Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Средние века


Поволжские истоки Древней Руси- 18.02.2020

Переселение готов в Северное Причерноморье в середине III века н.э., нашествие гуннов в конце IV века, аваров в VI веке, а столетием позже хазар разделило праславянскую общность. Эпоха переселения народов совпала с вековым похолоданием. Предки южных славян устремились с древней родины около Карпат на берега Дуная, Балканы и Пелопоннес, предки западных – в Центральную Европу, к Балтийскому Поморью, низовьям Одера и Эльбы. Предки восточных славян в III-IV веках двинулись к Среднему Днепру, Дону и Приазовью. Возник южный очаг древнерусской цивилизации, в котором со славянами смешивались готы, даки, скифо-сарматы, тюрки. Затем часть славян покинула эти земли и переместилась на Среднюю Волгу и берега Камы, где в III-VII веках приняли важнейшее участие в создании именьковской археологической культуры – всё ещё мало изученного восточного очага древнерусской цивилизации. Наконец, выходцы с берегов Припяти и Днепра переселились (предположительно, вместе с потомками венетов и славенов из Померании) на Северо-Восток, в область Чудского, Ильменского и Ладожского озёр.

подробнее...

Мать-Сыра-Земля- 07.02.2020

Образ Земли-Матери восходит к эпохе индоевропейского единства. Имя древнегреческой Деметры означало «земля-матерь», её олицетворениями, родственными древнерусскому земля являлись фракийская Семела и Жемина литовцев. Близкими по смыслу образами земли-матери являлись Притхиви индусов, Ардвисура Анахита иранцев, Церера римлян, Нерта (Nerthus) германцев. Древнерусская культура, вобравшая в себя праславянскую и индоевропейскую архаику, наиболее полно, по сравнению с южно- и западнославянскими, сохранила образ Земли-матери. Есть все основания говорить об особом «словаре Земли» и архаичном «тексте Земли», который включал в себя сотни слов и выражений. Древнейшие верования основывались на представлении о единстве и святости неба и земли, которые сходились «у края мира». Земные реки притекали с неба и к нему восходили.

подробнее...

"Боги" князя Владимира- 28.01.2020

При рюриковичах начался упадок древнерусской свето-солнечной религии. На Русь стало проникать иноземное многобожие. Вероятно, уже в IX веке при великокняжеском дворе был принят обычай изготовления «болванов» (реконструируемое праславянское *bъlvanъ, вероятнее всего, произошло от шведского bulván –«соломенное чучело»). Устрашающая мощь и примитивное человекоподобие скандинавских богов было несовместимо с верованиями русов. Язычники-скандинавы помогли Владимиру в 978 году свергнуть родного брата Ярополка, сочувствовавшего христианам, и захватить Киевский престол. Спустя два года князь Владимир попытался создать «русско-варяжскую» религию по скандинавскому образцу, с болванами и жертвами. Под 980 годом в «Повести временных лет» было записано: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребряну, а ус злат, и Хърса, Дажбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Несомненно, сказание о крещении Руси в «Повести» было приведено в соответствие с потребностями тогдашнего государства.

подробнее...

Азбука первоучителя- 13.01.2020

«Апостол славян» св. Кирилл являлся выдающимся миссионером. В 860 или 861 году он прибыл в Корсунь, где провёл с перерывами около двух лет. В Таврии Кирилл углубил свои знания арамейского языка и иврита, а также, несомненно, познакомился с письменностью готов-несториан. Готский алфавит, созданный епископом Вульфилой в IV веке на основе греческого с включением четырёх латинских букв и трёх рунических знаков, мог стать образцом для создания кириллицы. Если судить по числовым соответствиям, в кириллице было 27 греческих букв, впоследствии слегка изменённых в начертании и порядке следования. Общее правило «один звук – одна буква» отличало азбуку от греческого алфавита со множеством надстрочных знаков и сближало с готским.

подробнее...

Кретьен де Труа − родоначальник эпоса о короле Артуре - 25.09.2019

Кретьена де Труа − автор самого раннего, дошедшего до нас через столетия, рыцарского цикла романов о короле Артуре. В литературоведении весь цикл артуровских легенд носит название Артурианы. Кретьен де Труа первый, кто выразил кельтский рыцарский фольклор в печатном слове, кто преобразовал фабулу рыцарских странствий в куртуазный сюжет. Годы жизни автора самого раннего повествования о короле Артуре известны лишь приблизительно и в энциклопедических источниках указываются как ок. 1130 − ок. 1191 гг. Они вычисляются, исходя из времени написания произведений, в которых авторство Кретьена достоверно установлено. Первые его поэмы, как выяснилось, созданы скорее всего до 1165 г., можно предположить, что в момент написания ему было около 30-35 лет, следовательно, наиболее вероятным десятилетием, на которое пришлось рождение поэта, будут 1130-е гг.

