в Ярославле. Однако фрески Успенского собора не являются простейшей калькой с подлинника. Они обладают своими особенностями и в стиле писания, и касательно самих изображений.
     Традиционно фресковая живопись носит консервативный характер, однако в Успенском соборе  в ней отразились как новые декоративные особенности, так и изменившиеся эстетические и духовные воззрения XVIII века. Из всей представленной в соборе живописи особенно выделяются картины, объединенные в два тематических комплекса. Из них семь изображают Вселенские соборы, а четыре являются аллегорическими иллюстрациями «Песни песней».
     На последних следует остановиться подробнее. Сам по себе выбор тематики – книги Библии, никогда не читаемой в церкви, говорит о том, что создатели Успенского собора, и туляки, и ярославцы, отличались особенной широтой взглядов и значительной самобытностью, которая позволила им заняться переосмыслением и передачей эмоционального послания в будущие века.
     Иллюстрировать любую книгу, пусть даже художественного или повествовательного содержания, не всегда удается легко. Художнику необходимо проникнуться духом текста, осознать и переосмыслить текст, найти в нем то, что больше других моментов способно затронуть читателя и зрителя, что сильнее способно вызвать эмоциональный и духовный отклик. Что же говорить об поэтически-аллегорической «Песни песней», которую в рисунке невозможно передать буквально без того, чтобы не пострадало ее многозначное наполнение. Иллюстрация таких текстов – удел немногих художников. Перед живописцами стояла задача не просто изобразить понятных и узнаваемых персонажей, но и передать для будущих зрителей основную идею текста, сформулировать образным языком в четырех картинах восемь глав  книги, труднейшей для понимания. По выражению проф. А. А. Олесницкого, «Песнь песней» являлась «неуловимой загадкой, предложенной человеческому духу».
     И талантливые туляки с успехом справились с поставленной задачей. Их картины по всей композиции пронизывает и объединяет, помимо высокого мастерства исполнения, глубинное понимание текста.
     Книга «Песнь песней» является одной из весьма неоднозначных книг Библии, и по сути своего текста допускает весьма различные толкования, порой противоречащие друг другу.  На фресках Успенского собора она получила новое раскрытие ее основной идеи, представленное как символический духовный союз Христа и его церкви.
     Кроме уникальной настенной росписи, в соборе имеется немало других культурно-исторических ценностей. К примеру, уникальный шестиярусный иконостас, созданный тульскими резчиками. Внутри собора находится место погребения архиепископа Никандра Покровского, управлявшего епархией более 30 лет. Успенский собор, хоть и относительно молод по сравнению с самим городом, все же являлся свидетелем достаточного количества трагических и радостных страниц нашей истории. В нем долгое время хранились редчайшие исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие в крымской кампании 1855—1856 гг.
     В данный момент собор является действующим, в нем проводятся богослужения.

 

 

                                 Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

 

 

     Это старейший православный храм Тулы, единственный архитектурный памятник XVII века, сохранившийся до наших дней в практически неизменном виде. Он представляет собой образец пятиглавого храма так называемого «московского типа», который получил большое распространение в России в XVII веке.
     Пространство церкви – открытое, без столпов – перекрыто сомкнутым сводом. На нем возвышаются пять глухих барабанов. Пятиглавие в данном случае представляет собой исключительно декоративный элемент, не несущий на себе никакой архитектурной нагрузки, кроме художественной. Главки храма были сложены из особого кирпича и покрыты черепицей, скорее всего, зеленого цвета.

