Новости истории

22.11.2016
Одесский художественный музей представил публике выставку "Одесский гобелен". Авторами экспонатов являются девять одесситов, среди которых Эсфирь Серпионова и Вероника Мон.

подробнее...

19.11.2016
В хьюстонском музее современного искусства Менил (США) покажут фильм Энди Уорхола "Закат", отснятый в 1967 г. Сеанс проходит каждый день, в который открыт музей, в 18.00. Вход - свободный.

подробнее...

17.11.2016
Польский путешественник Яцек Палкевич, член Русского географического общества, приступил к практической подготовке международной экспедиции "Великий Шелковый путь-2017", которая пройдет по территории семи стран – Китая, Киргизии, Узбекистана, Казахстана, России, Белоруссии и Польши.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

Подтверждена подлинность кодекса Гролье

11 октября 2016 г. Историк

 

Ученые из университета Брауна доказали, что кодекс Гролье - 800-летняя рукопись майя - безусловно является настоящим манускриптом XIII в. Сомнения в подлинности документа появились с момента его презентации в 1970-х годах и связаны с неясной историей его обнаружения.

 

Шестой лист кодекса Гролье

 

Таким образом, кодекс Гролье является на сегодня самым старым манускриптом из обеих Америк. Всего известно четыре кодекса майя.

 

Рукопись Гролье состоит из 10 страниц, заполненных текстом на языке майя, а также иллюстрациями с изображениями божеств и календарем движения Венеры, положение которой, связывалось с отправлением религиозных обрядов. Календарь охватывает 104 года и, следовательно, составлялся как минимум в течение трех поколений хранителей-астрономов. Майя связывали положение Венеры на небосводе с теми или иными трагическими событиями, а циклы движения с разными божествами собственного пантеона, большинство из которых изображено на страницах кодекса как воинствующие сущности, держащие оружие: копья, стрелы и мечи, которые использовались для обезглавливания.

 

Кодекс Гролье. Image: Justin Kerr

 

Когда в 1970-х гг. кодекс Гролье был представлен научному миру, многие посчитали его подделкой. Эти подозрения были связаны отчасти с темной историей обнаружения рукописи - ее нашли не археологи и не архивисты, а мародеры, расхитители гробниц, которые затем продали ее мексиканскому коллекционеру древностей Жозуэ Саэнсу в конце 1960-х гг.

 

Саэнс так рассказывает о приобретении рукописи: за ним прислали легкий самолет, который сел на секретную посадочную полосу где-то в лесах мексиканского штата Чьяпас. На месте бандиты показали ему старинную рукопись, а также другие артефакты майя, среди которых была необычная маска и детский башмак. Мародеры сказали, что все это они нашли в пещере. 

 

Саэнс доверил представить приобретенную им рукопись научному сообществу археологу Майклу Кое. Последний сделал это в клубе Гролье в Нью-Йорке. отсюда и название манускрипта. После этого кодекс был передан на хранение в Национальный музей антропологии Мексики, где пролежала в запасниках долгие годы, пока в 2016 г. его не решила исследовать группа ученых из университета Брауна. Пятидесятистраничный отчет об исследовании аутентичности кодекса Гролье был недавно опубликован в журнале Археология майя.

 

Одним из самых важных доказательств стало датирование документа с помощью радиоуглеродного анализа, который подтвердил, что бумага произведена в XIII в. Хронологически это совпадает с классическим периодом в истории Мезоамерики (900-1250 гг. н. э.), когда города Чичен-Ица на Юкатане и Тула в центральной Мексике приходят в упадок. Исследователи отмечают, что изображения кодекса похожи на те, которые археологи находят в указанных местах.

 

Скептики утверждают, что фальсификаторы могли бы использовать подлинную бумагу XIII в. и сделать рисунки на ней. Ученые, в противовес, ссылаются на то, что в самой рукописи содержатся некоторые факты и особенности, о которых исследователи майя 1960-х гг. просто не могли знать, соответственно они не могли быть включены в рукопись. Это касается в частности, изображения некоторых божеств, которые к тому времени еще не были открыты. Также некоторые изображения были нанесены с использованием пигмента, который получил название "синий майя" и был синтезирован в лабораториях только в 1980-е гг.

 

В целом, отмечается не очень хорошая сохранность кодекса Гролье по сравнению с другими рукописями майя, обнаруженными на сегодняшний день. Это - Дрезденский, Мадридский и Парижский кодексы, названные так в честь городов, в которых хранятся. Скудость письменных источников майя, дошедших до нас, объясняется не малой заботой ученых этого народа сохранением истории, но материалом, который использовался для рукописей. Бумагу майя делали из органического материала - стеблей риса, коры тутового дерева - который плохо сохраняются во влажном климате американских тропиков. Кроме того, много манускриптов было уничтожено христианскими проповедниками, приехавшими сюда после открытия Америки, и считавшими подобные рукописи еретическими.

 

Дрезденский кодекс

 

Вот как описывает уничтожение архивов майя монах-францисканец Диего де Ланда в XVI в.: "у местных мы нашли большое количество книг, но в них не было ничего кроме суеверий и дьявольского искуса, поэтому братья сожгли их все. Удивительно, что туземцы взирали на это с большим сожалением". Современные историки сожалеют об этом варварстве не меньше, чем майя-туземцы.