Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

От редколлегии

Эрос и Культура поначалу представляются как полярности в жизни человека и в истории человечества. Эрос – это первичная жизненная сила Природы. Культура же – обуздание естественных энергий и мотивов и трансформация их с помощью запретов, законов в цивилизованное общежитие и творчество людей. Анализ показывает, что при этом между Эросом и Культурой идет постоянный диалог: они и противоположны, и взаимодополняющи, и питают друг друга. Эрос, подобно топливу в машине, поставляет материю и энергию, Культура же придает им форму и сообщает варианты движения, отчего возникает многообразие произведений человеческого творчества.
Соотношение Эроса и Культуры неоднократно осмыслялось и в мифологиях, и в философии, и в науке. Новое, что предлагается авторами настоящего тома, – рассмотрение данной проблемы с национальной и исторической точек зрения. Исследуя нравы разных эпох, сюжеты и образность произведений литературы и искусства, где Эрос выступает во множестве вариантов, авторы демонстрируют национальные особенности в понимании мира и человека в разных странах на различных стадиях культурного развития.
Мы полагаем, что настоящее издание послужит стимулом к дальнейшей разработке проблемы и во многих других аспектах. Ведь Эрос – это не одни лишь секс и эротика, но космогоническая сила, универсум Любви (и Вражды), действующей в Бытии. При таком широком понимании проблемы в ее исследовании могут принять участие и лингвисты (родовые соотношения в славянских языках в сравнении с другими индоевропейскими, семитскими и проч.), этнографы и этнопсихологи (быт, домострой, обряды), фольклористы (народный идеал мужественности и женственности в сравнении с литературным), литературоведы (любовные сюжеты и семейные переплеты в соотношении с социальными в разные эпохи и в различных художественных течениях), искусствоведы (подобные же сюжеты в живописи, на театре), религиоведы (например, национальные варианты в образах Богоматери, Бога Отца, Бога Сына), философы («материя» – Матерь, «дух» – Отец). Новые грани обнаруживаются даже в естественных науках (в теориях биологии, физики, математики). Целостность национальной культуры с разных сторон может быть осмыслена и под таким углом зрения.
Возможны самые разнообразные темы. Архетип: Мать, Отец, Сын, Муж, Жена, Дед, Бабушка – в фольклоре, в тех или иных произведениях литературы. Национальный идеал женщины. Эротика в искусстве. Эрос в биографиях писателей, политиков. Женские посиделки и салоны дам. Романтическая Возлюбленная. Прекрасная Дама. Куртуазность. Эмансипация женщины. Феминистское движение. Женщина-лидер. Страсти как мотивы в деятельности государственных мужей. Естественная эволюция и искусственный отбор в теориях биологии. Природа (женское) и Труд, Социум (мужское) в социологии и историософии. И всё это – в разных национальных культурах. Целый ряд этих аспектов нашел отражение и в настоящем издании.
Авторы статей, вошедших в первый том, в большинстве своем являются сотрудниками Института славяноведения и балканистики Российской академии наук, чем и объясняется то внимание, которое уделяется ими проблемам Эроса в первую очередь в славянских культурах и литературах.