 

 

 

 

 


     К западу от самой церкви расположена небольшая трапезная, к которой с северо-запада приставлена высокая колокольня, увенчанная относительно небольшим шатром. Главка колокольни по металлическому каркасу покрыта листовым железом. Представляет интерес то, что в церкви находится сохранившийся до наших дней весьма ценный образец чугунного фигурного литья эпохи позднего средневековья. В каменный пол трапезной вделан примечательный орнамент из декоративных чугунных плит своеобразного рисунка.
     Первоначально, в 1687 г Благовещенская церковь была деревянной. Возведение каменного храма связывают с Феофилактом Федоровым, священником этой церкви. Он был выходцем из купеческой семьи. Он хотел сохранить память о себе в родном городе, покидая Тулу. Белая каменная плита из известняка до сих пор сохранилась на правой стороне притвора храма. Из текста на ней известно, что церковь была возведена на личные средства Феофилакта. В то время он служил при в Астрахани настоятелем при Троицком монастыре.
     С 1692 г в каменном храме были освящены два боковых придела:  иконы Иверской Божьей Матери и Святителя Леонтия Ростовского.
Позднее при церкви была открыта церковно-приходская школа, в 1892 году. Действие храма приостановилось с 1932 по 1990 гг. В советское время в нем находился склад бакалейных товаров. В настоящее время в церкви совершаются регулярные богослужения.


      .

 

                              Тульский государственный музей оружия

 

 

     Тульский государственный музей оружия, бесспорно, является одной из главных достопримечательностей Тулы. Это старейший музей оружия в России.
     В 1724 году сенатом был утвержден указ Петра I, который гласил: " ...старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на сохранение ". Повинуясь приказу, при Тульском оружейном заводе начали собирать отдельные образцы оружия. Продолжательница его дела, Екатерина II, Великая Екатерина, распорядилась создать 1775 году Палату редкого и образцового оружия, которая и положила начало музею.
     Поначалу доступ к музею и его экспонатам имели только члены царской фамилии, высшие военные чины и иностранные гости. Только 16 ноября 1924 года, с выходом постановления Центрального правления артиллерийских заводов экспозиция была открыта для всех желающих.
     Ценность экспонатов и их исторического значения для России была очень высока, и руководство страны прекрасно отдавало себе в этом отчет. Вот почему в годы Великой Отечественной войны фонды музея были эвакуированы на Урал, в Медногорск вместе с основным производством оружейного завода. Экспонаты были возвращены на родину только ближе к концу войны, 12 декабря 1945 года. Позднее, в 1959 году для музея было выделено отдельное административное здание в центре города.

 

 

 

 

 

