Новости истории

06.07.2016
Десятки английских студентов приняли участие в археологическом эксперименте, призванном установить, каким образом строители Стоунхенджа транспортировали гигантские камни к месту сооружения этого легендарного памятника эпохи неолита.

подробнее...

05.07.2016
В английском аббатстве Рединг (руины) начаты археологические работы с помощью георадара. Целью исследования является определение места захоронения короля Генриха I, а также выявления возможных археологических объектов (сооружений и человеческих останков).

подробнее...

04.07.2016
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин передал Военному музею города Салоники электронные копии документов о событиях 1916 года, когда российский император Николай II во время Первой Мировой войны решил отправить в Салоники вторую особую пехотную бригаду.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы

Английские студенты выяснили, как был построен Стоунхендж

6 июля 2016 г. Историк

 

Десятки английских студентов приняли участие в археологическом эксперименте, призванном установить, каким образом строители Стоунхенджа транспортировали гигантские камни к месту сооружения этого легендарного памятника эпохи неолита.

 

 

 

Массивные мегалиты Стоунхенджа сотни лет будоражили сознание ученых и путешественников. Загадкой оставалось то, каким образом древние люди транспортировали огромные камни из карьера, где они были добыты, к месту строительства, удаленному на 160 км. В средние века бытовала легенда, что Стоунхендж был построен великанами по приказу волшебника Мерлина, чтобы стать усыпальницей королей и витязей-бриттов, которые были убиты вторгшимися в их земли саксами.

 

Недавно проведенный археологический эксперимент, в котором могли принять участие все желающие, был призван установить, каким образом жители неолита перемещали камни, весом не в одну тонну и усилия скольких человек требовались для подобной работы. Эксперимент проходил на Гордон сквер, находящейся поблизости здания Института Археологии Лондонского университетского колледжа (UCL).

 

 

 

 

По завершению эксперимента участвовавшие в нем студенты колледжа отметили, что задание оказалось намного проще, чем они думали. Потребовались усилия всего лишь десяти человек, чтобы сдвинуть и протащить самодельные деревянные салазки по выложенному бревнами настилу. Скорость с которой двигались салазки составила 1,6 км/час.

 

По словам руководителя эксперимента Барни Харриса, докторанта философии из UCL, в ходе эксперимента было доказано, что для перевозки тяжелых мегалитов требовался минимум человеческих усилий. Ранее Харрис предполагал, что для подобной миссии потребуется гораздо больше людей.

 

В последние годы к сведениям от том, как предположительно был построен Стоунхендж и кем, добавилась информация о том, что знаменитый каменный круг является на самом деле лишь малой частью обширного комплекса, состоящего из нескольких подобных кругов из мегалитов, а также деревянных частоколов и курганов. Большинство из этих строений не сохранились в современном ландшафте и были обнаружены только с введением в практику новейших методов археологии - аэрофотосъемки, инфракрасного сканирования и георадара.

 

В 2014 г. ученые определили место, где были добыты двухтонные мегалиты из голубого гранита. Им оказался карьер в Пресели хиллс, расположенный в западном Уэльсе в 225 км к северо-западу от Стоунхенджа. Гигантские валуны, образующие основное кольцо Стоунхенджа весят до 32 тонн и вытесаны из песчаника, добытого в Мальборо-Даунс, расположенного в 32 км к северу.

 

По мнению Хариса У-образные салазки, сделанные специально для эксперимента, вероятнее всего использовались и строителями Стоунхенджа. Именно такая форма позволяет оптимизировать буксировку камней. Он также не исключает, что 32-тонные валуны были отбуксированы подобным же образом. По его подсчетам группа из 20 человек была в состоянии транспортировать один двухтонный камень из карьера в Уэльсе.

 

Кстати, подобные же У-образные салазки до сих пор в ходу в Индии и Индонезии и их также используют для транспортировки больших камней. На одном из раскопов в Японии, возрастом около 4000 лет были обнаружены похожие салазки, что еще раз подтверждает гипотезу Харриса об использовании подобной технологии в доисторические времена.

 

Салазки были впервые использованы в эксперименте 2016 г. Ранее валуны пробовали тащить только по бетонному настилу, что оказалось практически невозможным. Для того, чтобы камень "скользил" по настилу, все бревна должны быть одинакового диаметра и не иметь изъянов. В случае, если бревна разные, то самые большие из них сразу же уходят в землю, а все неровности, характерные для древесины делают саму конструкцию неустойчивой.

 

 

 

 

В эксперименте на  Гордон сквер настил из бревен был использован только для того, чтобы салазки не повредили траву. На самом же деле он совершенно не нужен, салазки могут прекрасно двигаться и без этого роликового механизма.

 

Полученные в ходе эксперимента данные предполагается использовать для моделирования и оценки количества людей и времени, которые заняло строительство Стоунхенджа. Подобная оценка уже проводилась ранее, а именно в 1951 г. британским археологом Ричардом Аткинсоном. Он подсчитал, что для строительства Стоунхенджа потребовалось бы 30 млн. человеко-часов. Результаты сегодняшнего эксперимента полностью опровергают эти данные.