Новости истории

07.12.2018
Археологи, работающие в Стоунхендже, обвинили строительную компанию, прокладывающую туннель под памятником, в вандализме.

подробнее...

18.01.2018
"Воскрешенная" ДНК двух древнеегипетских мумий, найденных в окрестностях Каира в начале 20 века, помогла ученым раскрыть их родословную и выяснить, что они были двоюродными либо единоутробными братьями

подробнее...

18.01.2018
В этот день, 18 января 1943 г., ровно 75 лет назад немцы вновь начали высылать евреев из Варшавского гетто в Треблинку.

подробнее...

Поднят на поверхность корабль Амундсена

8 ноября 2016 г. Историк

 

Корабль, построенный для норвежского полярного исследователя Р. Амундсена, затонувший на мелководье в 1930 г. у берегов Кембриджского залива (Канада), поднят на поверхность.

 

Мод - так называется судно, сделанное специально для Руаля Амундсена полностью из дуба, чтобы противостоять суровым арктическим зимам. Амундсен был первым человеком, достигшим Южного полюса и первым совершившим морской переход Северо-Западным проходом. Амундсен хотел переплыть неисследованные части Северного Ледовитого океана и по возможности лечь в дрейф, чтобы достичь таким образом Северного полюса. Именно для этих целей была заказана постройка Мод.

 

Судно поднимают с помощью камер, наполненных воздухом

 

Судно поднимают с помощью камер, наполненных воздухом. Credit: Jan Wanggaard/Maud Returns Home

 

Экспедиция началась в 1918 г., когда экипаж Амундсена отправился из Осло (Норвегия) вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, чтобы достичь Нома (Аляска), пройдя таким образом через Северо-Восточный проход. В конечном итоге полярник отказался от плана похода к Северному полюсу и продолжил исследования в арктических льдах. Мод провело в Арктике около 7 лет, затем перешло в собственность кредиторов Амундсена и было продано канадской компании Хадсон Бэй.

 

Корпус Мод полностью поднят на поверхность

 

Корпус Мод полностью поднят на поверхность. Credit: Jan Wanggaard/Maud Returns Home

 

Хотя приключения экспедиции на судне Мод известны сегодня не так широко, они все же были. Например, на Амундсена напал белый медведь и чуть не покалечил его до смерти, а потом полярник едва не умер, отравившись угарным газом. Самым же главным были, конечно, многочисленные научные сведения, собранные экспедицией в ходе плавания.

 

Корпус Мод

 

Корпус Мод. Credit: Jan Wanggaard/Maud Returns Home

 

 

Научными исследованиями на борту Мод руководил Харальд Свердруп, опытный океанолог, впоследствии возглавивший институт океанографии Скриппса в Сан-Диего. Его команда собрала массу физических, астрономических и метеорологических данных и сфотографировала северное сияние. Свердруп провел семь месяцев среди чукчей и сделал заметки об этнографии, лингвистике и культурных обычаях этого северного народа.

 

На фото, сделанном 8 января 1926 г., Мод возвращается из Арктики

 

На фото, сделанном 8 января 1926 г., Мод возвращается из Арктики 

 

Брешь, проделанная сломанным осевым пропеллером, привела к затоплению Мод в 1930 г. Судно пошло на дно близ одного из островов к северу от канадской Виктории. В последующие годы древесина с корпуса корабля была собрана для топлива. Норвегия вновь получила права на Мод только в 1990-е гг. После череды правовых и материально-технических формальностей норвежская команда спасателей наконец получила разрешение на подъем и транспортировку судна, вернее того, что от него осталось, к месту вечной стоянки в Воллен, Норвегия.

 

По словам руководителя спасательной экспедиции Йена Ванггарда, он несколько раз спускался под воду, чтобы оценить объем работы и все равно был поражен огромными размерами судна, когда его подняли со дна. Для поднятия Мод использовалось около 50 надувных подушек, каждая около 3,6 т подъемной силы. В дальнейшем судно будет очищено от ила и органических отложений, которые скопились за 80 лет пребывания на морском дне. Внутри было обнаружено множество деталей оснастки, кильблоков, дров, угля и других артефактов в очень хорошем состоянии. Все что требуется для их восстановления - сушка, лучше всего при низких температурах, - пояснил Ванггард в коммюнике прессе.

 

Судно после первичной очистки

 

Судно после первичной очистки. Credit: Jan Wanggaard/Maud Returns Home

 

В настоящий момент Мод находится на барже в непосредственной близости от места, где его подняли на поверхность. Оно проведет здесь всю предстоящую зиму, а весной отправится к месту назначения. Команда Ванггарда разрабатывает маршрут путешествия баржи обратно в Норвегию, время в пути - не меньше месяца. 

 

Как пояснил Ванггард отплытия возможно придется ждать до июля-августа, времени, когда морской лед рассредоточится и баржа сможет маневрировать. Существует, однако, опасность, внезапного начала заморозков, и тогда вероятнее всего придется остановиться на временную стоянку в Гренландии или на севере России. Спасатели пока не решили, поплывут ли они к Норвегии по восточному пути или же по западному, как Амундсен, через Северо-Западный проход.

 

Руаль Амундсен. Фото ок. 1910 г.

 

Руаль Амундсен. Фото ок. 1910 г.

 

 

 

 

 

На правах рекламы: На сайте нашего спонсора - http://gm-gen.ru/ - можно найти замечательные дизельные генераторы на 400 кВт от Gm-gen. Компания Gm-gen - ведущая на российском рынке, предлагающая комплексные энергетические решения. Энергия - это кровь техники, энергоснабжение, как кровоснабжение, должно быть качественным и бесперебойным. Все это гарантирует компания Gm-gen.

 

 

 

   
Яндекс цитирования