     В наши дни Тульский государственный музей оружия занимает под выставки и хранилища одно из старинных зданий в историческом центре Тулы – на территории кремля. Это уже не просто музей при заводе: в августе 1996 года правительство Российской Федерации приняло постановление " О создании Тульского государственного музея оружия ".
     Отличие его коллекций от таких именитых собраний, как в Эрмитаже, Оружейной Палате, Историческом музее состоит в том, что в них образцы мастерства тульских оружейников представляют собой в первую очередь художественную ценность. Тогда как Тульский государственный музей располагает самым полным собранием тульского оружия, начиная с петровских времен. Кроме того, его коллекция имеет настолько высокое историческое значение благодаря тому, что судьбы экспонатов четко прослеживаются в архивных документах. 
     Коллекции холодного и огнестрельного оружия являются, бесспорно, самыми значимыми, поскольку Тульский оружейный завод стал центром оружейного производства в России с начала XVIII века, а вскоре его продукция приобрела мировую славу.
     Богатое собрание холодного оружия, представленное шпагами, палашами, саблями и другими видами оружия, позволяет проследить его метаморфозы, затрагивающие формы и виды, с XVII по XX век. А прекрасная коллекция восточного холодного оружия представляет посетителям музея возможность полюбоваться на его своеобразные, непривычные взгляду очертания.
     Уникальная экспозиция ручного огнестрельного оружия представляет период с XVII до середины XIX века. Выставленное оружие изготовлено не только в Туле, родина некоторых экспонатов - Олонец, Сестрорецк, Ижевск.
     Восточное огнестрельное оружие, выставленное для просмотра, прекрасно иллюстрирует художественный вкус и вектор развития оружейного производства в Турции и Иране.
     Значительное место среди представленных экспонатов занимает, конечно же, коллекция западноевропейского огнестрельного оружия. Оно представлено образцами производства бельгийских, немецких, французских, английских, итальянских мастеров. Оно довольно любопытно своеобразием типов механизмов и систем.
     Кроме этого, для посетителей представляют большой интерес коллекции боевого оружия, которое применялось в ходе Первой и Второй мировых войн.
     Множество представленных здесь произведений оружейного искусства являются редчайшими свидетельствами высочайшего мастерства и не имеют аналогов во всем мире. Это, к примеру, образцы оружия, изготовленного в память о посещении Тульского оружейного завода царствующими особами и Великими князьями. Все изделия отличаются филигранной работой по металлу и дереву, и, конечно же, прекрасным техническим исполнением. Данные особенности тульских мастеров нашли широкое выражение в коллекции охотничьего оружия, которая собрана в отдельную экспозицию. Эта коллекция является одной из самых многочисленных и дает возможность своими глазами убедиться в мастерстве туляков, живших в ХVIII - ХХ веках.
     Также в музее выставляется автоматическое оружие, в том числе стрелково – пушечное, многие образцы которого в нынешнее время состоят на вооружении российской армии и не имеют аналогов за рубежом. Подлинным свидетельством гения тульских конструкторов является то, что подавляющее большинство экспонатов музея была разработана и произведена в Туле.
     Собрание оружия специального назначения представлено множеством различных видов. Здесь можно увидеть стреляющий нож разведчика, бесшумное оружие, пистолеты и автоматы, способные стрелять под водой, а также малогабаритные пистолеты – пулеметы, предназначенные для точечного решения нестандартных  огневых задач.
     Архив и библиотека музея хранят в себе обширные уникальные сведения по истории оружия и оружейного производства. Весомую часть этого документального фонда составляют свидетельства развития местной оружейной промышленности - фотографии, архивные документы, негативы. Среди них есть такие подлинные сокровища, как царские грамоты XVII - XX веков. Кроме несомненных исторических документов, библиотека располагает собранием литературы, ориентированной на исследование и документирование  истории развития оружия с древнейших времен до наших дней по всему миру. В этом собрании отдельное место отведено трудам, посвященным истории Тульского оружейного завода, собраниям русских военных журналов, среди которых есть экземпляры, изданные еще в начале ХХ века.
     Тульский государственный музей оружия является единственным в России музеем, предлагающим возможность пронаблюдать ход эволюции русской оружейной промышленности, видоизменение и совершенствование  русского стрелкового оружия, свидетельствующего о непрекращающемся поиске инженерно-технической мысли. Недаром прообразом Левши, сумевшего подковать стальную английскую блоху, считаются именно тульские оружейники, поэты своего дела.
     Благодаря своим уникальным коллекциям и богатейшему историческому материалу Тульский музей оружия снискал мировую славу. Он включен в сборник "100 великих музеев мира" и занесен в отечественную книгу рекордов. Значимость музея подтверждается и высшими наградами на выставках в Филадельфии в 1876 году и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В 1994 г. музею была присуждена премия "За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы", в 2001 г. он стал дипломантом Всероссийского конкурса "Хрустальный глобус", в 2006 г. - победитель акции "Любимый Тулы уголок" в номинации "Любимый музей".

 

 

                         Музей «Тульские самовары»

     По сравнению со своими соседями, этот музей достаточно молод. Он был открыт в  1990 году. Однако его коллекция собиралась долгие годы до того момента, как был основан собственно сам музей. Основой его экспозиции стало собрание самоваров ведомственного музея самоваров Тульского завода «Штамп», а также Тульского областного историко-архитектурного и литературного музея.
     Каждый из трех залов музея повествует об отдельных этапах самоварной истории, начиная с прадедушки первого самовара – сбитенника. До наших дней дожили и представлены в музее только сбитенники XVIII века, и о том, когда появился первый из них, остается только догадываться. Почтенный предок представляет из себя чайник с большим изогнутым носиком. Внутрь чайника впаян кувшин, куда закладывали горячие угли. До широкого распространения чая в нем готовили сбитень – ароматный напиток, заваренный на меду, травах и пряностях.