подробнее...

Ярослав Мудрый- 06.03.2019

В княжение Ярослава Мудрого продолжилось собирание (завоевание) славянских земель и городов, начатой первыми русскими князьями, русская государственность в рассматриваемый период значительно упрочилась. Первый раз летописец упоминает Ярослав, когда рассказывает о его конфликте с отцом – князем Владимиром. В качестве подручника (вассала) киевского князя, Ярослав правил Новгородом и собирал дань, две трети которой отсылал в Киев. В какой-то момент Ярослав попробовал не отправлять дани, что естественно вызвало гнев родителя. Равноапостольный святой князь решил взыскать деньги с чада силой, и, даже если потребуется, умертвить неплательщика. Узнав о готовящемся походе, Ярослав бежал в Швецию и стал нанимать там войско для борьбы с отцом. Со смертью Владимира Святославича этой вражде пришел конец, однако, сразу же началась междоусобица братьев-наследников.

подробнее...

Равноапостольный Каин- 01.02.2019

Сведения об истории нашей страны до момента официального принятия христианства, записанного под 988 годом, находим преимущественно в иностранных источниках. Все дело в том, что собственно русское летописание началось на раньше второй половины XI века и было сосредоточено в основном на современных событиях. О том, как оно было в прошлом, у тогдашних историков сведений было немного, византийские и арабские хроники имелись в небольшом количестве, зато сохранились устные легенды и сказания, поэтому искушение взять их фабулу, творчески переработав для лучшего усвоения, было велико. Традиция российского летописания возникла только с вместе с постройкой Киево-Печерского монастыря, где монахи смогли собрать небольшую библиотеку и заняться составлением хроник.

подробнее...

Иконосфера русского средневековья- 26.02.2018

С конца X века на Руси, пусть и не так, как в Каппадокии, Афинах и Александрии первых веков новой эры, происходило сложное взаимодействие христианства и язычества. Историк и этнограф начала ХХ столетия Евгений Аничков отмечал в недрах русского православия «какое-то соглашение старого с новым, какой-то перенос древних верований в новые формы, то есть, известного рода религиозное творчество». Он видел в этом явлении стихийное смешение обеих религий, которое привело к стойкому народному «двоеверию». Между тем «соглашение старого с новым» началось уже с первых веков новой эры, в эпоху начального знакомства восточных славян с христианством. Важнейшим путем его проникновения на Русь являлся торговый путь «из варяг в греки», упоминаемый в письменных источниках с IX века, но, несомненно, существовавший и ранее. По мнению исследователя славянской архаики Владимира Топорова, бывший «язычник» выбирал «те идеи, представления, образы новой веры, которые были так или иначе близки, соотносимы с его старой верой, верой его отцов, <�…> хотя бы отчасти напоминали ее».

подробнее...

От «Каменных спиралей» до «Кораля» на европейском Севере- 17.10.2017

Каменные лабиринты созданы протосаамскими прибалтийско-финскими племенами – эта точка зрения, общепринятая среди ученых, некоторые из них считают, что те мегалиты строились в средние века. Каменные лабиринты в настоящее время продолжают оставаться загадкой Севера. Известны три основные версии предназначения лабиринтов. Первые две связаны с переходом душ из нашего мира в иной, третья версия связана с рыболовством, единого мнения по этому вопросу нет. Загадки всегда привлекали творческий энтузиазм пытливого ума, это подвигает предложить иную версию о предназначении северных лабиринтов. Мегалиты на европейском Севере, каменные лабиринты – это «средневековые тренажеры оленеводов» для отработки техники или технологии управления оленьим стадом и обучения молодых охотников и подпасков.

подробнее...

Московский улус- 04.01.2018

Статья «Московский улус» представляет собой размышления о последствиях монгольского завоевания Руси и последовавшего татарского ига. В статье показано, что Монгольское завоевание и последствия оказались во многом ключевыми событиями в истории России. Они, по мнению автора статьи, наслоившись на события предшествовавшего периода, сформировали ту специфику развития страны, которая породила вечные споры о ее цивилизационной принадлежности и месте в мире. Автор также обращает особое внимание на то, что, хотя формальное разделение общественного сознания на «западников» и «славянофилов» относится к 1840-м гг., «спор славян между собою» восходит ко временам монгольского нашествия и продолжается всю русскую историю. По его мнению, что, поскольку споры продолжаются, представляется уместным появление новых материалов на эту тему.

подробнее...