Новости истории

29.04.2017
Японский бренд Asics представил новую модель кроссовок - Nimbus 17

подробнее...

29.04.2017
В Государственном большом театре Пекина открылась выставка фоторабот Пан Сяовэя «Пекинская опера». На выставке представлены более 200 фотопортретов персонажей Пекинской оперы, включая четырех основных действующих лиц и представителей разных направлений.

подробнее...

18.04.2017
Согласно греческим ученым, фундамент здания гробницы Христа в Иерусалиме опирается на неустойчивые скалистые основания и щебень и поэтому нуждается в существенной реконструкции.

подробнее...

Крестовый поход невинных

крестовый походВ 1212 году пред изумлёны очи короля Франции Филиппа Августа предстал некий юноша, утверждавший, что располагает письмом, написанным не кем иным, как самим Иисусом Христом. Это письмо было вручено подростку в то время, как он пас овец на склоне гор в окрестностях Орлеана, и содержало приказ незамедлительно выступить в крестовый поход с целью освобождения Святой Земли. В пророчестве также сообщалось, что подобно тому, как когда-то воды Красного моря разверзлись перед Моисеем, так же и воды Средиземного моря расступятся перед крестоносцами. Поражала в этом послании лишь одна небольшая деталь: в роли воителей Христа должны были выступать ... маленькие дети.

Филипп Август не поверил ни единому слову юноши и отправил его восвояси.

Известие о пророчестве, однако же, быстро распространилось среди простого люда, и менее, чем через месяц, согласно летописцам, вокруг пастуха собралось войско, насчитывавшее 30 тысяч детей.

В сопровождении нескольких святых отцов и паломников юные крестоносцы выступили из Вандома в июле 1212 года и направились на юг.

Весть о детях-крестоносцах вколыхнула всю Европу.
В Германии молодой крестьянин по имени Николас, проникнувшись идеей «крестового похода невинных», собрал ещё один отряд, состоявший в большинстве своём так же, как и французский, из детей крестьян и немногочисленных отпрысков благородных фамилий.
Сопровождаемые бродягами и проститутками, дети начали долгий и непростой переход через Альпы, взяв курс на Геную.

Современному человеку трудно представить, что заставило тогда взрослых людей, родителей юных крестоносцев, отпустить своих детей навстречу неизвестности.
В средневековом же человеке беспредельная вера в высшее начало граничила с полным невежеством, а восторженная религиозность и склонность к мистицизму соседствовала с крайней наивностью и доверчивостью.

Все предыдущие крестовые походы, в которых участвовали благородные рыцари, потерпели поражение, и в народе укрепилась вера в то, что спасти Святую Землю надлежало кротким духом, простым неимущим, поэтому идея завоевания Иерусалима детьми простого люда возымела широкий общественный резонанс и никому не показалась абсурдной: почти все участники этого похода отправились в путь, получив благословение своих родителей.

Единственный, кто проявил благоразумие во всей этой истории, был папа Инокентий III, который решительно воспротивился продолжению похода, заявив, что крестоносцы слишком молоды для того, чтобы сражаться за Святую Землю, и добился того, что часть их вернулась домой.
К сожалению, было уже слишком поздно.

К концу августа 1212 года остатки немецкого войска прибыли в Геную. Голод, жажда и трудности пути унесли уже сотни жизней. Дети умирали прямо на обочинах дорог. Многие, не выдержав испытаний, возвращались обратно.
Лишь немногие сумели добраться до Генуи и Марселя, и, едва войдя в город, тут же бросились к берегу моря в надежде увидеть своими собственными глазами обещанное чудо – то, как расступаются перед ними воды морские.
Расступаться воды, однако же, не спешили.

Разочарование маленьких крестоносцев было столь велико, что многие отправились в обратный путь. Те же, кто не терял надежды, изо дня в день возвращались на берег моря в ожидании чуда.

Меж тем известия о многочисленных погибших достигли Германии. Убитые горем родители стали искать виновных в смерти своих чад. Одним из тех, кто поплатился жизнью за печальные последствия похода, стал отец Николаса, казнённый через повешение.

Тем временем в Марселе двое «сердобольных» владельцев судов, видя отчаяние юных воителей, перед которыми морские воды упрямо не желали расступаться, предложили перевезти их на Святую Землю, пообещав во имя славы Господней не брать с них за это ни единого дуката.

Лишь спустя 18 лет стало известно, что сталось с пасажирами тех 7-ми судов, на которых воины Христовы отправились на Святую Землю.
В 1230 году один французский священник, прибывший с Востока, рассказал о том, что он был в числе сопровождающих той экспедиции, в которой 2 судна разбились о скалы во время шторма у острова Сан Пиетро, к юго-востоку от Сардинии, в то время как дети, путешествовавшие на других пяти судах, были отвезены в Алжир и проданы в рабство.
Те, на кого не нашлось покупателей, были переправлены в Александрию, где европейцы ценились более высоко.
Согласно свидетельству святого отца, уцелевших участников похода было около 700 человек. Едмузыкант, играющий на флейтеиницам посчастливилось получить свободу в 1229 году, когда они были выкуплены императором Фредериком II, в то время как большинство оставалось в рабстве до самой смерти.

Отголоски этой трагической истории сохранились в фольклоре. Полвека спустя после описанных событий в народе зародилась легенда о музыканте, околдовывaшем детей своей игрой на флейте.

 

 

 Н. Линник

 

   
Яндекс цитирования