 

 

 


     Ничего, похожего на самовар, нет больше ни в одной стране. Причиной этому, скорее всего, служит то, что в других странах в традициях чаепития сразу заваривать чай кипятком. Своим появлением, конечно же, самовар обязан именно чаю. В Россию он был завезен с юго-востока в XVII веке и поначалу применялся среди знати как лекарство. Чайная торговля оказалась настолько выгодным предприятием, что чай начал распространяться не только в крупных городах, таких, как Москва, Астрахань, Одесса, Полтава, Ростов. Его стали продавать повсеместно. Чай быстро завоевал популярность в народе и стал национальным напитком. Вслед за ним начал завоевывать территорию и самовар. В XIX веке его можно было найти в Санкт-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Он стал частью судьбы и быта народа, его неповторимый образ запечатлен не только классиками – Пушкиным, Гоголем, Горьким – но и самим народом в фольклоре, частушках, сказках, пословицах и поговорках.
     Первое документально зафиксированное появление самоваров в Туле произошло в 1778 году. Братьями Лисицыными было устроено первое в городе самоварное заведение и изготовлен первый самовар. В 1803 году маленькое производство выросло до небольшой фабрики, на которой трудились 26 человек. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. В тульском музее хранится один из старейших самоваров братьев Лисицыных.
    Самоварное производство находило себе новых поклонников, поскольку дело оказалось довольно прибыльным. Кустари имели все шансы дорасти до фабрикантов и вместо мастерской держать фабрики. Самые лучшие и красивые самовары получали награды на выставках и ярмарках, вплоть до самых высоких. Например, в 1840 году самовары Ломовых получили возможность носить на себе государственный российский герб как знак высочайшего признания. Призовые места в подобных конкурсах обычно получали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Некоторые крупные производители, как Ломовы или Сомовы, открывали свои магазины – не только в Туле, но и в Москве, в Петербурге.
     Процесс изготовления самовара был долог и труден. На фабриках обычно шла сборка самовара из уже готовых частей, которые изготовлялись на дому, кустарно.
     В начале XX века фабрика, руководимая наследниками и продолжателями дела Баташева, изготовляла уже более пятидесяти различных видов самоваров. Это была знаменитая фамилия в самоварной промышленности, баташевские самовары обладали славой и именем. Достаточно сказать, что ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара Баташева.
     В коллекции Тульского музея насчитывается множество самых разнообразных фасонов баташевских самоваров. Среди них есть уникальная коллекция миниатюрных действующих самоваров, которые были выполнены в 1909 году в подарок детям царя Николая II: четырем дочерям и сыну.
     Революция 1917 года едва не прекратила существование самоварной промышленности. Действующие на тот момент фабрики были национализированы и частично разграблены. Второй расцвет производство самоваров получило в годы НЭПа, эта тенденция сохранилась и после восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны.
     В 50-х годах ХХ века все самоварные предприятия Тулы были объединены в один завод – «Штамп», который продолжил традиции своих предшественников с учетом веяний нового времени. В тульском музее представлены образцы продукции завода, в том числе и выставочные.
     Проходят годы - самовар не стареет. Традиция чаепития продолжает жить.

 

 

 

                       Музей «Тульский пряник»

 

 

     Музей размещается в здании самого пряничного цеха и магазина. Он образован в 1996 году и находится в бывших помещениях оружейников и самоварщиков, принадлежавших братьям Лялиным.
     Экспонатами музея являются пряники, среди которых есть как самый большой в России, 16-киллограммовый, так и самый маленький, крохотный 50-граммовый. Здесь также находятся образцы пряников, изготовленных по случаю знаменательных исторических дат, среди которых можно найти пряники в честь юбилеев Куликовской битвы, подвига Ивана Сусанина, Отечественной войны 1812 года, пряники, посвященные героям войны 1877-1878 годов, подарочный пряник, предназначавшийся героям крейсера «Варяг» и пряник, сделанный специально к коронации Николая II.
     Кроме них, в залах музея представлено большое количество разнообразных пряничных досок, использовавшихся в производстве печатных пряников. Некоторые из экспонатов музея рассказывают о прошлых традициях пряничного мастерства, о традициях и обрядах, связанных с изготовлением и употреблением пряников.

 

 

 

 

 


     Экспонаты музея размещены в двух залах. Во время экскурсии посетителям предлагается чаепитие со свежеиспеченными пряниками.
     Тульский пряник насчитывает уже не одно столетие своей жизни. Впервые он упомянут в писцовой книге за 1685 год, где о занятиях туляков сказано так: «кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками». Все производство, в том числе и пряничное, тогда велось исключительно вручную. Фигурный пряник – в виде рыбки, птички, собаки, медведя, человека – можно было вылепить руками. Такие пряники назывались лепными. Но подлинную славу обрели именно печатные пряники.
     Печатными назывались пряники, сделанные при помощи резных деревянных досок, на которых резчики выводили самые разные узоры, рисунки и надписи. Такую доску можно было использовать многократно, оттискивая узор на тесте.  Эти пряники настолько полюбились народу, что нашли наиболее яркое отражение в литературе.  Так, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки: «За столом сидит она царицей, наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным».
     Узоры на досках различались в зависимости от предназначения пряника: будет ли он подарочным, ритуальным, обрядовым, или предназначен для детей – на детских пряниках нередко оттискивалась азбука.
     По таким доскам можно отчасти проследить, как менялся быт и мир вокруг людей того времени, как вместо букв и имен архангелов появились надписи: комсомол, фестиваль, олимпиада.
     В XVIII-XIX веках пряники выпекали двух основных видов: кислые и пресные. Спросом у состоятельных людей пользовались те, что делались из заквашенного теста.
     Пряники на меду и патоке были сдобными, пышными и отличались друг от друга составом добавленных пряностей и специй. 
     Для бедноты предназначались пресные пряники, дешевые и легкие в изготовлении. В них для сладости обычно добавляли патоку.
     Музей «Тульский пряник» пользуется огромной популярностью у гостей Тулы. В год он принимает у себя до 25 тысяч человек.

     Каждый город, там более такой старинный и знаменитый, как Тула, обладает своими памятными местами с многовековой историей. Эти места хранят дух города, рассказывают его историю, открывают для потомков увлекательные страницы не только городской истории, но и судьбы страны, с которой город неразрывно связан. Тула веками являлась кузницей России, но одним только производством оружия, как видно, туляки не ограничивались. Тульские самовары и пряники знамениты наравне с тульским оружием. Тульские храмы свидетельствуют о высокой духовности жителей – и в прошлом, и в настоящем. Можно сказать, что в Туле сохранился для потомков особенный настрой русского миросознания и миропонимания, в котором производство оружия, призванного защитить мирную жизнь и не допустить разграбления родных земель, соседствует с такими простыми и родными сердцу каждого русского человека вещами, как самовар и пряник. Неудивительно, что Тула так гордится своей историей, так бережно и любовно собирает и сохраняет исторические свидетельства великого прошлого. Этот город неоднократно заслужил право называться героем, в тяжелых, кровопролитных боях с захватчиками отстоял свое право на жизнь и даже в самые тяжелые времена своей истории сохранял свои традиции, о чем свидетельствуют все исторические памятники, которые можно увидеть в этом замечательном городе – Туле.

 

 

 

 

Автор: Жуковская Д.